|
Владимир Мамонтов «Этюды о природе»
Комплексный анализ текста. 9 класс
Владимир Мамонтов «Этюды о природе».
Деревья роняют снег.
-
В солнечный мартовский полдень я остановился на лыжне в самом красивом месте леса, неподалёку от деревни.2) Улицы её были где-то рядом, шумы поглощал лес. 3)Было тихо, торжественно.
4)И тут я увидел, как деревья роняли снег.5)Так осенью наступает тихий листопад.6)С вершин сосен, обогреваемых солнцем, то и дело падали обтаявшие хлопья.7)Они захватывали снег с нижних ветвей – возникал радужно клубящийся каскад.
8)И так всё время, пока я стоял.
9)Кроме тонкого шороха снега, я слышал в тишине странный треск – это выпрямились освобождённые от тяжести замёрзшие зимой ветви; возникали и гулкие стуки – это говорило уже целое дерево, освобождённое от снежного груза.
10) Вовсю шла хлопотливая работа леса.
11)Это такой явный признак весны, наступающих тёплых дней, какого в эту пору мне ещё не удавалось видеть.
12) А улица деревни была ещё белым-бела.13) Только дорога чуть затемнела…
Прочитайте текст и выполните задания:
А 1. В каком предложении текста содержится ответ на вопрос: «Почему герой остановился, что поразило его в лесу?»
1)1; 2) 9; 3) 12; 4) 4
А2. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 17:
Эпитет;
Олицетворение;
Антитеза;
Метафора.
А3.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово затемнела:
1)сделаться тёмной;
2)закрыла;
3)замаскировала;
4)почернела.
А4.Укажите ошибочное суждение:
В слове слышал все согласные твёрдые;
В слове листопад последний звук [ т];
В слове стоял звуков меньше, чем букв;
В слове замёрзшие нет звука [з];
А5.Укажите наречие, образованное от прилагательного, в котором пишется столько- н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
А7.В каком слове правописание приставки не зависит от произношения:
1)затемнела
2)обтаявших
3)выпрямились
4)увидел.
В1.Замените словосочетание ОТ СНЕЖНОГО ГРУЗА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2.Выпишите грамматическую основу предложения 12.
В3.Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Напишите ответ.
В5.В предложении пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью: Это такой явный признак весны,(1) наступающих тёплых дней,(2) какого в эту пору мне ещё не удавалось видеть.
В6. Среди предложений 1-4 укажите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
С. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста И.И.Постниковой: »Способность слова связываться с другими словами проявляется и в словосочетаниях».
|
|
|