|
«Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся»
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»
с углубленным изучением
иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Исследовательская работа
по теме
«Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся»
Учитель русского языка и литературы
Швецова Елена Анатольевна
2010г
I. Введение
1. Актуальность опыта
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом»
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы же изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Среди основных причин возникновения новых педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования личностных особенностей обучаемых;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
Старая система передачи знаний устарела, и назрела необходимость при сохранении самого лучшего из старого модернизировать систему образования, приспособить ее к современным условиям, воспитать такого учащегося, который бы соответствовал современным требованиям: был хорошо образованной, здоровой, гармонично развитой личностью, высоконравственной, умеющей приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Именно система развивающего обучения и способна помочь сформировать такую личность.
Таким образом, использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить «продуктивность» обучения. Это и моя задача как учителя русского языка и литературы.
Увеличение «продуктивности» обучения на уроках вижу в групповой форме работы, которая
дает возможность реализовать сотрудничество в педагогике. Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме групповой мыследеятельности (ГМД), состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые. Кроме того, групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности данного исследования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях обострилось противоречие между:
- коренным обновлением форм и способов социальной жизни в стране, повышением требований к деятельности человека на основе полного использования его творческого потенциала и невозможностью реализовать себя из-за невозможности трудоустроиться;
- разнообразием интересов, дарований ученика, его желанием приобрести знания, развить в себе качества, которые помогли бы ему быстрее встать на ноги, адаптироваться в сложной социально-экономической обстановке и невозможностью реализовать это из-за несовершенства образовательной системы, работающей на воспроизводство среднего ученика.
- неэффективным традиционным типом обучения и социальным заказом родителей учащихся.
2. Основная педагогическая идея, цели и задачи.
Проблема исследования:
Влияние групповой формы работы на реализацию сотрудничества на уроке и развитие познавательной деятельности учащегося.
Объект исследования:
Организация образовательного процесса в режиме групповой мыследеятельности.
Предмет исследования:
Обучение в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой и развитие потребностей – способностей учащихся.
Гипотеза:
Групповой способ организации деятельности является особым фактором совместной коллективной работы, который оказывает мощное стимулирующее действие на развитие личности учащихся.
Для достижения педагогической идеи определены следующие цели:
Цели исследования:
1. Обеспечить активность учебного процесса.
2. Достичь достаточного уровня усвоения содержания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической литературы по теме «Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся».
2. Формирование основных приемов учебной деятельности учащихся по достижению целей филологического образования.
3. Организация мониторинга:
- уровни владения общеучебными умениями;
-анализ качества обученности учащихся.
4. Оценка эффективности системы работы.
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, наблюдение, тестирование учеников, анализ результатов деятельности учащихся.
II. Теоретическая база опыта
1. Групповая форма работы - одна из форм организации образовательного процесса.
Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования стал актуальным.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом – большой объем фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать.
А это – результат деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.
В таком случае основным элементом работы учащихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: исследовательской, поисково-конструкторской, групповой, творческой… знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной системы. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной смыслообразующей.
Таким подходом к обучению является групповая форма работы. Она выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, то есть учебный процесс представляет собой: - взаимодействие;
- процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная на ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого – отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнерства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.
Концепцию «учение через деятельность» предложил американский ученый Д.Дьюи.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова; вопросы групповой формы решались Н.Ф.Талызиной, Г.К.Селевко, И.Б.Первиным, Х.Й.Лийметсом.
2. Технологический процесс групповой работы
а) Особенности организации.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке следующие:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Формируя группы постоянного состава, следует учитывать психологическую совместимость.
Как показывает практика, один из учащихся должен иметь достаточно высокий уровень
подготовки. Это способствует успеху в обучении.
б) Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- инструктаж о последовательности работы.
- раздача дидактического материала по группам.
в) Работа в группах:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- распределение заданий внутри группы.
- индивидуальное выполнение задания.
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
- подведение итогов группового задания.
г) Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах.
- анализ познавательной задачи, рефлексия.
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Системообразующим моментом технологии групповой мыследеятельности является рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем такте прекращается, поскольку проблема решена. Однако результативность обучения многократно возрастает, если поднять обучаемого до осознания собственной и групповой только что произведенной деятельности как конкретного результата.
Рефлексия постоянно ведет обучаемого к сознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приемов и подходов, что в итоге развивает его как личность. Рефлексия включается на любом такте деятельности. Сущность технологии ГМД заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. По технологии деятельность используется в трех основных аспектах:
деятельность как универсальная форма познания действительности,
деятельность как метод и средство взаимодействия,
деятельность как функция (включает социальные роли, их права и обязанности в системе общественных отношений).
В структуре групповой работы психологии выделяют три части:
мотивационно-побудительную.
аналитико-синтетическую.
исполнительную.
В первой части определяется замысел (зачем, для чего, что сказать), во втором реализуется замысел (как выразить мысль, как сказать), в третьей части – внешнее оформление высказываний.
Каждая группа представляет собой круг. Таким образом, создается единая плоскость общения. Возникает прямой зрительный контакт. Обычно вопрос: “Что изменилось после того, как все сели в круг?” – ребята отвечают:
Мы все стали ближе друг к другу.
Стал виден каждый.
Появилось желание говорить искренне.
д) Оценка деятельности учащихся:
Известно, что восприятие речи связано с концентрацией внимания, а это, как показывают психологические исследования, лежит в основе самоконтроля. Для этого учитель должен активно включать учащихся на уроке в оценочную деятельность, считая, что надо обязательно вернуть каждому ребенку эмоциональное благополучие, восстановить пошатнувшуюся самооценку, помочь утвердить ее, но на новой уже основе. Прежде всего, он стремится получить определенную информацию об оценке школьникам своей учебной деятельности, используя некоторые несложные специальные приемы. Например, предлагает выставить отметку за свою работу, а также оценить работу товарища. Затем сравнивает реальную отметку с той, которую поставил себе ученик. Чем больше расхождений в баллах, тем менее адекватна самооценка школьника. Кроме того, можно использовать такой игровой момент, как “лесенка”. Ученики вместе с учителем рисует лесенку, состоящую из семи ступенек. Он объясняет, что нужно разместить на этой лесенке себя и своих товарищей в зависимости от уровня знаний. Чем выше ступенька, тем серьезнее должны быть успехи в учении. Затем сравниваются реальные достижения ребят с тем уровнем, на который они поставили себя на лесенке. Представление о самооценке детей дает возможность учителю выработать наиболее целенаправленные приемы оценки в отношении каждого конкретного ученика. Каждый раз при выставлении оценки учитель должен знать индивидуальные особенности учащихся, учитывать, какие эмоциональные переживания может вызвать в ученике оценка (волнение, состояние тревоги, страх, неуверенность …) и каков разрыв между его оценкой и ожидаемой. Не следует допускать часто повторяющихся ситуаций разрыва между ними, т. к. это притупляет переживания детей, делает их безразличным к оценке учителя, что отрицательно сказывается на эффективности учебной деятельности школьников. Организуя групповую форму работы на уроке, учитель должен стремиться не регистрировать отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создавать условия, при которых каждый ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. С этой целью нужно четко планировать материал, разработать перечень основных умений и навыков применительно к изучаемой теме, ориентировать учащихся на тот практический рубеж, который они должны овладеть. Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое цело. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал. Молчание ученика – все равно, что он отсутствует. Это отсутствие меняет атмосферу внутри группы, а сам ученик теряет некий опыт общения. Может ли случиться так, что на открытый рассказ педагога группа не ответит тем же, а напротив, выразит недоверие, закроется? Может. И причину этого надо искать либо в какой-то неискренности в рассказе учителя, либо в неготовности группы к подобному уровню общения.
е) Разновидности групповых технологий:
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельность групп.
Общественный осмотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т. д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляют свободным – для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т. п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняет работу у доски, часть – сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа ( короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала, как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
Я критикую идеи, а не людей.
Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т. д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
III. Практическое применение опыта
Рассмотрим пример групповых заданий на уроке литературы в 6 классе по теме «А.С.Пушкин и товарищи по лицею»
Задание 1
I группа: почему 1825 год стал историческим?
II группа: почему друзья Пушкина не смогли быть на встрече выпускников лицея?
III группа: о каком союзе говорит Пушкин:
Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен…
Объясните сравнение союза и души.
Задание 2
I группа: Объясните строки:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело.
Все те же мы: нам целый мир
чужбина,
Отечество нам Царское Село.
II группа: изобразите дружбу в виде символа. Объясните свой выбор.
III группа: изобразите дружбу в цвете. Объясните свой выбор.
Задание 3
I группа: расскажите, чем интересен был В. Кюхельбекер?
II группа: расскажите, чем интересен был А.Дельвиг?
III группа: расскажите, чем интересен был И.Пущин?
Задание 4
I группа: чтение стихотворения «Пущину». Объясните смысл последних строк:
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
II группа: стихотворение «Пущину» написано в форме письма. Чужое письмо читать нельзя, а мы прочитали. Как оправдаться?
III группа: вообразите встречу с А.С.Пушкиным. Составьте интервью с поэтом.
Вывод: групповая форма работы на уроке способствовала эффективному обучению через деятельность учащихся. Качество деятельности учащихся было очевидно, так как урок в данной форме имел свое стратегическое планирование с учетом особенностей выбранной формы занятия; учителю необходимо было предварительно ответить на вопросы:
Какова цель? Каково видение?
Каковы главная задача и ценности?
Что ожидают от учителя ученики?
В чем должен быть силен, чтобы отвечать их ожиданиям?
Какие методы использовать для определения нужд обучаемых?
Каковы сильные и слабые стороны, возможности, трудности?
Какие факторы являются критическими для успеха?
Как его достичь?
Какие стандарты установлены?
Что стоит качество?
Достаточно ли учитель подготовлен?
Уровень компетенции, профессионолизма.
Желаемая ситуация
IV. Результативность опыта
1. Организация мониторинга овладения уровнями общеучебных умений
На современном этапе развития школы особое значение приобрела проблема владения уровнями общеучебных умений.
В своей работе я использовала методику А.И.Тебякиной, заведующей кафедрой Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования).
Общеучебные умения:
1. Учебно-организационные:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- прогнозировать результаты работы;
- готовить рабочее место в соответствии с заданием;
- планировать порядок выполнения задания;
- выбирать рациональный путь выполнения задания;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы;
- руководить работой группы или коллективом.
2. Учебно-коммуникативные:
- умение высказываться устно в виде: пересказа, рассказа, характеристики, сообщения или доклада; рецензии или аннотации к тексту; оценки ответа товарища;
- умение участвовать в учебном диалоге;
- умение включаться в коллективное обсуждение проблемы.
3. Учебно-информационные:
а) Работать с учебником:
- понимать и пересказывать содержание статьи учебника (после объяснения учителя);
- находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);
- самостоятельно проработать пункт или параграф учебника;
- выделять главное в тексте;
- умение пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника;
- составить план пункта или параграфа учебника;
- представить основное содержание текста в виде тезисов;
- конспектировать текст;
- составлять вопросы к тексту.
б) Работать со справочной и дополнительной литературой.
в) Усваивать информацию со слов учителя.
г) Усваивать информацию с помощью технических средств:
- кинофильма;
- аудиозаписи;
- видеофильма;
- компьютерных программ.
Методика обработки данного мониторинга выглядит следующим образом:
1. Уровни владения различными видами умений оцениваются в баллах:
Полностью – 2 балла;
Частично – 1 балл;
Не владеет – 0 баллов.
2. Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами общеучебных умений:
Учебно-организационные умения (ответы на вопросы 1-7):
14-11 баллов – высокий уровень;
6-10 баллов – средний уровень;
1-5 баллов – низкий уровень.
Учебно-коммуникативные умения (ответы на вопросы 8-10):
6-5 баллов – высокий уровень;
3-4 балла – средний уровень;
1-2 балла – низкий уровень.
Учебно-информационные умения: (ответы на вопросы 11-14):
8-7 баллов – высокий уровень;
6-4 баллов – средний уровень;
1-3 балла – низкий уровень.
3. Результаты мониторинга вносятся в ведомость.
№ п/п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Умения
|
Учебно-организационные
(Уо)
|
Учебно-коммуникативные
(Ук)
|
Учебно-информационные
(Уи)
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Средний показатель
|
|
|
|
|
4. Вычисление среднего балла (Уср.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся за год.
5. По каждой группе общеучебных умений вычисляется средний показатель:
- для учащихся Уо, Ук, Уи.
2. Результаты мониторинга
Для проведения констатирующего этапа эксперимента были выбраны учащиеся 5-х классов, 48 человек. Время проведения: октябрь 2008 года.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня общеучебных умений учащихся.
Получены следующие результаты:
Октябрь 2008 года (5 класс, литература)
Вывод:
1) Средний показатель сформированности учебно-организационных умений у обучающихся 5-х классов составляет 4,1 балла, что соответствует низкому уровню.
2) Средний показатель сформированности учебно-коммуникативных умений у обучающихся 5-х классов составляет 3,9 балла, что соответствует среднему уровню.
3) Средний показатель сформированности учебно-информационных умений у обучающихся 5-х классов составляет 4,8 балла, что соответствует среднему уровню.
Октябрь 2010 года (7 класс, литература)
Вывод:
1) Средний показатель сформированности учебно-организационных умений у обучающихся 7-х классов составляет 6,1 балла, что соответствует среднему уровню.
2) Средний показатель сформированности учебно-коммуникативных умений у обучающихся 7-х классов составляет 5,2 балла, что соответствует высокому уровню.
3) Средний показатель сформированности учебно-информационных умений у обучающихся 5-х классов составляет 5,4 балла, что соответствует среднему уровню.
Общий вывод:
1) Средний показатель сформированности учебно-организационных умений у обучающихся 7-х классов возрос с 4,1 балла до 6,1 балла, что соответствует среднему уровню.
2) Средний показатель сформированности учебно-коммуникативных умений у обучающихся 7-х классов возрос с 3,9 балла до 5,2 балла, что соответствует высокому уровню.
3) Средний показатель сформированности учебно-информационных умений у обучающихся 7-х классов возрос с 4,8 балла до 5,4 балла, что соответствует среднему уровню.
Наблюдается взаимосвязь между динамикой формирования общеучебных умений и качеством знаний обучающихся. Так, сравнительный анализ обученности по предмету свидетельствует о повышении качества, что видно из данных, представленных на диаграмме.
V. Заключение
Основная особенность групповой формы работы заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными по сути, так как групповая форма работы на уроках литературы - это особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.
Стоит отметить и то, что в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действия, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно данная технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
Групповая форма обучения имеет преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного, так и с позиции качества усвоения знаний.
|
|
|