Главная страница

Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 15 июля 1873) «Что ты клонишь над водами»


Скачать 31.35 Kb.
Название Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 15 июля 1873) «Что ты клонишь над водами»
Дата 02.03.2016
Размер 31.35 Kb.
Тип Урок

Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)

«Что ты клонишь над водами»

«Фонтан»

Цель урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.

  2. Развивать у учащихся понятие о философской лирике.

  3. Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.

  4. Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.
Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе, а сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта 19 века Ф.И. Тютчева, в его стихах.

2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве.

3) Особенности поэзии Тютчева. (учитель)

- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.

- При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.

- С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.

Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.

В стихах поэта Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».

Природа живет у Тютчева цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)

Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.

4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами» 1836 год.

а) Чтение учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.

б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какова его тема? (родная природа)

- Какова его идея? (единство человека и природы)

- Какие выразительно – изобразительные средства использует автор?

Эпитеты: дрожащими (листами)

жадными (устами)

беглую (струю)

Сравнения: Словно жадными устами

Олицетворение: листок томится и трепещет,

струя бежит и блещет

солнце нежась, блещет и смеётся

Метафора: ива ловит

в) Докажите, что это стихотворение.

- Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.

- Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

- Рифма: водами

листами

устами

2;5 свою –струю – (неточные)

1;3;4 трепещет – плещет – блещет - (точные)

- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?

- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)

- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная)

Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).

5) Работа над стихотворением «Фонтан» 1836 год.

а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134)

б) Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение? Почему?

- Какова его тема?

- Какова его идея?

- Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?

- Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?

в) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которые анализировали на уроке.

  2. Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького (по выбору 2-3 сказки). Иметь тексты на следующем уроке.

Итог урока.

- Как вы понимаете «философская лирика»?

- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?