Главная страница

Владимир Мамонтов «Этюды о природе»


Скачать 20.97 Kb.
НазваниеВладимир Мамонтов «Этюды о природе»
Дата29.02.2016
Размер20.97 Kb.
ТипДокументы

Комплексный анализ текста. 9 класс

Владимир Мамонтов «Этюды о природе».

Деревья роняют снег.

  1. В солнечный мартовский полдень я остановился на лыжне в самом красивом месте леса, неподалёку от деревни.2) Улицы её были где-то рядом, шумы поглощал лес. 3)Было тихо, торжественно.

4)И тут я увидел, как деревья роняли снег.5)Так осенью наступает тихий листопад.6)С вершин сосен, обогреваемых солнцем, то и дело падали обтаявшие хлопья.7)Они захватывали снег с нижних ветвей – возникал радужно клубящийся каскад.

8)И так всё время, пока я стоял.

9)Кроме тонкого шороха снега, я слышал в тишине странный треск – это выпрямились освобождённые от тяжести замёрзшие зимой ветви; возникали и гулкие стуки – это говорило уже целое дерево, освобождённое от снежного груза.

10) Вовсю шла хлопотливая работа леса.

11)Это такой явный признак весны, наступающих тёплых дней, какого в эту пору мне ещё не удавалось видеть.

12) А улица деревни была ещё белым-бела.13) Только дорога чуть затемнела…

Прочитайте текст и выполните задания:

А 1. В каком предложении текста содержится ответ на вопрос: «Почему герой остановился, что поразило его в лесу?»

1)1; 2) 9; 3) 12; 4) 4

А2. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 17:

  1. Эпитет;

  2. Олицетворение;

  3. Антитеза;

  4. Метафора.

А3.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово затемнела:

1)сделаться тёмной;

2)закрыла;

3)замаскировала;

4)почернела.

А4.Укажите ошибочное суждение:

  1. В слове слышал все согласные твёрдые;

  2. В слове листопад последний звук [ т];

  3. В слове стоял звуков меньше, чем букв;

  4. В слове замёрзшие нет звука [з];

А5.Укажите наречие, образованное от прилагательного, в котором пишется столько- н-, сколько в слове, от которого оно образовано.

А7.В каком слове правописание приставки не зависит от произношения:

1)затемнела

2)обтаявших

3)выпрямились

4)увидел.

В1.Замените словосочетание ОТ СНЕЖНОГО ГРУЗА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В2.Выпишите грамматическую основу предложения 12.

В3.Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Напишите ответ.

В5.В предложении пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью: Это такой явный признак весны,(1) наступающих тёплых дней,(2) какого в эту пору мне ещё не удавалось видеть.

В6. Среди предложений 1-4 укажите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

С. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста И.И.Постниковой: »Способность слова связываться с другими словами проявляется и в словосочетаниях».