Главная страница

12 ноября 2013 года Подготовила учитель истории Самолхина Е. С


Скачать 142.08 Kb.
Название 12 ноября 2013 года Подготовила учитель истории Самолхина Е. С
Дата 10.02.2016
Размер 142.08 Kb.
Тип Документы

Выступление на семинаре молодых специалистов МКОУ «СОШ №85» г. Тайшета

12 ноября 2013 года

Подготовила учитель истории Самолхина Е.С.

Работа с документами на уроках истории

Сегодня, пожалуй, никто не станет возражать против того, что от успеха модернизации школьного гуманитарного образования в целом и историко-обществоведческого образования в качестве его центрального звена во многом зависит воспитание и обучение школьников как граждан России и, следовательно, судьба поступательного развития нашего общества.

Поэтому, в настоящее время, когда повсеместно внедряется новая структура исторического образования, вводятся нетрадиционные курсы и предлагаются непривычные методы обучения, много говорится и о новых требованиях к проведению урока. В числе таких требований часто называют увеличение времени для работы с источниками, документами.

Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования исторического мышления учащихся. Существующие программы и действующие учебники в большинстве своём отводят ученику и учителю роли исполнителей чужих замыслов. Учащемуся предлагается сформировать своё отношение не к изучаемым событиям, а к их трактовке авторами учебника. Если же учащиеся  работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, то в конце концов они сами выдвигают те или иные версии исторических событий.

1. Методика изучения документов на уроках истории

 На уроках истории доку­менты могут использоваться как учителями, так и учениками.

Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на доку­мент (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Что­бы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характери­стику личности.

Чаще всего учитель привлекает на урок документы повество­вательно-описательного характера. Так, в объяснение включается отрывок из хроники Жана де Венетта, в которой рассказывается о бедствиях Франции в период Столетней войны: «В этом году виноградники... не возделывались; поля... не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... представляли груды печальных, еще дымящихся развалин».

Работа учеников с документом, постепенно усложняется с уче­том их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5—6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10—15 строк; в 78 — растет число анализиру­емых хозяйственных и юридических документов; в 9—11 — все шире привлекаются политические, программные документы.

Обучение работе с документом включает следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализи­руют документ под руководством учителя; 3) работают под руко­водством учителя и самостоятельно; 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят не­большие сообщения, описания на основе документа, текста и ил­люстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для само­стоятельной работы документ необходим каждому ученику.

Работа с документами также включает в себя: чтение и пере­сказ документа и составление по нему плана; объяснительное чте­ние с предварительной и заключительной беседой; самостоятель­ный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, харак­теризующих одно и то же событие; критическую оценку докумен­та. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «под­твердить свое мнение документом».

У старших школьников работа с документами усложняется. Им уже предстоят более сложные задания/

выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотиви­руйте свой выбор;

определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;

продумайте, какие исторические условия подготовили появление та­кого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;

сравните условия; отберите по документальному источнику данные;

дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение;

поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помо­гает понять современные общественные явления

Перечень вопросов является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, почему что и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися. (См. таблица № 1)                                                                        

    Таблица № 1

 

 Вид документа

        

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)

2. Кто являлся автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3. Объясните основные/ новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. п.

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?

7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.                                  

 

3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

4. Интересы какого слоя населения он выражает?

5. Как политические  призывы  автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

7. Дайте историческую оценку документу 

 

 

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

1. Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано иной (нехристианской) системе летосчисления.

4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

6. В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение?/ несовпадение можно объяснить?

7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям

5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? причастность  к описываемым событиям?

2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

 

 

 

4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

 

Подготовка учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос­принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать до­кумент — это значит выбрать содержание, используемое на уро­ке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяс­нить новые для учеников термины и понятия и разработать за­дания по работе с документом. Вот один из примеров обработки фрагмента указа царя Алексея Михайловича от 1648 г. о запрете скоморошества. Материал используется в качестве раздаточного.

«...Нам стало известно, что в Москве, наперед сего [прежде всего] в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городах и за городом чинит­ся [происходит] бесчинство: в воскресные дни и праздники игрецы бе­совские — скоморохи — ходят с домрами, и с дудами, и с медведи, и над хлебом поругаются: пекут всякое скотское и зверино, и птичье [т.е. фи­гурные пряники]...

И мы указали о том учинить [произвести] на Москве, и в городах, и в уездах заказ [запрет] крепкий: чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам песней бесовских не пели, и на качелях не качалися, и на игрища не сходилися, и личин [масок] на себя не накладывали. А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари [маски], те бесовские игры [инструменты], изломав, сжечь.

А которые люди от того дела не отстанут, тех людей бить батогами [палками]. А которые люди от того не отстанут в третий и четвертый раз - того ссылать в окраинные города за опалу [за немилость]».

Вопросы классу: как названы скоморохи в указе царя? Как указ предписывает расправляться со скоморохами? Почему правительство и церковь преследовали скоморохов? Можно ли связать этот документ с событиями 1648 г. (соляной бунт в Москве, городские восстания)? Обоснуйте свою точку зрения. Нашли ли эти собы­тия отражение в истории родного края?

Среди многообразия методов работы с документами можно выделить используемые чаще всего:

  • Разбор документа учителем

Учитель сам читает, ведёт разбор, комментирует исторические документы. Учащиеся следят за чтением по тексту и слушают объяснение . Такой метод применяют в том случае:

                    - если документ особенно сложен;

                    - если ставить перед собой задачу познакомить учащихся с методами научного анализа исторических документов.

Разбор документа ведётся чаще всего по частям. Ясно , что такой метод является простым ,т.к. комментированное чтение и анализ документа требует от учащихся сосредоточенного внимания и напряжённой мыслительной работы .Например, тема урока: «Правление Ивана Грозного». На этом уроке документ был прочитан полностью, были использованы лишь два пункта документа «Россия 16 в. глазами иностранцев».

     1.Образ правления;

     2.О мерах обогащения царской казны имуществом поданных;

Учащиеся получают проблемное задание в виде следующих вопросов:

1.Каким представляется образ правления в России автору документа?

2.Как вы думаете, одобряет или поощряет Д.О. Флетчер форму правления в России?

3. В чем вы видите ценность таких источников, как записки иностранцев о России?

Работу над документом можно продолжить на уроке, взяв следующие два пункта из источника « Культура и быт конца 15-16 вв.».

 1.О простом или низшем классе народа в России.

 2.О домашней жизни и свойствах русского народа.

 Вопрос учащимся: какие моменты в быту, нравах в России 16 века, явно не совпадающие с иноземными, вызывают удивление и осуждение Д.О. Флетчера?

Таким образом, учащиеся в данном случае не просто выступают в роли слушателей - они сами анализируют, дают оценки, т.е. активно работает их мыслительная деятельность.

  • Разбор документа учащимися под непосредственным руководством учителя

Чтение документа осуществляется одним из учащихся, остальные следят по тексту. Обычно обязательно по ходу чтения документа ставлю вопросы для проверки степени понимания: 1.О чём сказано в документе?

                                        2. Что вы узнали из документа?

                                        3. Как вы понимаете это место, это выражение? 

И только после того, как убеждаешься, что учащимся понятен общий смысл документа, приступить к повторному чтению и разбору по частям. Например на уроке «Реформы и преобразования Петра Великого» были использованы документы с суждениями об итогах реформ Петра наиболее крупных историков, взгляды которых были характерны для определённого времени и основаны на глубоком знании истории (Н.М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В.О.Ключевского, М.Н. Полодина ).

Вопросы к документам: (можно в качестве домашнего задания)

1.Современники, споря о небывалых переменах в России при Петре, прежде всего обсуждали готовность России к преобразованиям. Как вы считаете, в какой мере реформы начала 18 века продолжили преобразования 18 веке?

2. Как считаете, была ли у царя Петра программа преобразований, представление о последовательности и направлениях реформ, или они рождались по ходу событий из повседневных потребностей жизни?

3. Все, кто обращается к эпохе Петра, в первую очередь пытаются разобраться в смысле и последствиях его преобразований. Согласны ли вы с С.М.Соловьёвым, назвавшим эти преобразования «революцией» ? Обоснуйте своё мнение.

4. Как авторы документов оценивают значение реформ Петра в русской истории, их положительные и отрицательные последствия в дальнейшем развитии страны?  Чья точка зрения показалась вам наиболее убедительной? Почему?

В результате: - учащиеся получают возможность познакомиться с интересными документами, мнениями великих историков о Петре 1.

                             -  опираясь на помощь учителя, ребята учатся анализировать документы, сравнивать разные точки зрения, подтверждать свои мысли выдержками из документов

  • Самостоятельная работа учащихся с документами на уроке по заданию учителя

Этот метод оправдан лишь при наличии двух условий:

1. Если документ по степени сложности доступен для самостоятельного разбора 

2. Если учащиеся имеют навыки работы с источником.  Эти формы работы предполагают:

     1) работу с одним или несколькими документами. Анализ документов, восстановление исторического события.

     2) работу с несколькими документами, объединёнными одной проблемой:

     - сравнить документы, выявить общее или различное в позициях, взглядах,  настроениях участников событий;

      -   проанализировать мотивы поступков, действий участников событий;

      -  оценить отдельных участников событий, создать их политический и нравственный портрет;

      - высказать своё мнение относительно значения исторического события;

  • Групповая работа с подборкой документов по одной теме.

 Каждая группа получает свой подбор документов и вопросов, объединённых одной проблемой.

  • Ролевые игры, «Пресс-конференция», «Круглые столы»

Все формы работы применяются на уроках в той или иной степени. Например, метод групповой работы сочетается с проблемно-ролевой игрой на уроках по теме «Февральская буржуазная революция 1917 года».  Учащиеся группы делятся на пять мини-групп: Первая группа – изучает материал о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение.  Вторая группа – получает документы о том, как оценивали ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий, члены Государственной Думы. Третья группа – изучает документы, которые содержат информацию о позиции социал-демократов. Четвёртая группа – изучает материал о настроениях в армии. Пятая группа – знакомится и анализирует материалы, отражающие настроения рабочих и крестьян.

Общее задание для всех групп:

1 .После изучения документов дать характеристику обстановке в стране , как её увидели герои ваших документов.

2. Разыграть документ в лицах, живо передать мысли, чувства ваших героев.

3.Сделать вывод о позиции героев ваших документов накануне Февральской революции.

Таким образом, набор документов,  их анализ даёт возможность учащимся познакомится с обстановкой в стране, понять смысл происходящего, узнать,  что делали современники тех далёких событий.

На уроках истории в среднем звене ученикам также надо дать пред­ставление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни греков.

На урок целесообразно привлекать документы семейной исто­рии учеников, семейные фотографии, записи рассказов членов се­мьи, реликвии по темам, хронологически связанным с курсом исто­рии. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи».

Выразительность документа усиливается, если удается соеди­нить его содержание с наглядным изображением. Раскрыть про­тивоположные взгляды, точки зрения помогают свидетельство итальянского гуманиста Поджо Браччолини и учебная картина «Ян Гус на Констанцском соборе». Постарайтесь «озвучить» учеб­ную картину: о чем говорит Ян Гус, что выкрикивают его против­ники, какие доводы приводят в защиту Яна Гуса его немногочис­ленные сторонники 

К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документа­ми для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются истори­ческие понятия. Они «не должны усваиваться как готовые зна­ния; они возникают в сознании школьников в результате логиче­ского выведения или построения.» Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или про­цесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позво­ляют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение докумен­тов, с разных  позиций освещающих одно и то же событие. Учени­ки определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Таким образом, роль документов и содержащихся в них зада­ний К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схе­ма изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, пись­менном сочинении (рисунке). Возможно сочетание документаль­ного описания и карты; правового документа и дневниковых за­писей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и зада­ния, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями и карикатурами.

Подобрать документы учителю помогают школьные хрестома­тии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — до­кументы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хре­стоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.

Таким образом, при работе с документами и научными произ­ведениями ученики обучаются конспектировать и составлять план-конспект фрагмента источника, всего документа; на основе доку­ментов давать характеристику исторических деятелей, событий и явлений; самостоятельно изучать документ, выполняя творческие задания. Работу проверила руководитель

пппааа