Главная страница

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с онр средством театрализованной игры Содержание


Скачать 1.15 Mb.
Название Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с онр средством театрализованной игры Содержание
страница 4/4
Дата 12.02.2016
Размер 1.15 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4

План индивидуальных и подгрупповых занятий


Цели работы:

  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.

  • Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу и плавность речи.

  • Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.

  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх-драматизациях.

  • Учить детей говорить в спокойном темпе.

  • Воспитывать интерес к родному языку.

занятия

Месяц, неделя

Тема

Общие речевые навыки

Интонация в импрессивной и экспрессивной речи

1-2

Октябрь. 1-я, 2-я недели.

Для чего нужна речь

1. Упражнение «Осенние листочки» (развитие длительного плавного выдоха).
2. Восприятие и воспроизведение изолированных ударов (//, ///, ////).
3. Развитие силы голоса – удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса): У—У, АУ –, АУИ –.

1. Беседа «Для чего нужна речь».
2. Чтение рассказа (первый раз без интонационного оформления, второй –выразительно). Какое чтение больше понравилось? Почему?
3. Чтение стихотворений- небылиц. Что бывает, а что не бывает? Придумывание своих историй-небылиц. Рисунки к ним.

3-4

Октябрь. 3-я, 4-я недели.

Повествовательная интонация

1. Упражнение «Узнай овощ» (развитие глубокого вдоха).
2. Восприятие и воспроизведение серии простых ударов (// // // //; /// ///; //// //// и т. д.).
3. Упражнение на усиление голоса на материале гласных звуков (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).

1. Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
2. Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений (дети поднимают карточки с точкой).
3. Прослушать текст рассказа и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

5-6-7

Ноябрь. 1-я, 2-я, 3-я недели.

Задаём вопросы.

1. Работа над чёткостью дикции. Проговаривание потешки «Ножки, ножки, куда вы бежите?».
2. Упражнение на ослабление голоса на материале гласных и согласных звуков (громко – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция).
3. Восприятие и воспроизведение серии акцентированных ударов (/**/; //**//; **// и т. д., где / – громкий, а * – тихий удар).

1. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. Придумывание вопросительных предложений.
2. Выделение из текста вопросительных предложений (дети поднимают карточку с вопросительным знаком).
3. Игра «Вопрос – ответ». Дети делятся на две группы. 1-я группа задаёт вопросы высоким голосом, 2-я отвечает низким. (Народная потешка «Курочка рябушечка», стихотворение А.Введенского «Песня машиниста»).

8-9

Ноябрь. 4-я неделя. Декабрь. 1-я неделя.

Восклицательная интонация

1. Упражнение «Чья снежинка дальше улетит?» (Развитие длительного плавного выдоха).
2. Игра «Барабанщик»: педагог играет на барабане серии простых и акцентированных ударов, а дети отхлопывают их в ладоши.
3. Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса; обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

1. Знакомство с восклицательной интонацией. Придумывание восклицательных предложений по соответствующим картинкам.
2. Выделение из текста восклицательных предложений (дети поднимают карточку с восклицательным знаком).

10-11- 12

Декабрь. 2-я, 3-я, 4-я недели.

Ищем рифмы

1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм, дети хором проговаривают.
2. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.
3. Развитие высоты, гибкости голоса. Игра «Горка»: Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме – движение руками снизу вверх). А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме в быстром темпе – движение руками сверху вниз).

1. Чтение стихотворений, определение интонации предложений в них (с использованием карточек с соответствующим грамматическим знаком).
2. Нахождение слов-рифм в стихотворениях. «Я рифмочка весёлая! Найди меня скорей. И парочками вместе соедини друзей!»
3. Игра «Рифмочки и нерифмушки»: подбор картинок-рифм.

13-14

Январь. 3-я, 4-я недели.

Раз, два, три – выразительно скажи!

1. Развитие выразительности речи и мимики. Игра «Узнай по интонации»
2. Отработка ясной шёпотной речи. Проговаривание потешки «Ночь пришла, темноту привела…»
3. Развитие речевого дыхания. Глубоко вдохнув, на выдохе произносить сначала коротко, а потом протяжно один из открытых слогов: мо-моо, му-муу и т. п.

1. Отработка повествовательных предложений со сменой интонационного центра. Например: педагог произносит фразу, выделяя каждое слово «Дети весело поют». Затем задаёт вопросы и просит дать полный ответ: «Кто весело поёт?» – «Дети весело поют». – «Что делают дети?» – «Дети весело поют» – «Как поют дети?» – «Дети весело поют».

15-16

Февраль. 1-я, 2-я недели.

Считалки

1. Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Игра «Придумай фразу».
2. Игра «Эхо». Дети 1-й группы произносят слова громким голосом, дети 2-й группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

1. Знакомство со считалками их особенностями и структурой. Выразительное чтение и заучивание наизусть считалок.
2. Чтение считалок с изменением силы голоса и соблюдением ритма.

17-18

Февраль. 3-я, 4-я недели.

1, 2, 3, 4, 5 учись считалки сочинять.

1. Повторение за педагогом фраз, соблюдая те же интонации: вопроса, радости, удивления, огорчения, изумления и пр. Мама дома? Катя пришла! Вчера было холодно. Котёнок нашёлся! Яблоко кислое! Опять каша!
2. Работа над темпом и ритмом речи. Чтение знакомых потешек и считалок в сопровождении металлофона. Самостоятельное отбивание ритма детьми.

1. Чтение наизусть знакомых считалок на одном дыхании. Кто больше знает считалок?
2. Сочинение считалок с использованием картинок-рифмочек. Сочини считалку, в которой был бы вопрос.

19-20

Март. 1-я, 2-я недели.

Скороговорки

1. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Игра «Кто кого?»
2. Развивать умение делать паузу. Игра «Испорченный плеер». Дети поют любую песню. По сигналу педагога надо прекратить пение и запомнить, на каком слове остановились. Через какое-то время по сигналу дети поют с того места, где была сделана остановка.

1. Знакомство со скороговорками, для чего они нужны.
2. Работа со скороговорками: произносить с нарастающей или убывающей силой звука; в разном темпе; с интонацией вопроса-ответа: Дарья дарит Дине дыни? – Дарья дарит Дине дыни!; с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
3. Рисунки детей к скороговоркам.

21-22

Март. 3-я, 4-я недели.

Диалоги

1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание знакомых скороговорок с одновременным прохлопыванием.

1. Отработка умения подражать различным эмоциональным состояниям, сопровождать их движениями тела, мимикой (радость, боль, просьба, усталость, грусть и пр.).
2. Разыгрывание маленьких диалогов: «В гостях у королевы», «Перчатки» перевод с англ. С.Маршака; «– Ваня, Ванечка! Куда ходил?..» русская нар. потешка и др.

23-24

Апрель. 1-я, 2-я недели.

Игры-инсценировки

1. Работа над интонационной окрашенностью речи. Проговаривание знакомых скороговорок с заданной интонацией (грустно, радостно, с огорчением и т. п.).

1. Обыгрывание повадок разных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, хитрой лисы, удивлённой бабушки).
2. Заучивание диалогов по ролям и инсценирование их («Лис и мышонок» В.Бианки, диалоги о животных Н.Сладкова).

25-28

Апрель, 3-я, 4-я. Май.

Игры-драматизации

Разыгрывание по ролям: «Телефон», «Цыплёнок» К.Чуковского, «Девочка-рёвушка» А.Барто, «Три медведя» Л.Н.Толстого, русских народных сказок.

Приложение К

(обязательное)

Протокол обследования восприятия интонации

у детей с ОНР на контрольном этапе эксперимента

Имя ребёнка







группа

КГ




задание

№ 1

задание

№ 2

задание

№ 3

средний балл

общий уровень

1. Никита А.

2 . Ольга Д.

3. Илья В.

4. Ирина Е.

5. Ангелина М.

6. Даниил М.

7. Маша М.

8. Руслан Н.

9. Ольга С.

10. Дима Ф.

2

1

1

3

3

2

3

2

3

2

1

3

1

2

4

3

3

2

2

3


2

2

1

1

4

2

4

2

2

2


5

6

3

6

11

7

10

6

7

7

средний

средний

низкий

средний

высокий

средний

высокий

средний

средний

средний














ЭГ




11. Рустем А.

12. Сергей Д.

13. Данил И.

14. Ульяна М.

15. Вова Н.

16. Илья К.

17. Айгуль Р.

18. Карина С.

19. Влада Т.

20. Наиль Х.


1

3

3

4

4

3

2

2

3

2


1

4

3

4

3

3

3

1

3

2


1

3

2

4

3

3

2

2

2

2


3

10

8

12

10

9

7

5

8

6


низкий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

средний

средний

высокий

средний


Приложение Л

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения интонации

у детей с ОНР на контрольном этапе эксперимента


Имя ребёнка







группа

КГ




задание

№ 1

задание

№ 2

задание

№ 3

средний балл

общий уровень

1. Никита А.

2 . Ольга Д.

3. Илья В.

4. Ирина Е.

5. Ангелина М.

6. Даниил М.

7. Маша М.

8. Руслан Н.

9. Ольга С.

10. Дима Ф.

2

3

1

2

4

2

1

4

2

1

2

2

1

3

4

3

3

2

2

2

2

2

1

3

3

2

1

3

3

3

6

7

3

8

11

7

5

9

7

6

средний

средний

низкий

высокий

высокий

средний

средний

высокий

средний

средний














ЭГ




11. Рустем А.

12. Сергей Д.

13. Данил И.

14. Ульяна М.

15. Вова Н.

16. Илья К.

17. Айгуль Р.

18. Карина С.

19. Влада Т.

20. Наиль Х.


2

2

2

3

2

3

3

2

3

3

1

3

2

3

3

3

4

2

3

2

2

3

2

4

2

3

3

1

3

2

5

8

6

10

7

9

10

5

9

7


средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

высокий

средний

высокий

средний



Приложение М

(обязательное)

Протокол обследования восприятия логического ударения

у детей с ОНР на контрольном этапе эксперимента


Имя ребёнка







группа

КГ




задание

№ 1

задание

№ 2

задание

№ 3

средний балл

общий уровень

1. Никита А.

2 . Ольга Д.

3. Илья В.

4. Ирина Е.

5. Ангелина М.

6. Даниил М.

7. Маша М.

8. Руслан Н.

9. Ольга С.

10. Дима Ф.

0

3

1

2

3

2

2

4

2

3

1

3

2

2

3

3

1

3

2

3

1

1

2

2

3

2

2

3

3

3

2

7

5

6

9

7

5

10

7

9

низкий

средний

средний

средний

высокий

средний

средний

высокий

средний

высокий














ЭГ




11. Рустем А.

12. Сергей Д.

13. Данил И.

14. Ульяна М.

15. Вова Н.

16. Илья К.

17. Айгуль Р.

18. Карина С.

19. Влада Т.

20. Наиль Х.


2

3

2

3

3

2

2

1

2

3

2

3

1

3

2

2

4

1

4

3

2

3

2

4

3

2

3

1

4

3

6

9

5

10

8

6

9

3

10

9

средний

высокий

средний

высокий

высокий

средний

средний

низкий

высокий

высокий



Приложение Н

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения логического ударения

у детей с ОНР на контрольном этапе эксперимента


Имя ребёнка







группа

КГ




задание

№ 1

задание

№ 2

задание

№ 3

средний балл

общий уровень

1. Никита А.

2 . Ольга Д.

3. Илья В.

4. Ирина Е.

5. Ангелина М.

6. Даниил М.

7. Маша М.

8. Руслан Н.

9. Ольга С.

10. Дима Ф.

2

3

1

3

4

3

3

3

1

3

2

2

1

3

4

2

3

2

3

3


2

3

1

3

4

2

3

2

2

4

6

8

3

9

12

7

9

7

6

10

средний

высокий

низкий

высокий

высокий

средний

высокий

средний

средний

высокий














ЭГ




11. Рустем А.

12. Сергей Д.

13. Данил И.

14. Ульяна М.

15. Вова Н.

16. Илья К.

17. Айгуль Р.

18. Карина С.

19. Влада Т.

20. Наиль Х.


2

4

3

4

2

3

3

2

2

3

2

4

2

4

2

2

3

1

2

3

2

3

4

4

3

3

3

2

3

4

6

11

9

12

7

8

9

5

7

10

средний

высокий

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

средний

средний

высокий



1   2   3   4