|
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Цель: формирование и развитие толерантности, обосновать необходимость мирного сосуществования людей.
Задачи:
Познакомить обучающихся с термином «толерантность», его значением.
Отработать умение видеть индивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к другим людям;
Сформировать представление о толерантном общении;
Улучшить психологический климат в классе, в школе.
Ход мероприятия
1. Вводное слово классного руководителя.
Наш сегодняшний час общения называется «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» и посвящен он толерантности отношений между людьми.
- Ребята, кто из вас слышал это слово и знает, что оно обозначает?
Толерантность – это умение терпеть, принимать существование кого-либо. Слово толерантность интернациональное, вот как оно толкуется в ведущих языках мира:
Английский
|
Готовность быть терпимым, снисходительным
|
Французский
|
Убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной
|
Испанский
|
Способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных
|
Китайский
|
Принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим
|
Арабский
|
Снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать
|
- Вы заметили, что же общего есть во всех этих определениях?
Толерантность – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Определения, существующие на разных языках, в целом совпадают. Однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности: английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское - умение терпеть.
- А что обозначает слово «терпение»?
Вот как толкуется это слово в словаре – «Терпение – способность терпеть. Терпеть – безропотно и стойко переносить что-нибудь; мириться с наличием, существованием кого - чего-нибудь; испытывать что-нибудь; не требовать срочного исполнения, немедленного решения».
Толерантность – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас.
- Чем же мы отличаемся друг от друга?
- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.
- Почему вы так отличаетесь?
- Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. Но, несмотря на все различия каждый человек уникален.
2. Тренинг толерантности.
Упражнение 1. «Я подарок для человечества»
Каждый человек – уникальная личность. Верить в свою исключительность необходимо каждому. Ведущий предлагает каждому обучающемуся подумать над тем, что каждый из них действительно является «подарком» для человечества. Каждому подростку предлагается аргументировать свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…»
После выполнения задания учитель обобщает высказывания детей, говорит, что у всех много того, что делает каждого уникальным, и того, что их объединяет. В итоге дети должны прийти к выводу - мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить».
Учитель: Все мы разные. У нас разный цвет волос и глаз, разные оттенки кожи, но у всех нас есть что-то общее. Для того, чтобы определить чем мы похожи друг на друга, я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить следующее упражнение.
Упражнение 2. «Что нас объединяет».
Учитель предлагает подросткам определить, что их объединяет, несмотря на множество различий. Каждый из ребят в двойках, задает вопросы, касающиеся психологических характеристик и интересов, которые могут их объединять и записывает результат на листе бумаги. (Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, любим слушать музыку, смотреть триллеры и т.д.
После того как задание в мини-группах выполнено, на классной доске выписываются одинаковые для всех детей качества.
После выполнения данного упражнения обучающиеся должны сделать вывод: несмотря на физиологические, биографические и другие различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.
Учитель: Итак, в ходе второго упражнения мы узнали, что не смотря на внешние различия, нас объединяют общие интересы. А какие же качества помогают человеку быть терпимым, и принимать других людей такими, какие они есть.
Упражнение 3. «Качества толерантной личности»
Каждому школьнику предлагается письменно называет 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Затем учитель предлагает отметить знаком «+» те качества, которые, по его мнению, у него наиболее выражены
После выполнения задания каждый знакомит класс с характеристиками толерантной личности, которые записываются учителем на доске. В итоге появляется список качеств толерантной личности, с точки зрения данной группы. В результате подростки получают возможность сравнить представление о себе, отмеченное знаком «+», с портретом толерантной личности, созданным группой. Примерные качества толерантной личности, которые должны получиться в ходе выполнения упражнения:
1) терпение,
2) доверие,
З) умение владеть собой,
4) снисходительность,
5) доброжелательность,
б) умение не осуждать других,
7) терпимость к различиям,
8) способность к сопереживанию,
9) умение слушать
Учитель. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
А сейчас, я бы хотела вас познакомит с правилами толерантного общения (карточки с правилами выдаются каждому ребенку).
Правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
В заключение нашего часа общения, мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Упражнение 4. «Дерево толерантности»
Детям выдаются листочки (количество зависит от желания ребенка) и предлагается на них написать то, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы класс и школа стала пространством толерантности.
После того, как дети выполнили задание, листья прикрепляются к дереву толерантности.
В заключение упражнения учитель делает вывод, о том, что должен сделать каждый ребенок, для того, чтобы в классе и в школе детям было комфортно.
3. Подведение итогов.
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
- Все мы – люди.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените свое отношение к людям.
В заключении нашего урока я бы хотела привести слова Д.С. Лихачева о доброте: «Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу».
Список использованной литературы
Солдатова, Г. У. Тренинг толерантности [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – Москва : Генезис, 2001. - 89 с.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] / С. Д. Щеколдина. – Москва : ОСЬ-89, 2004. – 80 с.
|
|
|