Главная страница

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка


Скачать 42.83 Kb.
Название Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка
Дата 16.02.2016
Размер 42.83 Kb.
Тип Документы

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

М.Н. Волкова

социальный педагог

МБ ОУ Газопроводской СОШ

Для того, что бы лучше рассмотреть влияние насилия в семье на развитие личности ребенка дадим определение психологическому насилию. Под психологическим насилием понимается «постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвержение опасности) ребенка». Чаще всего психологическое насилие направлено именно на эмоциональную сферу ребенка, давление или принуждение делать то, чего он делать не хочет или не может.

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный путь» ребенка. При этом семья является самым близким окружением ребенка. В сознании людей семья – это самое «безопасное» место для развития ребенка. Но на самом деле получается, что именно в семье происходит большинство случаев психологического насилия над ребенком, которое впоследствии выливается в деструктивное развитие личности ребенка.

В семьях очень распространено давление на ребенка, которое родители старательно маскируют под процесс воспитания, объясняя его исключительно просоциальными целями (дать хорошее образование, воспитать успешного, культурного человека). Такой «стиль воспитания» наносит наиболее сильный вред личности ребенка, так как в этом случае родители руководствуются только своими желаниями и только своим пониманием того, чего должен хотеть их ребенок, что он должен уметь и какими личностными чертами этот маленький человек должен обладать.

Надо отметить, что родители, занимаясь воспитанием ребенка (обучение, развитие личностных черт) проецируют на ребенка те черты личности, развитие тех способностей, которые бы они хотели бы видеть в идеальном ребенке. Ведь еще в младенческом возрасте родители мечтают: «мой ребенок будет таким-то… и будет учиться так-то…». Их не волнует, чего хочет и даже может ребенок. Чаще всего к ребенку относятся как к своей живой собственности, которая не имеет права голоса, так как у него нет еще такого большого жизненного опыта, как у взрослых и «умных» родителей.

Чаще всего насилие над ребенком проявляется при развитии его личностных качеств и в обучении.

При развитии личностных качеств ребенка могут возникать трения, например, в случае, если темперамент ребенка и родителей различается (родители – флегматики, меланхолики, а ребенок – сангвиник или холерик или наоборот, родители – холерики, а ребенок – флегматик). Родители, не понимая особенностей своего ребенка, начинают воспитывать в своем ребенке качества личности, не свойственные ему по природе. Если родители меланхоличные, а ребенок – сангвиник или холерик, то родители начинают «ломать» возбудимый нрав ребенка, заставляют его быть тихим и спокойным, отказываться от нужд общения с приятелями, шумных игр, так как считают, что это не является необходимостью. В результате ребенок может дома вести себя спокойно, в соответствии с требованиями своих родителей, ломая свои желания, зато вся энергия выливается в общественных местах с большей силой, чем могла бы вырываться, если бы родители разрешали ребенку проявлять эту энергию и в их присутствии. В случае нежелания ребенка подчиниться воли родителей следует наказание: отказ от общения, вербальное наказание, что травмирует психику ребенка и может привести к развитию личностной тревожности, агрессивности и падению самооценки, или наоборот, ее завышению, что в свою очередь отражается на взаимодействии с окружающими (драки, ссоры).

Часто причиной психического насилия со стороны родителей является учебная деятельность ребенка. Если ребенок успешен в этой сфере и оправдывает ожидания своих родителей, то он становится «любимым ребенком». В случае, если ребенок не успевает по тем или иным предметам, а родители считают эти предметы наиболее важными, то ребенка начинают унижать, повторяя, что он не может претендовать ни на что в жизни, он – неудачник. Особенно остро эта проблема стоит в современном обществе, когда родители пытаются отдать ребенка в специализированные учреждения: гимназии, лицеи, программу которых ребенок часто усвоить не может. При этом родители, желая видеть своих детей в таких учреждениях, и не обращая внимания на желания детей, искренне разочаровываются в них и стремятся различными способами психологического воздействия заставить своих «ленивых» или «неуспешных» детей учиться именно в таких учреждениях, прибегая в основном к оскорблениям и давлению на самооценку ребенка. Наиболее артистичные родители даже могут сделать вид, что из-за его неуспеваемости они заболели. Тогда ребенок начинает чувствовать вину перед своими родителями за свои неудачи. В результате у него начинается снижаться самооценка, возникает тревожность, появляется мотивация избегания неудач и депрессивность. Дело даже может дойти до состояния невроза, если ребенок реально осознает свои способности, а родители требуют от него большего, чем он может им «дать».

Следует отметить, что дети привыкшие быть жертвами насилия сами начинают применять насилие и агрессию видят как средство обороны. Чаще всего свою агрессию они направляют на более слабых детей. Часто агрессия детей, переживших психологическое насилие, не имеет под собой веских причин и проявляется в виде аффективных реакций. Такие дети легко решаются на применение насилия по отношению к окружающим. Некоторые дети, наоборот, ведут себя пассивно, проявляют уступчивость, не могут защитить себя перед другими. Дети, ставшие жертвами психологического насилия, испытывают трудности в усвоении социальных норм.

В заключение надо сказать, что у ребенка в случае психологического насилия в семье есть два пути развития: первый – «сломать» свои желания и потребности, личностные черты и получить за это любовь своих же родителей; второй путь – реализовать себя как самостоятельную личность со всеми своими способностями и принципами и не получить от родителей тепла, ведя с ними психологическую войну за собственную реализацию и осуществление себя как самостоятельной личности (если же конечно эта личность не ведет асоциальный образ жизни).

Наша важнейшая задача, как педагогов, вести постоянную работу по родительскому всеобучу, так как даже самый грамотный и опытный инженер, к примеру, возможно, не имеет глубоких знаний по педагогике, не владеет современными формами и методами воспитания. Наша задача – помочь родителю. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками и единомышленниками.