№ занятия
|
Месяц, неделя
|
Тема
|
Общие речевые навыки
|
Интонация в импрессивной и экспрессивной речи
|
1-2
|
Октябрь. 1-я, 2-я недели.
|
Для чего нужна речь
|
1. Упражнение «Осенние листочки» (развитие длительного плавного выдоха).
2. Восприятие и воспроизведение изолированных ударов (//, ///, ////).
3. Развитие силы голоса – удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса): У—У, АУ –, АУИ –.
|
1. Беседа «Для чего нужна речь».
2. Чтение рассказа (первый раз без интонационного оформления, второй –выразительно). Какое чтение больше понравилось? Почему?
3. Чтение стихотворений- небылиц. Что бывает, а что не бывает? Придумывание своих историй-небылиц. Рисунки к ним.
|
3-4
|
Октябрь. 3-я, 4-я недели.
|
Повествовательная интонация
|
1. Упражнение «Узнай овощ» (развитие глубокого вдоха).
2. Восприятие и воспроизведение серии простых ударов (// // // //; /// ///; //// //// и т. д.).
3. Упражнение на усиление голоса на материале гласных звуков (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).
|
1. Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
2. Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений (дети поднимают карточки с точкой).
3. Прослушать текст рассказа и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.
|
5-6-7
|
Ноябрь. 1-я, 2-я, 3-я недели.
|
Задаём вопросы.
|
1. Работа над чёткостью дикции. Проговаривание потешки «Ножки, ножки, куда вы бежите?».
2. Упражнение на ослабление голоса на материале гласных и согласных звуков (громко – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция).
3. Восприятие и воспроизведение серии акцентированных ударов (/**/; //**//; **// и т. д., где / – громкий, а * – тихий удар).
|
1. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. Придумывание вопросительных предложений.
2. Выделение из текста вопросительных предложений (дети поднимают карточку с вопросительным знаком).
3. Игра «Вопрос – ответ». Дети делятся на две группы. 1-я группа задаёт вопросы высоким голосом, 2-я отвечает низким. (Народная потешка «Курочка рябушечка», стихотворение А.Введенского «Песня машиниста»).
|
8-9
|
Ноябрь. 4-я неделя. Декабрь. 1-я неделя.
|
Восклицательная интонация
|
1. Упражнение «Чья снежинка дальше улетит?» (Развитие длительного плавного выдоха).
2. Игра «Барабанщик»: педагог играет на барабане серии простых и акцентированных ударов, а дети отхлопывают их в ладоши.
3. Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса; обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.
|
1. Знакомство с восклицательной интонацией. Придумывание восклицательных предложений по соответствующим картинкам.
2. Выделение из текста восклицательных предложений (дети поднимают карточку с восклицательным знаком).
|
10-11- 12
|
Декабрь. 2-я, 3-я, 4-я недели.
|
Ищем рифмы
|
1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм, дети хором проговаривают.
2. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.
3. Развитие высоты, гибкости голоса. Игра «Горка»: Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме – движение руками снизу вверх). А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме в быстром темпе – движение руками сверху вниз).
|
1. Чтение стихотворений, определение интонации предложений в них (с использованием карточек с соответствующим грамматическим знаком).
2. Нахождение слов-рифм в стихотворениях. «Я рифмочка весёлая! Найди меня скорей. И парочками вместе соедини друзей!»
3. Игра «Рифмочки и нерифмушки»: подбор картинок-рифм.
|
13-14
|
Январь. 3-я, 4-я недели.
|
Раз, два, три – выразительно скажи!
|
1. Развитие выразительности речи и мимики. Игра «Узнай по интонации»
2. Отработка ясной шёпотной речи. Проговаривание потешки «Ночь пришла, темноту привела…»
3. Развитие речевого дыхания. Глубоко вдохнув, на выдохе произносить сначала коротко, а потом протяжно один из открытых слогов: мо-моо, му-муу и т. п.
|
1. Отработка повествовательных предложений со сменой интонационного центра. Например: педагог произносит фразу, выделяя каждое слово «Дети весело поют». Затем задаёт вопросы и просит дать полный ответ: «Кто весело поёт?» – «Дети весело поют». – «Что делают дети?» – «Дети весело поют» – «Как поют дети?» – «Дети весело поют».
|
15-16
|
Февраль. 1-я, 2-я недели.
|
Считалки
|
1. Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Игра «Придумай фразу».
2. Игра «Эхо». Дети 1-й группы произносят слова громким голосом, дети 2-й группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
|
1. Знакомство со считалками их особенностями и структурой. Выразительное чтение и заучивание наизусть считалок.
2. Чтение считалок с изменением силы голоса и соблюдением ритма.
|
17-18
|
Февраль. 3-я, 4-я недели.
|
1, 2, 3, 4, 5 учись считалки сочинять.
|
1. Повторение за педагогом фраз, соблюдая те же интонации: вопроса, радости, удивления, огорчения, изумления и пр. Мама дома? Катя пришла! Вчера было холодно. Котёнок нашёлся! Яблоко кислое! Опять каша!
2. Работа над темпом и ритмом речи. Чтение знакомых потешек и считалок в сопровождении металлофона. Самостоятельное отбивание ритма детьми.
|
1. Чтение наизусть знакомых считалок на одном дыхании. Кто больше знает считалок?
2. Сочинение считалок с использованием картинок-рифмочек. Сочини считалку, в которой был бы вопрос.
|
19-20
|
Март. 1-я, 2-я недели.
|
Скороговорки
|
1. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Игра «Кто кого?»
2. Развивать умение делать паузу. Игра «Испорченный плеер». Дети поют любую песню. По сигналу педагога надо прекратить пение и запомнить, на каком слове остановились. Через какое-то время по сигналу дети поют с того места, где была сделана остановка.
|
1. Знакомство со скороговорками, для чего они нужны.
2. Работа со скороговорками: произносить с нарастающей или убывающей силой звука; в разном темпе; с интонацией вопроса-ответа: Дарья дарит Дине дыни? – Дарья дарит Дине дыни!; с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
3. Рисунки детей к скороговоркам.
|
21-22
|
Март. 3-я, 4-я недели.
|
Диалоги
|
1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание знакомых скороговорок с одновременным прохлопыванием.
|
1. Отработка умения подражать различным эмоциональным состояниям, сопровождать их движениями тела, мимикой (радость, боль, просьба, усталость, грусть и пр.).
2. Разыгрывание маленьких диалогов: «В гостях у королевы», «Перчатки» перевод с англ. С.Маршака; «– Ваня, Ванечка! Куда ходил?..» русская нар. потешка и др.
|
23-24
|
Апрель. 1-я, 2-я недели.
|
Игры-инсценировки
|
1. Работа над интонационной окрашенностью речи. Проговаривание знакомых скороговорок с заданной интонацией (грустно, радостно, с огорчением и т. п.).
|
1. Обыгрывание повадок разных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, хитрой лисы, удивлённой бабушки).
2. Заучивание диалогов по ролям и инсценирование их («Лис и мышонок» В.Бианки, диалоги о животных Н.Сладкова).
|
25-28
|
Апрель, 3-я, 4-я. Май.
|
Игры-драматизации
|
Разыгрывание по ролям: «Телефон», «Цыплёнок» К.Чуковского, «Девочка-рёвушка» А.Барто, «Три медведя» Л.Н.Толстого, русских народных сказок.
|