Главная страница

Урок в 11 классе по рассказу в. П. Астафьева «людочка» Предварительно Д/з (по прочитанному)


Скачать 56.95 Kb.
Название Урок в 11 классе по рассказу в. П. Астафьева «людочка» Предварительно Д/з (по прочитанному)
Дата 05.03.2016
Размер 56.95 Kb.
Тип Урок

«ПРЕДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ». УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ

В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
Предварительно

Д/з (по прочитанному)
1. Отношения с матерью. Что можно сказать о матери? (трудная жизнь и вдруг – муж, помощник, боязнь потерять свое счастье). Стр. 14. Предала («не стала облегчать ее ношу»).
2. Отчим. Не знала его, «побаивалась» в детстве. Неразговорчив, ничего е понимал в крестьянском труде, но учился и за все брался.

• Когда Людочка перестала его бояться? (во время купания, увидела в нем ребенка стр. 16).

• Как мать характеризует отчима? (стр. 17)
3. Гавриловна почему пустила к себе? («угадала в ней деревенскую родню»; «почуяла «слабинку» в характере постоялицы» (стр. 5) – какую?)

• Какую жизнь прожила Гавриловна? (тяжелую, весь век на свой угол копила, не брезговала никакой работой).

• Как она относится к Людочке? (сложно, но больше любит свое хозяйство).

• Почему именно Людочке рассказывает Гавриловна свою жизнь? (чувствует праведницу). Предала (стр. 12) – не беда; попросила уехать в общежитие.
4. Артемка – мыло (стр. 7) «Повелел не лапать». Предал, не защитил, струсил (стр. 12)


В беде, в одиночестве все люди одинаковы.

И нечего…

В. Астафьев




Цели:

Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».

2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувствие к судьбе Людочки.
1. Вызвать желание, проявить протест против несправедливости, желание изменить мир в лучшую сторону.

2. Формировать у учащихся чувство собственного достоинства и уважение к личности и индивидуальности другого человека.
1. Развивать монологическую речь школьников.




Слова Астафьева о литературе (новой)

- Начался 21 век. Мы уже можем подвести итог литературе века 20-го. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода…» В.П. Астафьев.
- Какие произведения В.П. Астафьева вам запомнились?

(«Конь с розовой гривою», «Фотография…», «Васюткино озеро»)
- О чем ни говорил нам писатель – в центре его рассказа – человек и природа, как нечто неразрывное, целое, неотделимое друг от друга.
Сообщение о писателе

О. Баранецкая

- вспомни некоторые моменты биографии писателя.

В. Ольшевская

(коротко)

- произведения Астафьева продолжают неоклассическую традицию русской литературы с ее проповеднической ролью, с традициями реализма, с обращением к этическим и нравственным проблемам жизни.
- сегодня мы попытаемся понять художественный мир рассказа В.П. Астафьева «Людочка» и попробуем разобраться в причинах трагедии, случившейся с героиней рассказа.
Д/з
■ Тип повествования (рассказ на основе услышанного).

■ Стиль рассказа: художественно-публицистический. (Докажите, что не просто художественный, а и публицистический: много авторских размышлений и автор явно выражает свое отношение к событиям, происходящим в рассказе).

■ Какие темы затронуты в рассказе?

- предательства;

- разрушение природы;

- «маленького человека» (гоголевские традиции);

- тема милосердия «в беде, в одиночестве все люди одинаковы. И нечего…» стр. 21 «Людочка»

■ Что такое рассказ?

(этическое произведение малой формы; основу рассказа составляет одно событие, связанное с главным героем рассказа, с ним же связана одна сюжетная линия – возрастает роль детали с значимость каждого эпизода).
- наш рассказ назван именем главной героини. Как вы думаете, почему (на основании определения, что такое рассказ). (Все герои и все события связаны с ней).
Д/з
Понравился или нет рассказ? Почему? Каково ваше отношение к героине? Обоснуйте свое мнение.
- Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название – «Людочка».

- Как относится к ней писатель?

- Какой была Людочка?

(Писатель с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях, стеснительной в общении в людьми девушки).

- Какова основная черта ее характера? (скромность: в быту, в желаниях).

- Была ли она глупенькой?

(Читаем стр. 16 – «Она была робкой, да, но не дурочкой»).

- Сейчас в тетради мы попытаемся изобразит художественно-композиционное пространство рассказа.

Предала На лесосеке



Деревня Вычуган Отчим

Мать

Предала
Гавриловна



ЛЮДОЧКА



Трагедия Артемка-мыло




Умирающий парень

(вызывает жалость ко

всем, взывает к милосердию)

Предал

Стрекач

Поселок

и «парк» ВПВРЗ

Вывод: в этой атмосфере не может родиться ничего доброго, плодотворное (ветка с яблоками).

Ни деревня Вычуган, ни ВПВРЗ ни приспособлены для жизни нормального человека – шпана.
Д/З
- Подберите из текста ключевые слова, характеризующие деревню Вычуган и поселок («пари») ВПВРЗ.
- С Людочкой случается беда, трагедия с приездом в поселок Стрекача.
- К кому же Людочка может обратиться за помощью? (тема предательства).

Она едет домой. С момента предательства над Людочкой начинается «обратный отсчет». Все близкие люди словно бы проверяются, насколько они сострадательны, то есть милосердны.

- Все близкие ее люди оказались черствы и ее беде, ее горю.

- К кому же решает тогда обратиться Людочка? (к Богу). Почему это у нее не получается? (не умела молиться, Гавриловна на просьбу девушки пойти с ней в церковь налагает вдруг странный запрет: «недостойна»). Таким образом Гавриловна сама не знает Бога и зачем она сама ходит в церковь. С какой героиней роднит это чувство с Людочкой? («Гроза» Катерина).

- Какое чувство испытывает Людочка после случившегося с ней? (чувство вины и стыда).

- А кто бы мог понять Людочку и, может быть, помочь ей?

- Какую историю вспоминает Людочка? (историю парня-лесоруба) стр. 18-21.

- Кем чувствует себя Людочка, вспоминая эту историю с парнем? (предательницей) – стр. 21. Тема милосердия (жалость Людочки ко всем потерянным, неприкаянным в этом мире).

- Почему Людочка решается на самоубийство? Сцена гибели Людочки.

- Почему Людочка одевается во все старое, ношеное? (чувствует себя грязной, недостойной) (читаем молитву Людочки) (стр. 22.
- «А душа? Да кому она нужна, та простенькая. В простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?» (стр. 22)

- А разве была душа Людочки «простенькой»? (глубокое страдание и понимание людей. Прощение их; милосердие по отношению к ним).
Вывод:

Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким обликом.
- Обращение к эпиграфу урока (Ев. От Иоанна).

- Что мы чувствуем после смерти Людочки? (преступление подразумевает наказание)

- Кто наказывает Стрекача?

- Оправдан ли, по-вашему, такой поступок отчима Людочки? (наказание было необходимо и должно быть неотвратимо).

- Сколько же смертей в рассказе (Людочка, стрекач, автор – эпиграф к рассказу).
Вывод:

Смерть Людочки неожиданно приводит к необратимым последствиям: все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая-то ощутимая часть «рассеянного» в нем добра. И люди после смерти Людочки изменились:

- мать: раскаяние (стр. 26);

- Гавриловна: стр. 23-24;

- отчим: «пригрел» мать (стр. 26).


Не знаю, плакать или молиться,

Дождаться дня, уйти ли в ночь,

Какою верой укрепится

Каким неверием помочь?

И пусть вины своей не знаем,

Она в тебе, она во мне;

И мы горим и не сгораем

В неочищающем огне….. (…)

Д/З (1 ответ на выбор)


  1. Расскажите о людях, которых, по-вашему мнению, можно назвать милосердным. В чем проявилось их милосердие? (письменно).

  2. Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).