|
«В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)»
Учитель: Седнева М.А. Класс: 6 Предмет: русский язык
Тема: «В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)»
Цели: 1) повторить и обобщить знания по теме «Имя числительное»;
2) познакомить с интересными фактами из жизни птиц;
3) развивать устную и письменную связную речь учащихся;
4) воспитывать эстетический вкус, потребность видеть красоту окружающего; приобщаться к ней.
Оборудование: звукозапись «Пение птиц», слайды «В гостях у пернатых друзей».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Эмоциональная минутка.
Я приглашаю вас на прогулку в лес. Слушайте, наслаждайтесь, а потом расскажете мне, что вы услышали, увидели, почувствовали.
Слушаем пение птиц (звукозапись).
3. Беседа. - Поделитесь впечатлениями о том, что вы услышали, увидели, почувствовали.
4. Сообщение темы урока.
5. Словарная работа.
Одиннадцать километров, четыре синички, пятеро маленьких (сколько букв и звуков в слове?) птенцов, пятьдесят один снегирь, трёхмиллионный 2,3 скворец.
- Объяснить написание слов.
- Определите разряды числительных.
- Среди количественных числительных укажите простые, сложные и составные.
- К прилагательному маленьких подберите антоним (большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный).
- Подберите к нему синоним (небольшой, кукольный, мизерный, крохотный, миниатюрный, карликовый, микроскопический, крошечный,).
- Устно составьте с любым из этих словосочетаний предложение с обращением.
6. Синтаксический разбор.
Пуночки - первые зимние гости из Арктики.
7. Орфографическое проговаривание числительных (чтение со слайдов).
8. Пропедевтика речевых ошибок (смотри 10-й слайд).
- Исправьте ошибки в употреблении числительных.
К триста уткам прилетели ещё два.
У обоих синичек чёрные глазки.
К первому январю к нам с Севера прилетит свиристель.
До цели оставалось около полтора километров.
Трое школьниц нашли гнездо скворца.
У девяносто соек родились птенцы.
Поползень съел 2/3 шишки.
9. Выборочное изложение текста (11 - 12 слайды).
- Прочитайте текст.
Радостно пели вокруг птицы. Раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. Одна ловко перевернулась на веточке вниз головой. Две пищухи, отрывисто покрикивая, быстро проскакали вверх по стволу дерева. Восемь воробьев, усевшись на третью снизу ветку берёзы, весело чирикали... И где-то вдали печально куковала кукушка.
(По В. Белову.)
- О чём идёт речь в тексте?
- Что автор хотел сказать читателям?
- Сколько в тексте микротем? (2) Назовите их. (Все птицы пели радостно, а кукушка - печально).
- Найдите в тексте эпитеты, выраженные наречиями?
- Какие глаголы передают разнообразие пения птиц?
- Объясните значение слов раскатисто, многоколенно? (Долго, громко, плавно; используя много приёмов, по-разному, на все лады).
- Найдите имена числительные. Какова их роль в тексте? (Вносят точность, конкретность).
- Укажите в тексте антонимы. (Радостно, весело - печально).
- Орфографическая работа. Устное выборочное объяснение орфограмм в словах.
- Мы должны написать выборочное изложение на тему «Особенности пения птиц».
Запишите: Выборочное изложение
Особенности пения птиц
-Зачитайте только те предложения или части сложных предложений, которые раскрывают эту тему.
-Читаем текст второй раз. Закрываем текст.
- Написание выборочного изложения на тему «Особенности пения птиц», работаем по карточкам.
(Как?) (что делали?) вокруг птицы. (Как?) (что делало?) горло дрозда-дерябы, (как?) (что делали?) синички. Две пищухи (как?) (что делали?). Восемь воробьев (как?) (что делали?)... И где-то вдали (как?) (что делала?) кукушка.
10. Проверка работ .
- Прочитайте, что получилось.
11. Подведение итогов.
- Расскажите об имени числительном как о части речи.
12. Домашнее задание.
|
|
|