|
Этапы работы Содержание этапа
|
Этапы работы
|
Содержание этапа
|
1
|
Организационный момент. Цель: организовать начало занятия, психологический положительный настрой и подготовка обучающегося к работе.
Логопед использует словесный и наглядный методы .
Тренировать обучающихся узнавать слово по описанию. Развивать слухоречевую память.
|
Логопед приглашает ребенка в логопедический кабинет, где создает психологически положительный настрой для дальнейшей работы. Логопед: Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас необычная встреча – путешествие. А ты любишь путешествовать? Ребенок: Да! Логопед: Я планировала сегодня отправиться в путешествие и если у тебя есть желание, то можешь присоединиться ко мне. А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит..
Ребенок: Ракета.
Демонстрируется слайд с изображением ракеты. Вместе с ребенком рассматривают ракету…
Логопед: Какой первый звук в слове ракета?
Ребенок: Первый звук в слове ракета – звук «р».
Логопед: Ракета волшебная и она взлетит в том случае, если мы с тобой будем правильно произносить этот звук.
|
2
|
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Подготовка к основному этапу. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Цель:подготовить артикуляционный аппарат обучающихся, мотивация к чёткому произношению звуков с опорой на слуховые ощущения и тактильные ощущения.Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику и упражнения для развития речевого дыхания.
|
Логопед: Подготовку к полету начнем с артикуляционной гимнастики.
-«Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
-«Грибок». Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.
-«Гармошка».Рот приоткрыть, язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы растянуты в улыбку.
-«Качели». Открыть рот, как при произнесении звука «а». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Каждое упражнение выполняется по три- пять раз. После каждого выполнения логопед предлагает ребенку отдохнуть, проглотить слюну.
Логопед: Для того, чтобы верно и четко говорить во время путешествия, нужно сделать дыхательную гимнастику для язычка: А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)
|
3
|
Основная часть. Цель: определение темы и целей занятия, мотивация познавательной деятельности воспитанников.
Развивать слухоречевую память, интонационную выразительность речи. Логопед предлагает изолированное произнесение звука «р» с разной интонацией.
Придумывание слов с заданным звуком в словах.
Подбор признаков к названию предметов.
Автоматизация звука в словах.
Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.
Динамическая пауза.
Цель: снять мышечное напряжение и усталость.
Гимнастика для глаз.
|
Изолированное произнесение звука «р».
Логопед: Ваня, изобрази работу мотора ракеты.
Ребенок: « Р-р-р»
Логопед: Теперь изобразите, как он работает: тихо, громко, очень громко, громко, тихо.
Автоматизация звука в слогах.
Логопед: А для того, чтобы ракета взлетела, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слоги: ра-ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра.
Ребенок: « Ра- ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра».
Логопед: А теперь – взлетаем!
Ракета на слайде «взлетает», слышно, как работают двигатели. Автоматизация звука в словах.
Логопед: Ракета взлетает, давай посмотрим в иллюминатор! Логопед показывает на мониторе картинки с изображением дороги, парка, озера, острова.
Логопед: Что ты видишь в иллюминаторе?
Ребенок:Озеро, остров, парк, дорога.
Логопед: Взлетаем еще выше, посмотри, как далеко осталась наша планета Земля. Логопед показывает слайды с изображением Луны. Логопед:Мы прилетели на Луну!
Логопед: Ваня, тебе нравится здесь?
Ребенок: Да!
Раздается стук . Логопед демонстрирует игрушку инопланетянина.
Логопед: Посмотри, вот хозяин планеты - инопланетянин, здравствуйте.
Ребенок: Здравствуйте, инопланетянин!
Логопед говорит за инопланетянина. Инопланетянин: Здавствуйте, дети! Ад вас видеть!
Злой волшебник укал у меня звук.
Логопед: Трудно понять, что он хотел сказать? Что это за слово такое «ад»? Никак не пойму! Как ты думаешь, что сказал инопланетянин, какой звук украл злой волшебник?
Ребенок:Он пропустил в словах звук [р]. Надо сказать: вместо «ад» — рад, вместо «здав-ствуйте» — здравствуйте. Логопед: Как ты думаешь, как можно помочь?
Ребенок предлагает свои варианты возвращения звука «р» и в ходе беседы логопед подводит ребенка к тому, что нужно похвалить злого волшебника. Логопед:Может быть, нужно похвалить волшебника, назвать его добрыми, хорошими словами со звуком [р].
Ребенок:Добрый, красивый,радостный, разумный, очаровательный.
Инопланетянин:Уррра!Я могу пррроизносить слова со звуком «р»! Хорошо, благодарю вас!!! Логопед: Молодец! Ты так порадовал волшебника, что он вернул инопланетянину звук «р».
Инопланетянин: Сегодня на Луне проходит выставка знаменитого художника. Посмотри на картины, которые он нарисовал.
Логопед: Тебе нравятся картины? Ребенок рассматривает картины, а логопед делает акцент на отсутствие деталей в картинах. Логопед:Какие детали он забыл нарисовать у этих предметов? Ребенок: Дед Мороз без бороды, корова без рогов, самовар без крана, Буратино без рта, занавеска без гардины, куртка без рукава. Логопед: Давай поможем художнику и приклеим недостающие детали картины. Ребенок приклеивает недостающие детали к картинам.
Логопед: Чем можно нарисовать картину? Ребенок: Красками, гуашью, карандашами…
Логопед: Я знаю не совсем обычный способ создания картин – глазами. Могу показать, присоединяйся! Для этого нужно подойти к окну и посмотрим вдаль. Представь, что мы художники и рисуем картину, но не кисточками и красками, а глазами.
Нарисуйте радугу.
Нарисуйте лодку.
Нарисуйте солнышко.
Плотно закрой глаза, досчитай до шести и широко открой глаза. Логопед: Молодец!
|
4
|
Закрепление учебного материала. Цель: Закрепить и углубить знания ребенка, полученных на основном этапе. Учить давать определение, аргументировать свой ответ. Закреплять навык автоматизации звука «р» в словах.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Ребенок закрепляет умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.
Дидактическая игра «Поймай звук».
Развитие фонематических представлений, внимания.
.
|
На столе лежит лист формата А4 с заданиями. Логопед: А у нас на столе лежит письмо от жителей планеты Луна. Они приготовили нам задание- группы слов, но в каждой группе есть лишнее слово, зачеркни его и объясните, почему оно лишнее.
Диван, кровать, кресло, арбуз.
Троллейбус, автобус, морковь, вертолет.
Робот, синица, воробей, ворона.
Ручка, карандаш, телевизор, фломастер.
Ребенок: Арбуз, потому что это ягода, а все остальное мебель.
Ребенок: Морковь- овощ, троллейбус, автобус, вертолет – транспорт.
Ребенок: Робот- игрушка, синица, воробей, ворона – птицы.
Ребенок: Телевизор – бытовая электротехника,а ручка, карандаш, фломастер - письменные принадлежности.
Логопед: Молодец! Ты справился с заданием. Давай попрощаемся с инопланетянином, ему уже пора домой. И попросим его передать письмо жителям планеты Луна. Ребенок: До свидания, инопланетянин.
Логопед: В нашей звездной галактике есть еще много планет. Пока мы летели на Луну мы пролетели несколько планет. Я буду называть планеты, а ты внимательно слушай. Если в названии планеты есть звук «р», хлопай в ладоши, если нет – топай: Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Земля.
Логопед: Молодец! Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. Закрой глаза, посчитай до трех. Ребенок: Один, два, три. Логопед: Мы оказались на Земле.
На экране появляется слайд с изображением планеты Земля.
|
5
|
Рефлексия.
Поддерживающая оценка работы ребенка на занятии.
|
Логопед: Где мы сегодня побывали, чем занимались?
Ребенок: Мы путешествовали, побывали на Луне. Рисовали глазами картины, называли слова со звуком «р».
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? Ответы ребенка.
Логопед: Ты молодец, я горжусь тобой!
|
|
|
|
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Кочелаева Е. А.
Пенза 2013
Количество детей :1 Речевой статус: ребенок с ОНР В основу взята программа : Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста" Форма работы: Индивидуальная Продолжительность занятия: 15 минут
Цель: Упражнять в изолированном и правильном произнесении звука «р» в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение определять наличие звука «р» в слогах, словах; -упражнять в подбирание слова на заданный звук; -продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Коррекционно-развивающие: -развивать фонематический слух и восприятие; - развивать зрительное восприятие; -развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -развивать умение точно выражать свою мысль; - закреплять умение ориентироваться в пространстве; -активизировать словарный запас ребенка по теме.
Коррекционно - воспитательные: - воспитывать доброту и умение сопереживать персонажам
- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии; -формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Ноутбук, предметные картинки (презентация-ракета, дорога,парк, горы, озеро, пруд, остров; предметные картинки с пропущенными деталями); фотографии планет Солнечной системы.
Предварительная работа: « постановка» звука «р», беседа о космосе, выполнение артикуляционной гимнастики.
|
|
|