Главная страница

И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы» стихотворение в прозе


Скачать 49.54 Kb.
Название И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы» стихотворение в прозе
Дата 29.02.2016
Размер 49.54 Kb.
Тип Урок

Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы

Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе

по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Цели: знакомство с произведением писателя; погружение в красоту и величие русского языка; лингвистический анализ текста; развитие процесса, опирающегося не только на знания, но и на языковое чутье; активизация мыслительной деятельности в «исследованиях» на уроках литературы.

Вид урока: урок – исследование.

План.

  1. Тема, цель урока: доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)

  2. Сегодня мы займемся творческой работой, потому что нет единого пути для анализа текста, и вам надо найти тот путь, который поможет проникнуть в смысл именно этого конкретного произведения. Разве только для благополучной сдачи экзамена нужно понимать художественное произведение? Ведь чтение способно дать истинное наслаждение: читая художественное произведение, мы погружаемся в мир, созданный писателем, в центре которого – человек, его жизнь, его страдания и радости. Хорошо, если вы сумеете сделать для себя настоящие открытия, познакомившись с лучшими образцами лирической поэзии, - значит, вы можете стать вполне компетентным человеком.

  3. Пр.№1 И.С.Тургенев больше знаком читателю как прозаик, хотя в юности он писал стихи. На слайде №1 пример ранней лирики Тургенева. Стихи большей частью слабые, подражательные. Так начинал каждый или почти каждый автор.

4. Пр. №2 «Стихотворения в прозе» – заключительный этап творчества Тургенева. Начало работы – 1877г. (тяжелая болезнь, смерть близких заставляют Тургенева задуматься о настоящем, вспоминать о безвозвратно прошедшем.) Первая часть цикла стихотворений была опубликована в 1882г. под названием «Старческое». Название цикла – не формальность, оно говорит нам о характере и тональности содержания. Тургенев заново переосмысливает жизнь. Получилось неподражаемое в конце творчества.

5. Пр. №3 Определений много, но я остановилась на определении из школьного справочника (показать литературу)

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Лишено таких признаков стихотворения, как метр, ритм, рифма. В этом отличие от ритмической прозы и свободного стиха (верлибра).

(В.В. Агеносов, Т.Г. Кучина. Справочник школьника. М.:Дрофа,2009)
И.С. Тургенев – М.М. Стасюлевичу. 29 сентября 1882г. Об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера».

6. Пр.№4 Попробуем доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение, лирическое произведение, воспользовавшись одним из приемов анализа текста (общие положения для уч-ся)

Для стихотворения в прозе характерно:

  1. субъективно-оценочный момент;

  2. эмоциональная окраска речи;

  3. ритм и интонация;

  4. повтор синтаксических конструкций; (риторические фигуры)

  5. звуковые переклички;

  6. (реже) рифмы.

1. субъективно-оценочный момент (вспомнить с учащимися особенности лирики как рода литературы)

Лирика – род литературы, специфика которого определяется направленностью высказывания на субъект: объектом изображения становится субъект речи. («Центральным «персонажем» лирического произведения оказывается сам его создатель и прежде всего – его внутренний мир». – Ф. Гегель). В отличие от эпоса и драмы лирика фиксирует состояние (человека, мира, бытия), а не динамические событийные ряды. В лирике доминирует экспрессивное начало: лирическое произведение – не просто информация о состоянии, но выражение этого состояния.( // Справочник школьника: Литература / В.В. Агеносов, Т.Г. Кучина и др., Под ред. В.В. Агеносова – М.: Дрофа, 1999.)

Читаем стих-е « Как хороши…» Давайте возьмем карандаши и обведем в кружок слово я, тем самым увидим присутствие лирического «я» в тексте.(1 док-во)
2.эмоциональная окраска речи
7. Пр.№5

Прочитайте первую строку стихотворения, эти строки были взяты Т. из произведения русского поэта Мятлева, прожившего в начале 19 века.

Обратите внимание на композицию произведения.

- Что, читая произведение, вам бросилось в глаза? (начало т. – конец т. – это рефрен); выделите в тексте рефрен – а

- Что свидетельствует кольц. комп.?(перекличку между началом и концом, законченность мысли). Эта фраза повторяется в тексте 7 раз.

- Какую роль играет в тексте повторение одной и той же фразы? (усиление значения ее, композиционную стройность, выявляет главную мысль, создает эмоциональный настрой.).

Такой прием в литературе называется рефреном, он используется для выражения основной мысли.

(Запись в словарь: рефрен – композиционный прием повторения стиха, строки, которые часто используются для выражения основной мысли.)
3.ритмическая организация стиха (ритм и интонация)
В названии текста обратите внимание на форму глагола (прошедшее время).

- О чем свидетельствует эта форма глагола? (герой повествует о прошедшем). Назовите жанр литературы, который говорит о прошедшем (воспоминания). Найдите и выделите в тексте - в
- Что такое ритм? Приведите примеры ритма (биение сердца, ход часов…)

- Что дает тексту стихотворная строфа? (7 раз) (ритм, мелодику). Стихотворная строка придает ритмизацию, гармонию тексту, делит текст на абзацы.

(6 абзацев – 6 микротем). Пронумеруйте абзацы в тексте

Ритм создает чередование хронотопов (наст. и прош. вр.)

Вожу новое понятие . (запись нового слова в словарь – хронотоп.)

Хронотоп - сложное слово. Первый корень хронос – время, топ – место, пространство. Найдите и выделите в тексте - с
Время не может существовать без пространства, пространство не может

существовать без времени.

Вывод запишем в тетрадь: чередование хронотопа и пространства ритмизирует, гармонизирует текст.
8. Пр.№6, Пр.№7 (выделить в тексте условные обозначения – а, в, с)
4.повтор синтаксических конструкций

При описании девушки задается эмоц. настрой (синтаксический параллелизм) в 3 абз.

(вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица…)
5. звуковые переклички

Как признак поэтического текста Т. отмечает фонетику.

Прием аллитерации придает особую звуковую выразительность тексту.

- Нагоревшая свеча трещит…

Аллитерацией называется повторение в стихотворной речи и в прозе одних и тех же согласных звуков. (Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем).
Вывод: мы увидели присутствие лирического героя. Эмоциональную окраску, ритмику, мелодию текста создают:

а) поэтическая строфа «Как хороши, как свежи были розы…»

б) рефрен

в) кольцевая композиция

д) ритмическое чередование времени и пространства

е) чередование поэтической строфы, рефрена, кольцевой композиции, ритмического чередования времени и пространства – это и есть гармония текста, гармонизация его.

Поэтому мы можем назвать произведение «Как хороши, как свежи были розы..." стихотворением, лирическим произведением.