|
Урок Звук [о]. Буквы О, о. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. Цель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени
Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»
Зацепина Елена Михайловна
Урок 2. Звук [о]. Буквы О, о.
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Цель: создание условий для формирования новых знаний о гласном звуке [о], буквах О, о и ценностному отношению к ним.
Задачи урока:
знакомство с условным значком этого звука — буквами О,о; распознавание этой буквы в печатном тексте;
развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звуки [а] и [о] в словах;
способствование через чтение литературно-художественного текста развитию мотивации в изучении букв.
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [о] и его характеристику; произношение буквы о как знака звука [о]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; разыгрывание диалогов (по книге К.Чуковского); умение разгадывать ребус; звуковой анализ слов со звуком [о], заполнение схем.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его, осмысление алгоритма фонетического анализа звука.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавание вопросов; владение диалогической формой речи.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).
Основное содержание темы, понятия и термины: К. Чуковский «Айболит». Звук [о]. Буквы О, о. Звуковая модель слова.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты, изображения солнышка и его лучей. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., видеофильм для минуты релаксации, презентация к уроку, интерактивные презентации.
№
|
Этап
урока
|
Решаемая задача
|
Деятельность ученика
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 4)
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организационный момент.
|
Создание условий для эффективного формирования работоспособности на уроке.
|
Слушают. Приветствуют учителя.
Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки).
|
Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу.
Учитель: « Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно».
|
ЭОР №1. Слайд№2.
|
1 мин.
|
2
|
Эмоционально-волевая регуляция.
|
Адаптация обучающихся к деятельности на уроке.
|
Рассматривают иллюстрации на слайдах презентации и отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся рассказывают обо всем красивом, что есть в этом растении или животном.
|
Игра «Красивые глаза».
-Какими должны быть красивые глаза и что они должны уметь видеть?
Учитель показывает детям слайды с изображениями любых растений или животных.
-Самые красивые глаза те, которые увидели больше красоты.
|
ЭОР №1. Слайд№3.
|
2 мин.
|
3
|
Развитие речевого аппарата.
Артикуляционная разминка.
Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией.
|
Подготовка речевого аппарата и дыхания к произношению звуков и букв.
|
Слушают учителя и повторяют упражнения за ним.
|
Проводит артикуляционно-речевую работу, произнося образцы упражнений.
|
ЭОР №1. Слайд№4.
|
3 мин.
|
Упражнение «Язык отдыхает».
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.
|
Вдохнуть носом. На выдохе произнести текст, имитирующий смех: «Ха-ха-ха, хо-хо-хо!» Повторить 3 раза.
Учитель: «Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп, меняя интонацию и силу голоса».
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса!
|
4
|
Актуализация знаний.
|
Повторение изученного материала о звуках.
Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.
|
Звуки и буквы.
Букв много и все они живут вместе.
Гласные и согласные.
Гласные произносятся свободно, согласные встречают преграду.
|
Проводит беседу с обучающимися по изученной теме на основании ЭОР.
Учитель: «Мы продолжаем с вами путешествие по стране АБВГДЕйке».
Поем гласные звуки: [а],
[о], [у], [ы], [и].
-Кто живет в этой стране?
-Почему эта страна так называется?
-Какие звуки вы знаете?
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Как плакала лиса, когда пришла к Айболиту?
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А!
Учитель загадывает загадки с демонстрацией иллюстраций на слайде презентации.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус.
И зовут его (арбуз).
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор (Айболит).
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль).
|
ЭОР №1. Слайд№5.
ЭОР №1. Слайд№5.
ЭОР №1. Слайд№5.
ЭОР №1. Слайд№6.
|
4 мин.
|
5
|
Физкультминутка.
|
Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.
|
Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.
|
Учитель выполняет упражнения:
« Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!»
|
ЭОР №1. Слайд№7.
|
1 мин.
|
6
|
Мотивационно-целевой этап. Постановка учебной задачи.
Работа по «Азбуке» с.69.
Рассмотрение рисунка.
Рассмотрение рисунка.
Совместное чтение учащимися стихотворных строчек «И пришёл к Айболиту Барбос …».
Творческое рассказывание.
|
Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).
|
Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение, составляя предложение. Пересказывают отрывок из известной сказки. Изображают литературного героя сказки в связи с произносительным упражнением.
Определяют тему урока.
(«Айболит» Корнея Чуковского.)
(Айболит.)
(Лечит.)
(Айболит лечит Барбоса.)
(Его курица клюнула в нос.)
(С помощью мимики, жестов, телодвижений).
(Звуком [о]).
|
Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.
Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.
— Чтение какого литературного произведения помогло вам познакомиться с буквой Аа? Это произведение поможет вам познакомиться и с другой буквой. Посмотрите на неё: она расположена вверху страницы. Кто знает, какая это буква? Давайте проверим, не ошибаются ли ребята.
Кого лечит Айболит? Нужно ответить предложением по схеме из трёх слов. Первое слово подсказано: это слово…
Какое слово может быть вторым? А третье? Кто из вас на прошлом уроке внимательно слушал сказку? Прочитаем, так ли это.
— Что случилось с Барбосом? Как это могло случиться? (Выслушиваются версии учащихся.)
— Попробуйте изобразить больного Барбоса: его походку, движения, унылый вид. С помощью чего это можно показать? Каким звуком можно передать, как страдает Барбос?
|
|
5 мин.
|
7
|
Физкультминутка для расслабления мышц глаз.
|
Расслабляющие упражнения для органов зрения.
|
Выполняют упражнения для глаз по движению анимированных картинок.
|
Контролирует выполнение упражнений.
|
|
2 мин.
|
8
|
Первичное усвоение новых знаний.
Упражнения в поиске звука [о] в словах.
|
Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах. Наблюдения за особенностями произношения звука [о], его характеристика.
|
Обучающиеся работают с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления обозначений звуков в схеме и делают вывод о том, что звук [о] - гласный.
(Губы слегка округлены, напоминают овал.)
|
Контролирует правильность поиска и фиксации в словах звука [о], подводит детей к выводу, что звук [о]-гласный.
— Определите, каким — гласным или согласным — является звук [о]. Объясните свой ответ.
Понаблюдайте за положением губ при произнесении этого звука.
|
ЭОР №2.
Упражнения «Найди звук [о] в слове».
|
3 мин.
|
9
|
Первичная проверка понимания.
Упражнения в звуковом-буквенном анализе слов, различении на слух и выделении звука [о].
Работа по «Азбуке» с.69.
Упражнения на соотнесение звука [о] и буквы о.
|
Первичное усвоение знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения. Анализ графического образа буквы. Характеристика буквы.
|
Обучающиеся осуществляют звуко-буквенный анализ слов, работают с интерактивной доской, используют известные обозначения звуков, составляют схемы слов.
(С обручем.)
(Со звука [о].)
(Буквой о.)
(Н-ооо-с.)
(В середине слова всегда пишется маленькая буква.)
(Оса — это насекомое. Оса укусила лису. Когда насекомых много, мы говорим «осы».)
|
Учитель проводит звуко-буквенный анализ слова «осы» и «нос» при помощи цветных магнитов на доске.
Контролирует правильность составления схем на интерактивной доске.
— Буквы О, о, которые обозначает звук [о], по форме тоже напоминают овал. Почему буква красного цвета? (Потому, что обозначает гласный звук.) Для чего нужны две буквы О, о: большая и маленькая?
— С чем ещё можно сравнить букву о? Найдите подсказку на странице «Азбуки». С какого звука начинается слово «обруч»? Какой буквой обозначается этот звук на письме?
Распухший нос Барбоса тоже напоминает букву о. Найдите модель слова «нос». Произнесите слово по звуковой схеме, выделив второй звук. Какой буквой обозначен звук [о]? Почему маленькой буквой?
Найдите ребусы на странице «Азбуки». Разгадаем один из них.
Разгадывание ребуса «Осы». Учитель объясняет, что запятая обозначает отбрасывание последнего звука в слове «сыр».
— Что остаётся? (Сы.) Какая буква добавлена перед «сы»? (О.) Что получилось? (Осы.) Произнесите слово с ударением и объясните его значение.
|
ЭОР №1.
Слайд №8.
ЭОР № 5.
ЭОР № 2 «Буква О. Звуковые схемы».
ЭОР № 3.
|
6 мин.
|
10
|
Физкультминутка.
|
Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.
|
Повторяют движения за анимационными картинками.
|
Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений.
|
ЭОР №7.
|
3 мин.
|
11
|
Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с буквами О, о.
Работа в прописях «Мой алфавит» с.8.
|
Формирование знаний об обозначении произносимых звуков буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами О, о.
|
Обучающиеся рассматривают иллюстрации тетради, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.
|
Учитель проводит беседу по иллюстрациям тетради с использованием цветных магнитов по звуковому анализу слов «дупло» «сова», «дом», «кот», «осы» . Работа по распознаванию букв О, о, прописи печатной буквы по ЭОР в тетради «Мой алфавит».
|
ЭОР №2. «Печатная буква О».
|
6 мин.
|
12
|
Минутка релаксации.
|
Снятие напряжения и отдых обучающихся.
|
Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.
|
Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя видеоролик.
|
ЭОР №6.
Видеоролик с музыкальным сопровождением.
|
3 мин.
|
13
|
Первичное закрепление.
Работа по «Азбуке» с.69.
|
Повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «а» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
|
Ученики разгадывают загадки в устной форме, составляя схему отгадок, составляя отгадку из первых звуков слов, представленных картинками.
|
Учитель загадывает загадки. Организует работу с ЭОР.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец).
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик).
Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. (Осы).
|
ЭОР №1.
Слайд №9.
ЭОР №2. «Составь схему отгадки с буквой О», «Буква О. Акрофоническая загадка».
|
4 мин.
|
14
|
Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов урока.
|
Самооценка. Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.
|
Обучающиеся
выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.
|
Подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися.
— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
— Назовите слова, начинающиеся на букву о. Сегодня на уроке вы узнали все, о звуке и букве о.
Научились писать печатную букву О,о.
Рефлексия. «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
|
ЭОР №1.
Слайд №10.
|
2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 4.
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Интерактивная презентация к уроку «Звук о. Буквы О, о».
|
Информационный
|
Презентация
|
На бесплатной платформе http://ru.calameo.com/read/0017535556a725281d825
|
2
|
Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.
|
Информационный
|
Анимация
|
|
3
|
Единая коллекция ЦОР
Осы. Выделение звука из слова.
(N 193489)
|
наборы ЦОР к учебникам;
ИР.
|
Иллюстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a35c7-0a01-0180-017b-27126be54031/%5BNS-RUS_1-13%5D_%5BIM_107%5D.swf
|
4
|
Единая коллекция ЦОР
Голосовые связки
(N 193429)
|
наборы ЦОР к учебникам;
ИР
|
Иллюстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2f7e-0a01-0180-01ae-81ab08edd9ad/%5BNS-RUS_1-08%5D_%5BMA_059%5D.swf
|
5
|
Единая коллекция ЦОР
На что похожа буква "о"?
|
наборы ЦОР к учебникам;
ИР.
|
Анимация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a35ed-0a01-0180-01e9-14859061024d/%5BNS-RUS_1-13%5D_%5BPD_109%5D.swf
|
6
|
Видеоролик «Оранжевое настроение».
|
Информационный
|
Видеофрагмент
|
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/oranzhevoe_nastroenie/65-1-0-466
|
7
|
Интерактивная презентация «Котята».
|
Информационный
|
Презентация
|
http://pedsovet.su/load/244-1-0-37556
|
8
|
Интерактивная презентация «Физминутка для расслабления мышц глаз»
|
Информационный
|
Презентация
|
http://pedsovet.su/load/244-1-0-13305
|
|
|
|