Главная страница

Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»


Скачать 73.57 Kb.
Название Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»
Дата 21.02.2016
Размер 73.57 Kb.
Тип Урок

Урок внеклассного чтения

«Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.

Учитель: Сергеева Елена Дмитриевна.

Цель: Создание условий на уроке для:

  • осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения;

  • развития речи детей, умения кратко и ясно излагать свои мысли;

  • воспитания в себе желания совершать душевные поступки через качества личности литературных героев, эстетического воспитания, через восприятие музыкального и художественного произведений,

ощущения себя, как частички природы и бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование:

Портрет писателя С.Я.Маршака.

Сказка - пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».


Иллюстрация зимнего пейзажа.

Видео - диск с кинофильмом «Двенадцать месяцев».

Звукозапись П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Декорации к инсценировке пьесы.

Карточки таблички.

Индивидуальные карточки с пословицами для работы в

парах.

Рисунки снежинок для рефлексии.

Ход урока:

Деятельность учителя ожидаемые ответы учащихся

/. Организационный момент.

1. Мотивация учащихся. Слайд 1

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес, Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге. Где в ледяном дворце живёт сама Красавица волшебница - Зима.

2. Психологический настрой.

Звучит грамзапись П.И.Чайковского

- При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

3. Подготовка к восприятию.

- Что вы себе представили? Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь, при дуновение ветра. Ученик: Покрывая всю землю, с утра

Хлопья снежные падают с неба.

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега, и т.д.

П.Актуализация опорных знаний. 1.Определение готовности к работе.

- Какие вы знаете, стихи, которые передают такое же настроение?

Учащиеся читают стихи.

Ученик: Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.

Ученик: А вокруг в снега одет.

Весь простор безбрежный Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный.

Спасибо, ребята.

- Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в
народных песнях, музыке русских композиторов

- Любите ли вы зиму? Да.
Да, мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.

- Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?

Новый год

- Почему?

На Новый год люди загадывают желания и ждут свершения чуда-исполнения желания.

  • В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса? В сказках.

  • Какие виды сказок вы знаете? Народные, авторские.

  • Как названа зима в сказках? Зима: волшебница, чародейка,

гостья, матушка, зимушка.

III. Постановка проблемы урока. 1.Вывод темы урока.

  • Вам бы хотелось увидеть какое - нибудь чудо?

  • Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь? Произведение С.Я.Маршака.

Слайд 2

Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

Слайд 3

- Как называется произведение, которое нам предстоит сейчас
анализировать?

Пьеса — сказка «Двенадцать месяцев»

Слайд 4

IV. Закрепление изученного материала. 1. Коллективное воссоздание прочитанного.

- Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу.

Слайд 5

  • Кто же это Падчерица? Падчерица - неродная дочь

  • Что вы можете сказать об этой девушке, какая она? Трудолюбивая,

терпеливая, добрая, приветливая.

- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем
своего произведения? Хорошая она девушка.

Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила.

Она давала ей много работы.

Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать подснежников.

Слайд 6

- Зачем мачехе понадобились подснежники? « По воле королевы».

1.Под праздник новогодний 3.Нарвите до рассвета

Издали мы приказ Подснежников простых

Пускай цветут сегодня, И вам дадут за это

Подснежники у нас! Корзину золотых

2.Ручъи бегут в долине. Зиме пришёл конец. Подснежников корзину Несите во дворец.

2.Коллективное обсуяедение просмотренного.

Как это произошло, я предлагаю вам посмотреть фрагмент кинофильма этой сказки.

Учащиеся смотрят DVD -фильм.

- Почему профессор был недоволен желанием королевы?

Этим приказом нарушался закон-изменение времён года.

- Как бы вы отнеслись к такому приказу?

Я бы не рада была этому. . Подснежники растут в природе. Мы должны бережно относиться к природе.

- Как отнеслись к такому приказу жители того королевства?

«Многие считали, что королева придумала всякую Всячину». «Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху мать в лес за подснежниками».

3. Пересказ прочитанного детьми.

- Кто расскажет о том, как решили мачеха с дочерью нарвать подснежники?

Пересказ прочитанного произведения детьми.

- Легко ли было выполнить Падчерице это задание?

Зимой подснежники не растут в лесу.

ФиЗКУЛЫПМиНУтка. Слайд 7

На улице холодно.

- Хотели бы вы помочь Падчерице?

Давайте вместе с ней пойдём в лес.

Пришел мороз.

Ущипнул за нос.

Щиплет щечки, щиплет ручки.

Я присяду, повернусь.

Я мороза не боюсь.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели. Все дети тихо за парты сели.

4.Развитие сценического искусства.

Инсценировка. Слайд8

Вообразите себе.

Если бы вам пришлось поставить спектакль к этой сказке,

то кто из вас какую роль мог бы исполнить.

(Учащиеся сами определяют свою роль.) Режиссер. Я буду режиссером и считаю, что нужно поставить

Сцену встречи Падчерицы с братьями месяцами.
Оформитель. Для оформления спектакля необходимо


использовать: посох, корзинку, макет костра, декорации леса. Актёры будут играть роль: Падчерицы, рассказчицы,

братьев-месяцев: январь, март, апрель.

Проводится режиссерско-постановочная работа сцены- пьесы «Действие второе, картина первая»

Давайте поблагодарим актёров. Молодцы ребята.

V. Итог урока.

1. Вывод главной мысли произведения.

Произошел весьма редкий и замечательный случай. Апрель месяц не наступил, а подснежники уже расцвели.

  • Как вы считаете, что произошло? Произошло чудо.

  • Какое чудо? Исполнилось желание.

  • Когда могут исполняться желания? Помогают волшебники.

Когда помогают люди расценить правду по справедливости.

2.Просмотр фрагмента кинофильма.
В нашей сказке волшебники по справедливости решили исполнить желания

других.

Я предлагаю вам посмотреть этот фрагмент.

Учащиеся смотрят DVD - фильм.

«Действие четвёртое, картина первая»

3. Самостоятельная работа.

Прочтите предложения: «Красив тот, кто красиво поступает». «Не одежда красит человека, а его добрые дела». «Живи добрее - будешь всем милее». Выберите по смыслу подходящую пословицу к нашей сказке.

«Живи добрее — будешь всем милее». Почему вы так считаете? 4. Выборочное чтение.

  • Что помогло Падчерице заслужить такую награду? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

  • Кто из вас уже имеет какое-нибудь такое же качество? Почему?

VI. Домашнее задание.

Мы с вами провели большую анализирующую работу произведения

СЯ.Маршака «Двенадцать месяцев».

Дома перечитайте сказку и продолжите исследования.

Свои открытия можете оформить в рисунке.

VII. Рефлексивная деятельность
1.Под ведение успешности учащихся на уроке.


Слайд 9

X Звучит грамзапись П.И.Чайковского

У каждого из вас есть снежинка. Приклейте её на доску напротив

того качества, над которым вам ещё необходимо поработать.

2.Напутствующее слово.

Пусть добрым будет разум ваш

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я -

Всего хорошего, друзья.