|
Успехов вам и терпения! С уважением, учитель-дефектолог Ольга Павловна Ютанова и педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая
-
На начальном этапе развития речи займитесь подражанием звуков, которые воспроизводят игрушки, машины, животные. Например: мышка - пи-пи ____, часы – тик-так ____, машина ж-ж _____, водичка бежит с-с _____, комарики звенят – з-з ________, кошечка мурлычет мур-мур ____ и так далее.
Развивайте память, произвольное внимание.
Повторяйте, что вы делали с утра (к примеру, умывались, завтракали, что кушали на завтрак, с какой игрушкой играли, чем занимались на прогулке)
Главное: занятия должны быть регулярными, не забывайте малыша хвалить за успехи, если что-то сказал.
Читайте вслух потешки, стихи, сказки, пересказывайте сказки.
Игра должна присутствовать всегда: например, возьмите 3 предмета, 2 машинки, спрячьте под платок, одного оставьте – «кого не хватает?» и т. д.
Сейчас есть в продаже много развивающих книг, они помогут вам в организации речевых и дидактических игр. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и развитию вашего малыша.
Успехов вам и терпения! С уважением, учитель-дефектолог Ольга Павловна Ютанова и педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая.
С НАСТУПАЮЩИМ 2015 НОВЫМ ГОДОМ!!!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99»
СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ
Психолого-педагогическая консультация для родителей
«Формирование речи ребёнка в раннем возрасте»
Иваново-2014
В данном информационном выпуске мы рассмотрим психологические основы развития речи у детей раннего возраста (до 3-х лет) и то, как и насколько важно участие родителей в этом процессе.
Запомните, что речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Важно, чтобы Вы, родители, заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на ее чёткость и правильность. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче излагать свои мысли. Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, словах в общении с друзьями. Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи может повлиять на развитие и поведение ребенка. Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным.
Вы можете сделать всё возможное, для своего малыша! С первых минут появления на свет ребенка, общайтесь с ним правильно, следите за своей речью, она должна быть четкой, неторопливой, спокойной. Предметы нужно называть полностью, проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать".
У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении: «Почему малыши плохо говорят?» Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние. Также негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, взаимопонимание в семье и др. Они ослабевают, организм ребенка, снижают его психическую активность.
Как в домашних условиях помочь малышу , когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше?
Всё свободное время разговаривайте с ребенком;
Привлекайте внимание к своим губам, особенно на первый звук. Выгоравивайте его отчётливо. Дайте губы потрогать. Произносите этот звук, обращая внимание на его артикуляционный уклад.
-
Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет".
Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
Говорите сами выразительно и правильно, не торопливо. Речь произнесена должна быть спокойно.
-
Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас мы пойдём за одеждой и будем на прогулку одеваться. Что ты наденешь: штаны или шорты, красную или зеленую футболку?». Малыш вынужден ответить не жестом, а словом, особенно если предметы находятся на уровне глаз, на верхней полке.
Побуждайте к речи! «Мы одели футболочку, штанишки, теперь будем обуваться! Принеси туфли и т. д.»
Занимайтесь играми для пальчиков (частью двигательного центра в коре головного мозга является речевая зона, т. о. мышление находится на кончиках пальцев); играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы , лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
Делайте малышу массаж рук, особенно кончики пальцев и ладошки, периодически повторяя. Будьте терпеливыми родителями, повторяйте по 5 раз и больше.
-
Любое занятие подкрепляйте позитивными эмоциями, до того как ребенок устанет, заканчивайте упражнения. Следите за временем и занимайтесь 10-15 минут, не больше, несколько раз в день. Увлекаясь, родители затягивают занятие на 40 минут и более… Ребенок уже не концентрирует внимание, он устал. Это время – для Вас! Спустя 15 минут, отдохните, переключите его интерес, сходите погулять на свежий воздух или поиграйте.
Провоцируйте речь ребенка на сильных эмоциях, к примеру, если ребенок просит что-то, сделайте вид, что не понимаете его, объясните, что нужно попросить, проговорите, как надо сказать, он повторит за вами.
-
Если малыш не произносит начальный звук, возьмите его ладошку –произнесите первый звук четко, усилив воздушный поток на ладонь малыша. Например: слово - «СОБАКА», где в его произношении ребенок первый звук «С» не воспроизводит. Вы дуете звук С ___ в этом слове немного протяжнее на ладошку - «С___ОБАКА», Малыш почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите самому сказать на свою ладошку тоже с ветерком…(какой ветерок у каждого звука – подскажет логопед, проконсультируйтесь, и речь будет формироваться правильно).
Расскажите вашему малышу, где «живет голосок». Посадите его себе на колени, прижмите к груди и спокойно говорите или пойте. Ребенок почувствует вибрацию голоса в вашей грудной клетке. Когда вы молчите – голоса нет, когда говорите или поёте – голос есть. Поиграйте с ребенком в игру «Включи голосок».
|
|
|