|
Важно отметить, что в исследовательской деятельности выделяют учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Меняются его цели и задачи.В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент в образовании переносится с «усвоения знаний» на формирование у обучающихся ключевых компетенций.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст системы дополнительного образования научно - исследовательской работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.
ФГОС второго поколения предусматривают полный переход образования на компетентностный подход, главной целью которого является формирование надпредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений, навыков.
Умелая организация научно-исследовательской работы с обучающимися позволяет
сформировать у обучающихся одну из ведущих компетенций - проектно-исследовательскую компетенцию.
Важно отметить, что в исследовательской деятельности выделяют учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Разделение двух родственных видов деятельности весьма условно. Основное различие заключается в степени самостоятельности выполнения исследования и уровня новизны полученного результата для самих обучающегося и науки.
В учебно-исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, отработки и анализа полученных результатов.
Научное же исследование решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и теоретического знания. Оно подразумевает большую самостоятельность обучающихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала
Научно-исследовательской работой обучающиеся начинают заниматься с шестого класса. При вхождении учащихся в научно-исследовательскую деятельность я выделила 4 основных уровня:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, элективных курсов.
4 уровень – творческий, продуктивно - деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Среди трудностей, с которыми я сталкиваюсь при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, для себя я определила следующие:
недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
большая загруженность учащихся, отсутствие времени;
преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами.
Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, являются:
боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.
Естественно, что должно соблюдаться соответствие нагрузки к возрастным психо-физиологическим особенностям, умственным способностям и состоянию здоровья каждого ребёнка.
Я понимаю научно-исследовательскую деятельность как творческий процесс взаимодействия учителя и обучающегося по поиску решения или понимания неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, окружающим и самому себе, а также развитие мировоззрения.
Именно педагог задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подхода к любой проблеме с исполнительной и творческой позиции.
Важным условием организации исследовательской деятельности является ориентация юного исследователя на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, своих исследовательских компетенций, получит новые полезные знания, умения и навыки.
Искусство педагога, при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
При проведении детьми учебных исследований очень важны такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Тема обязательно должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Это касается не столько выбора самой темы исследования, сколько уровня её подачи, т.е. формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на разных этапах обучения.
Выбирая тему, я стараюсь учитывать наличие необходимых средств и материалов, т.е. научно-исследовательскую базу, но тема не должна быть навязана руководителем т.к. в таком случае ребёнок будет лишен живого увлекательного поиска.
Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.
Ребятам обязательно нужно давать список литературы. Нужно чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти. Руководитель должен хорошо знать какие книги или журналы есть в библиотеке, рекомендовать информационные сайты в Интернете. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, брать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.
Способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят не только от выбранной темы, но и выбора методов исследования, умений и навыков исследовательской деятельности. Надо помочь ребятам найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; чётко их расклассифицировав, сделать выбор, оценив без эмоций, как положено исследователю, эффективность каждого способа.
Однако следует иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических перейдёт в разряд фантастических. Педагог инструктирует учащихся о возможных вариантах фиксирования результатов наблюдений – форме текстовых описаний, таблиц и рисунков. Наконец неукоснительно должно соблюдаться требование формулирования выводов.
Итогом исследовательской работы может быть макет, презентация, книга, отчёт статья, видеофильм с текстовым сопровождением, реферат и т.д. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Ребятам необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы исследования и их собственных возможностей.
Венцом исследовательской работы и одним из главных этапов обучения является защита исследования. Как правило, защита происходит в форме доклада (устного выступления, презентации) в течение 5 – 10 минут. Защита исследовательской работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Важно подготовить докладчика к выступлению с учётом и психологического аспекта.
Таким образом, в результате исследовательской деятельности под руководством педагога происходит чудо самосовершенствования, самопознания, самовоспитания. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество педагога и обучающегося, непрерывное совершенствование субъект - субъектных отношений, атмосферы духовной близости и сотворчества.
Со стороны педагога необходимостью является создание таких условий, которые обеспечили бы в наибольшей степени психологический комфорт для обучающихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.
Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.
Решая проблему поиска методов и технологий в организации научно-исследовательской работы с обучающимися я пришла к заключению, что лучший результат даёт совместная проектно – исследовательская работа.
Я считаю, что в процессе дополнительного образования методы проектов и исследований способствуют приобретению проектно-исследовательской компетенции обучающимися, раскрывает их личностный потенциал, даёт им возможность создать собственный продукт в форме новых знаний (исследование) или в форме реальных действий, предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.
В результате работы я определила следующие формируемые компоненты проектно-исследовательской компетенции.
Разработала диагностический пакет для обучающихся. (Бланк самодиагностики )
Весьма сложной является задача включения учащихся в организуемую в школе научно-исследовательскую деятельность.
Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач.
-
В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая.
Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения научно-исследовательской работы учащимися.
Этап 1. Мотивация научно-исследовательской деятельности.
Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией научной работы. Основные требования – новизна , практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.
Этап 3. Постановка задачи
Если первый этап - «работа» научной работы, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен научному руководителю. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном виде.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами. Не исключается также использование результатов ранее проведённых исследований при условии детального ознакомления стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. Следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция научной работы на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать «детский текст».
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину я вижу в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе на уровне школы, а затем в расширенной аудитории городской научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить обучающихся к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать обучающихся к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить их кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить их способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
Список использованной литературы:
Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
Школьный экологический мониторинг: Учебно0методическое пособие/ Под ред.Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001
Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. – М.: Глобус, 2008. – 255с.-
|
|
|