|
Фартук «Матрёшка»
Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной)
школе - интернат VIII вида 6 класс.
Учитель: Журавлёва С.В.
Тема: Фартук «Матрёшка»
Цель урока: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы.
Задачи урока: 1. Образовательные:
-Проверить сформированность ЗУН по темам «Фартук», «Отделка изделий»: анализ изделия, план пошива, рас крой деталей, выполнение окантовочного шва, эксплуатация швейной машины, чтение инструкционной карты. Закрепить навыки по выполнению аппликации. Познакомить с историей возникновения матрёшки 2. Воспитательные:
-Воспитывать аккуратность, терпение, сосредоточенность, сознательное выполнение техники безопасности работы с инструментами. 3. Коррекционно-развивающая:
-способствовать коррекции внимания, используя наглядность;
-способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия;
-способствовать развитию планирующих и ориентировочных умений, анализируя изделие и разбирая план пошива;
-коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения и выполнение раскроя деталей аппликации.
Оборудование:
Швейные машины; утюг; инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки);материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, «паутинка», шитьё); шаблоны выкроек; образцы готовых изделий. Матрёшка.
Инструкционные карты.
Мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока.
1. Организационная часть.
Цель: Психологический настрой учителя и учащихся.
Упражнение «Клубок». Продолжить предложение:
- Я пришла сегодня на урок для того, чтобы…
Клубок ниток передаётся от ученика к ученику.
2. Повторение и закрепление знаний
Цель: Выявление знаний основных положений по теме урока. Систематизация знаний.
- Отгадайте загадку.
Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед.
- Для чего служит фартук?
- Для кого мы шили фартуки?
- Назовите детали фартука.
- От чего зависит количество деталей фартука?
- Что такое фасон?
- От чего зависит выбор фасона фартука?
- Перед вами фартуки. Чем отличаются фартуки? Что общего?
- Какие ткани применяются при пошиве фартука?
Раздать образцы тканей.
- Из каких тканей можно сшить фартук для работы в столовой? Подберите образец ткани. Выбор ткани прокомментировать.
3. Вступительная часть.
Цель: Постановка цели. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
- Ваше внимание на стенд «Сегодня на уроке». Назовите изделие.
- Что необычного вы заметили? ( Фартук изготовлен в виде матрёшки).
- Нравится вам такой фасон фартука?
* Предложить ученицам по желанию продемонстрировать фартук.
- Для чего его можно применить?
- Хотели бы сами изготовить такой фартук?
Назвать тему урока, сформулировать цели.
4. Введение в тему.
Цель: Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
- Отгадайте-ка ещё одну загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это …
- Правильно. Это - русская матрёшка.
- Что вы знаете о матрёшке?
Показать матрёшку. (На доске картинки матрёшек)
-Из истории матрёшки.
-Разнообразие видов современной матрёшки.
- Что общего у куклы матрёшки и нашего фартука?
5. Танцевальная физминутка
Ученицы выполняют танцевальные упражнения под музыку
6.Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
Детали фартука.
Отделка фартука.
Швы, применяемые при пошиве фартука.
Используемые ткани.
План изготовления фартука.
Записать в тетрадь:
-Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
-Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги.
• Настрочить шитьё по намеченным линиям.
• Обработать карман, пришить на основную деталь фартука.
• Отделать деталь фартука аппликацией и тесьмой.
• Обработать пояса и бретель.
• Обработать срезы основной детали фартука окантовочным швом с одновременным втачиванием поясов и бретели.
• Вышить ресницы и брови ручными стебельчатыми стежками.
• Пришить пуговицы.
• Отутюжить готовое изделие.
- Можно изменить последовательность пошива? Как? Почему?
7. Практическая работа.
А. Вводный инструктаж.
Цель: Практическое применение знаний. Формирование поисково - исследовательских умений и навыков.
1. Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
2. Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги.
3. Отделка основной детали фартука шитьём.
4. Обработка кармана. Соединение кармана с основной деталью.
Карман необычный. Это фартук матрешки.
У кармана нет боковых и нижнего срезов, что значительно облегчает работу.
- Обработку кармана выполняем самостоятельно, используя инструкционные карты. Настрачиваем карман на основную деталь – по шаблону.
5. Выполнение аппликации.
Учитель: Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
1. Подбирайте лоскутки тканей по цвету, рисунку.
2. Перед шитьём лоскутки хорошо продекатируйте.
3. Вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нити основы в ткани, на симметричность парных деталей.
4. Детали аппликации и детали «паутинки» должны быть одинаковы.
Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине, с ножницами, электроутюгом.
Упражнение «Добрые руки»
- У меня вот какие добрые руки. А у тебя?
Ученицы нежно поглаживают руки друг друга.
- А сейчас покажите, какие у вас умелые руки.
Учитель:
Матрёшка – это не только символ России, но и символ русской женщины, характер её и стать, крепость тела и духа, величавая и яркая красота. В каждой матрёшке, как и в каждой женщине, - своя «изюминка». К тому же матрёшка не только глаз радует, но и душу возносит до светлых творческих высот, вдохновляет мастеров на поиск нового, неизведанного! Работайте с душой, с любовью и в вашем изделии появится своя «изюминка», а вы получите огромное удовлетворение от своей работы.
Работа под музыку.
Текущий инструктаж.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение техники безопасности;
правильность выполнения приёмов и качество работы;
степень самостоятельности.
Через 15 минут самостоятельной работы проводится гимнастика для глаз.
Заключительный инструктаж.
Анализ выполнения практической работы.
-Показ лучших работ,
-Анализ допущенных ошибок.
8. Итог урока. Рефлексия. Оценка.
Цель: Обобщение пройденного материала, оценка.
- Вспомните цели, поставленные в начале урока.
- Насколько вы достигли цели?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что сегодня получилось?
- Над чем надо поработать?
- С чего начнём следующий урок? |
|
|