|
Урока по изобразительному искусству в 5 классе 20. 02. 20012г учителя изо мбоу сош №28 Тимофеенко И. Н. Тема урока: Фасад лицо избы, окна её глаза. Цели
План открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе 20.02.20012г. учителя ИЗО МБОУ СОШ №28 Тимофеенко И.Н.
Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Цели:
1.Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.
2. Воспитывать любовь к Родине, к малой Родине, к её традициям и народной культуре.
3. Развивать творческую и познавательную активность, при помощи самостоятельно проведённого исследования.
4.Формировать практические навыки работы, умение передавать единство формы и декора избы (для доступном для данного возраста уровне).
План:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний , а также знаний полученных в результате проведённой исследовательской работы.
3.Постановка художественной задачи.
4.Практическое выполнение задания.
5.Подведение итогов, анализ и оценивание работ.
Ход урока:
С древних времён человек строил себе жилище. (Показ презентации)
-Зачем людям дом?
Кров это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы на Руси, а из какого материала строились хаты на Кубани?
Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Какие породы деревьев выбирали мастера?
Строительство дома спешки не терпит, всему свой черёд и свой порядок, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме. Человек строит свой дом, свой мир, создавая на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно оберегать всю семью.
Как же представляли себе свой мир люди? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, источник дождей – «хляби небесные». Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. И нижний мир – НАВЬ, мир мёртвых , ночная сторона, мир зла и тьмы.
Но есть у человека надёжная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость» говорили на Руси. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
- Какие символы использовали люди для украшения предметов быта, посуды?
Знаки обереги - символ солнца, дождя, земли, растений, животных.
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, насыщенное декоративной символикой. Ведь оконный проём – это не только окно в мир , но и глазок для чужих людей и злых сил.
Вот как выглядела изба в целом. (схема)
Наличники дома оформлялись особенно пышно, требовали огромного труда и любви к своему дому и могли быть изготовлены только настоящим мастером. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый , благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.
Практическая работа: изобразить украшения наличника, используя символы - обереги (индивидуальная работа)
Материалы: восковые мелки, акварель.
Зрительный ряд: образцы декора наличников.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Русская изба»
Анализ работ.
|
|
|