Главная страница

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Скачать 0.94 Mb.
Название Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
страница 1/6
Дата 29.03.2016
Размер 0.94 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 Кировского района Санкт - Петербург

Проект.

Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Автор: старший воспитатель Крутикова Н.М.

Санкт – Петербург

2014г.

1. Цель и задачи преобразующего эксперимента.

На основе анализа психолого-педагогических источников и результатов констатирующего эксперимента были определены цель и задачи преобразующего эксперимента.

Целью преобразующего эксперимента является повышение компетентности старшего воспитателя в области организации методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.

В соответствии с целью были определены задачи преобразующего эксперимента:

1. Разработать этапы методического сопровождения педагогов, способствующие эффективному взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

2. Частично апробировать представленный проект этапов методического сопровождения педагогов.
В преобразующем эксперименте принимали участие три дошкольных учреждения:

- ГДОУ детский сад № ------------------ Санкт-Петербурга.

- ГДОУ детский сад № ---------------- Санкт-Петербурга

- ГДОУ детский сад № ------------------ Санкт-Петербурга

В эксперименте приняли участие 35 респондентов, из них 30 педагогов, 4 старших воспитателя, 1 психолог.

Преобразующий эксперимент включает в себя 2 этапа: подготовительную и практическую.

Первая часть преобразующего эксперимента заключалась в разработке проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников (исследования В.А. Новицкой):

1. Создание пакета диагностик, направленного на выявление уровня теоретической и практической готовности воспитателей к работе с семьей.

2. Организация процесса повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в выделенном аспекте работы.

Вторая часть преобразующего эксперимента заключалась в реализации педагогами теоретических и практических умений в профессиональной деятельности.
2. Методика и результаты формирующего эксперимента.

Для реализации первой задачи формирующего эксперимента были:

1. Разработаны диагностические материалы, направленные на самоанализ педагогами собственного опыта общения с родителями (Приложение №).

- Анализ целей взаимодействия педагога и родителя.

- Мониторинг особенностей общения педагогов с родителями.

- Анализ педагогом собственных знаний психологии общения.

- Определение затруднений в общении с родителями (Арнаутова Е.П. Опросник для воспитателей: «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»).

- Анализ понимания педагогом необходимости взаимодействия с родителями (Тестовый опрос воспитателей).

2. Старшим воспитателем составлен план методической работы по обучению педагогов взаимодействию с семьями воспитанников.

Осуществления методической работы по обучению педагогов взаимодействию с семьями воспитанников.


п/п

Направление работы и его задачи.

Форма мероприятия и его тема

Количество часов

Когнитивный компонент.

1.1

Формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

1. Семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей «Современные научные представления о семье» (5 занятий)

2. Консультация для воспитателей «Формы общения педагогов с родителями в ДОУ».

10 (по 2 на каждое занятие)

2

Мотивационный компонент

2.1
2.2
2.3

2.4

2.5.

Формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьей.

Помощь в осознании педагогами собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

Формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

Развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

Развитие таких качеств личности, как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.

2. Круглый стол «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия»

2. Практикум общения педагогов с родителями (5 занятий).


2
10 (по 1 на каждое занятие)


Практический компонент.

3.1

3.2

3.3

3.4


3.5


Развитие у педагогов умения применения методов изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка.

Развитие умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями и т.д.

Развитие умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения.

Развитие умения конструировать программу деятельности с родителями, отбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.

1. Деловая игра «Родительское собрание как одна из форм взаимодействия с родителями».

2. Педагогический ринг «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»

3. Подготовка и проведение открытых родительских собраний (4 собрания).

4. Конкурс педагогического мастерства «Раздевалка – лицо группы»


2

2


4 (по 1 на каждое собрание)

1


п/п

Направление работы и его задачи.

Форма мероприятия и его тема

Количество часов

3.6.

3.7

Формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями,

оказание действенной помощи родителям.

Формирование коммуникативного умения и

навыков (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности;

Управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей).










Общий объем программы




33



Семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей.

«Современные научные представления о семье»
Предварительная работа: старший воспитатель и психолог составляют каталог педагогической и методической литературы, материалы по темам, ссылки на интернет сайты. Педагоги заранее оповещаются о темах занятий. Старшие воспитатели и воспитатели выбирают тему для изучения и последующего представления на занятии.

Занятия проводятся в форме дискуссии – участникам даются задания и вопросы для общего обсуждения.

Занятие I.

Цель: познакомить педагогов со спецификой и значением семьи в развитии личности дошкольника.

Темы для самостоятельного изучения:

Семья как социальный институт, ее основные функции с позиции потребности общества.

Роль семьи в психическом развитии, становлении личности, социализации ребенка дошкольного возраста.

Трудности, испытываемые современной семьей при реализации воспитательной функции. Факторы риска.

Особенности воспитания в многодетной семье, семье с одним ребенком, в неполной семье.

Социологическая и психологическая типологизация семей.

Понятие «родительская компетентность». Родительские позиции и стили семейного воспитания. Проблема управления поведением ребенка на разных возрастных этапах.

Особенности роли мужчины и женщины в воспитании мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

Методы изучения семьи и семейного воспитания: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проектные методы, изучение детской продуктивной деятельности и др.).

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте трудности, испытываемые современной семьей в реализации воспитательной функции. Какой вы видите и как оцениваете роль педагогов дошкольных учреждений в оказании помощи семье в воспитании детей?

2. Достаточно ли верно вы можете охарактеризовать психологический климат, стиль воспитания дошкольников в разных семьях.
Занятие II

Цель: познакомить педагогов с современными концепциями и перспективами совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом.

Темы для самостоятельного изучения:

Воспитание родителей (международный термин, под которым понимается помощь родителям со стороны государства в выполнении ими воспитательной функции) – важный социальный институт демократического государства, часть его социальной политики. Воспитание родителей и решение социальных проблем современного общества.

Основные концепции воспитания родителей в США, европейских странах: адлеровская модель, учебно-теоретическая (бихевиористская) модель, модель чувственной коммуникации (гуманистическая), психоаналитическая модель, христианское воспитание родителей. Задачи, содержание, формы и методы воспитания родителей за рубежом.

Современные подходы к проблеме взаимодействия детского сада и семьи в отечественной психолого-педагогической науке и практике дошкольного воспитания.

Признание института семьи как важнейшего условия развития и становления личности дошкольника. Основная задача дошкольных учреждений – удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию детей. Приоритет семьи в воспитании подрастающего поколения и роль государственных образовательных учреждений в этом процессе.

Активизация педагогического потенциала современной семьи.

Интеграция всех воспитывающих сил общества, гармоничное единство семьи, детского сада, школы – важный принцип реформирования современного образования. Преодоление разрыва между общественным и семейным воспитанием.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребенком; трансляция этой модели в семью в качестве приоритетной ценности.

Суть идеологии сотрудничества в построении педагогов с родителями.

Создание новых форм современной деятельности детского сада и семьи. Активизация потенциала семьи. Дошкольное образовательное учреждение как культурный центр и «катализатор» творческих процессов в семье.

Вопросы и задания.

1. В чем суть проблемы преодоления разрыва между семейным и общественным воспитанием? Каковы основные задачи и направления оптимизации взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе?

2. Как вы понимаете сотрудничество педагогов и родителей в воспитании дошкольников? С помощью каких средств и форм работы можно активизировать педагогический потенциал семьи?

3. Опишите основные характеристики личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком.
Занятие III

Цель: познакомить педагогов с психологическими основами общения с родителями.

Темы для самостоятельного изучения:

Основные задачи общения воспитателей с родителями.

Невербальные средства коммуникации, их значение.

Позиция педагога в общении с родителями – разные типологии.

Этапы установления контакта с родителями.

Общение по поводу конкретного ребенка – необходимое условие установления позитивных отношений педагога с членами семей воспитанников.

Что такое «активное слушание»? Навыки понимания проблем родителей.

Конфликт с членами семей дошкольников, причины, пути предупреждения. Конструктивные и деструктивные конфликты. Эффективное и неэффективное поведение педагога в конфликте.

Вопросы и задания.

1. Расскажите о невербальных компонентах коммуникации, их значении в установлении контакта с партнером по общению.

2. Испытываете ли вы трудности в общении с родителями? Бывают ли у вас конфликты с членами семей воспитанников? Проанализируйте объективные и субъективные причины конфликтов. Охарактеризуйте эффективные и неэффективные поведение педагога в конфликте с родителями.

3. Приведите примеры конструктивного диалога (рабочий план беседы) с родителями о воспитании или образовании конкретного ребенка.
Занятие IV

Цель: познакомить педагогов с проблемами защиты прав детей в семье, с причинами нарушений прав ребенка и с характером данных нарушений.

Темы для самостоятельного изучения:

Основные положения Конвенции о правах ребенка. Семейный кодекс РФ о защите прав ребенка.

Типичные случаи нарушения прав ребенка в семье. Значение изучения воспитателем семейной микросреды дошкольников в выявлении и профилактике нарушения прав ребенка в семье. Диагностика семей группы риска.

Наказания и отношение к ним. Психологический портрет родителей, склонных к нарушению прав ребенка в семье. Факторы риска.

Новые формы работы с семьями группы риска. Пути и средства повышения родительской компетентности.

Вопросы и задания.

1. Какая правовая база создана в Российской Федерации для защиты прав ребенка? Каковы юридически конкретные пути воздействия на семью в случае обнаружения факторов нарушения прав ребенка?

2. Современные пути и средства повышения родительской компетентности.

3. Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь планом работы с этими семьями.
Занятия V(для старших воспитателей).

Цель: познакомить старших воспитателей с работой руководителя дошкольного учреждения по повышению коммуникативной компетентности педагогических кадров.

Темы для самостоятельного изучения:

Задачи подготовки воспитателей к совместной деятельности с родителями: психолого-педагогическое просвещение и самообразование; овладение воспитателями методами изучения семьи; формирование коммуникативной культуры и выработка единого стиля общения с родителями для всего учреждения; создание системы распределения обязанностей и ответственности между всеми службами ДОУ; изучение и использование в работе наиблее эффективных технологий, форм и методов взаимодействия с родителями.

Активные формы обучения педагогов эффективному взаимодействию с семьей: деловые игры, тренинг коммуникативных умений и др.

Вопросы и задания.

1. Важное значение в оптимизации работы воспитателей с семьей имеют семинары, семинары-практикумы, «круглые столы» и т.п., направленные на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологии семьи и семейного воспитания, совершенствование взаимодействия с родителями. Используются ли в вашем дошкольном учреждении такие формы работы с пед. коллективом? Какова, с вашей точки зрения, их эффективность?

2. Трудно переоценить роль самовоспитания и самообразования педагогов в совершенствовании работы с семьей. Когда вы в последний раз читали литературу по психологии семьи, проблемам семейного воспитания? Владеете ли вы методами аутодиагностики и самокоррекции профессиональных качеств и умений, важных в педагогической деятельности, общении с родителями?

3. Составьте план тренинга коммуникативных умений, направленный на решение следующих задач:

- усвоение психологических знаний;

- развитие способности к рефлексии собственного поведения;

- формирование навыков «активного слушания» и понимания проблем другого (родителя);

- диагностика и коррекция качеств и умений, важных в общении с родителями, снятие барьеров, мешающих продуктивному взаимодействию (упражнения, игры-коммуникации по речи, невербальному поведению в типичных ситуациях общения с членами семей воспитанников, упражнения на управление инициативой общения, на овладение своим самочувствием в общении, на саморегуляцию (психотехнические игры), моделирование и обыгрывание ситуаций взаимодействия: воспитатель – «трудный» родитель, воспитатель – родитель «трудного ребенка» и др., изучение и овладение способами эффективного поведения в конфликте с родителями.
Консультация для педагогов.

Формы общения педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении.

Цель консультации:

- напомнить педагогам формы работы с родителями принятыми в дошкольном учреждении;

- выяснить отношение педагогов к тем или иным формам взаимодействия с родителями;

- помочь каждому педагогу выбрать те формы, которые могут быть наиболее продуктивны, интересны, помогут проводить общение с родителями на высоком уровне и решать поставленные педагогом задачи.

Форма организации:

Формируются четыре микрогруппы из присутствующих. Каждой микрогруппе дается материал о разнообразных формах общения с родителями. В течение 5 минут педагоги знакомятся с материалом, обсуждают его. Затем, каждой микрогруппе предоставляется слово для представления своей формы всем участникам консультации. Далее следует обсуждение положительных и отрицательных сторон представленной формы. После окончания всех выступлений и обсуждений, участникам раздаются опросные листы, где следует указать те формы, которые наиболее часто используются в практике воспитателя и те, которые хотелось бы использовать.
  1   2   3   4   5   6