|
Урок в 11 классе по рассказу в. П. Астафьева «людочка» Предварительно Д/з (по прочитанному)
«ПРЕДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ». УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ
В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
Предварительно
Д/з (по прочитанному)
1. Отношения с матерью. Что можно сказать о матери? (трудная жизнь и вдруг – муж, помощник, боязнь потерять свое счастье). Стр. 14. Предала («не стала облегчать ее ношу»).
2. Отчим. Не знала его, «побаивалась» в детстве. Неразговорчив, ничего е понимал в крестьянском труде, но учился и за все брался.
• Когда Людочка перестала его бояться? (во время купания, увидела в нем ребенка стр. 16).
• Как мать характеризует отчима? (стр. 17)
3. Гавриловна почему пустила к себе? («угадала в ней деревенскую родню»; «почуяла «слабинку» в характере постоялицы» (стр. 5) – какую?)
• Какую жизнь прожила Гавриловна? (тяжелую, весь век на свой угол копила, не брезговала никакой работой).
• Как она относится к Людочке? (сложно, но больше любит свое хозяйство).
• Почему именно Людочке рассказывает Гавриловна свою жизнь? (чувствует праведницу). Предала (стр. 12) – не беда; попросила уехать в общежитие.
4. Артемка – мыло (стр. 7) «Повелел не лапать». Предал, не защитил, струсил (стр. 12)
-
В беде, в одиночестве все люди одинаковы.
И нечего…
В. Астафьев
|
|
Цели:
|
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
|
1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».
2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувствие к судьбе Людочки.
1. Вызвать желание, проявить протест против несправедливости, желание изменить мир в лучшую сторону.
2. Формировать у учащихся чувство собственного достоинства и уважение к личности и индивидуальности другого человека.
1. Развивать монологическую речь школьников.
|
Слова Астафьева о литературе (новой)
- Начался 21 век. Мы уже можем подвести итог литературе века 20-го. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода…» В.П. Астафьев.
- Какие произведения В.П. Астафьева вам запомнились?
(«Конь с розовой гривою», «Фотография…», «Васюткино озеро»)
- О чем ни говорил нам писатель – в центре его рассказа – человек и природа, как нечто неразрывное, целое, неотделимое друг от друга.
Сообщение о писателе
О. Баранецкая
- вспомни некоторые моменты биографии писателя.
В. Ольшевская
(коротко)
- произведения Астафьева продолжают неоклассическую традицию русской литературы с ее проповеднической ролью, с традициями реализма, с обращением к этическим и нравственным проблемам жизни.
- сегодня мы попытаемся понять художественный мир рассказа В.П. Астафьева «Людочка» и попробуем разобраться в причинах трагедии, случившейся с героиней рассказа.
Д/з
■ Тип повествования (рассказ на основе услышанного).
■ Стиль рассказа: художественно-публицистический. (Докажите, что не просто художественный, а и публицистический: много авторских размышлений и автор явно выражает свое отношение к событиям, происходящим в рассказе).
■ Какие темы затронуты в рассказе?
- предательства;
- разрушение природы;
- «маленького человека» (гоголевские традиции);
- тема милосердия «в беде, в одиночестве все люди одинаковы. И нечего…» стр. 21 «Людочка»
■ Что такое рассказ?
(этическое произведение малой формы; основу рассказа составляет одно событие, связанное с главным героем рассказа, с ним же связана одна сюжетная линия – возрастает роль детали с значимость каждого эпизода).
- наш рассказ назван именем главной героини. Как вы думаете, почему (на основании определения, что такое рассказ). (Все герои и все события связаны с ней).
Д/з
Понравился или нет рассказ? Почему? Каково ваше отношение к героине? Обоснуйте свое мнение.
- Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название – «Людочка».
- Как относится к ней писатель?
- Какой была Людочка?
(Писатель с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях, стеснительной в общении в людьми девушки).
- Какова основная черта ее характера? (скромность: в быту, в желаниях).
- Была ли она глупенькой?
(Читаем стр. 16 – «Она была робкой, да, но не дурочкой»).
- Сейчас в тетради мы попытаемся изобразит художественно-композиционное пространство рассказа.
Предала На лесосеке
Деревня Вычуган Отчим
Мать
Предала
Гавриловна
ЛЮДОЧКА
Трагедия Артемка-мыло
Умирающий парень
(вызывает жалость ко
всем, взывает к милосердию)
Предал
Стрекач
Поселок
и «парк» ВПВРЗ
Вывод: в этой атмосфере не может родиться ничего доброго, плодотворное (ветка с яблоками).
Ни деревня Вычуган, ни ВПВРЗ ни приспособлены для жизни нормального человека – шпана.
Д/З
- Подберите из текста ключевые слова, характеризующие деревню Вычуган и поселок («пари») ВПВРЗ.
- С Людочкой случается беда, трагедия с приездом в поселок Стрекача.
- К кому же Людочка может обратиться за помощью? (тема предательства).
Она едет домой. С момента предательства над Людочкой начинается «обратный отсчет». Все близкие люди словно бы проверяются, насколько они сострадательны, то есть милосердны.
- Все близкие ее люди оказались черствы и ее беде, ее горю.
- К кому же решает тогда обратиться Людочка? (к Богу). Почему это у нее не получается? (не умела молиться, Гавриловна на просьбу девушки пойти с ней в церковь налагает вдруг странный запрет: «недостойна»). Таким образом Гавриловна сама не знает Бога и зачем она сама ходит в церковь. С какой героиней роднит это чувство с Людочкой? («Гроза» Катерина).
- Какое чувство испытывает Людочка после случившегося с ней? (чувство вины и стыда).
- А кто бы мог понять Людочку и, может быть, помочь ей?
- Какую историю вспоминает Людочка? (историю парня-лесоруба) стр. 18-21.
- Кем чувствует себя Людочка, вспоминая эту историю с парнем? (предательницей) – стр. 21. Тема милосердия (жалость Людочки ко всем потерянным, неприкаянным в этом мире).
- Почему Людочка решается на самоубийство? Сцена гибели Людочки.
- Почему Людочка одевается во все старое, ношеное? (чувствует себя грязной, недостойной) (читаем молитву Людочки) (стр. 22.
- «А душа? Да кому она нужна, та простенькая. В простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?» (стр. 22)
- А разве была душа Людочки «простенькой»? (глубокое страдание и понимание людей. Прощение их; милосердие по отношению к ним).
Вывод:
Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким обликом.
- Обращение к эпиграфу урока (Ев. От Иоанна).
- Что мы чувствуем после смерти Людочки? (преступление подразумевает наказание)
- Кто наказывает Стрекача?
- Оправдан ли, по-вашему, такой поступок отчима Людочки? (наказание было необходимо и должно быть неотвратимо).
- Сколько же смертей в рассказе (Людочка, стрекач, автор – эпиграф к рассказу).
Вывод:
Смерть Людочки неожиданно приводит к необратимым последствиям: все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая-то ощутимая часть «рассеянного» в нем добра. И люди после смерти Людочки изменились:
- мать: раскаяние (стр. 26);
- Гавриловна: стр. 23-24;
- отчим: «пригрел» мать (стр. 26).
Не знаю, плакать или молиться,
Дождаться дня, уйти ли в ночь,
Какою верой укрепится
Каким неверием помочь?
И пусть вины своей не знаем,
Она в тебе, она во мне;
И мы горим и не сгораем
В неочищающем огне….. (…)
Д/З (1 ответ на выбор)
Расскажите о людях, которых, по-вашему мнению, можно назвать милосердным. В чем проявилось их милосердие? (письменно).
Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).
|
|
|