Главная страница

Урок «Среда обитания и внешнее строение земноводных»


Скачать 51.83 Kb.
Название Урок «Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Дата 05.04.2016
Размер 51.83 Kb.
Тип Урок



Урок

« Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Учитель биологии

Сарычева О.А.


Урок « Среда обитания и внешнее строение земноводных»

Цель: познакомить учащихся со средой обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;

Задачи:

1. Дать понятие учащимся о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;

2. Воспитание бережного отношения к природе;

3. Коррекция речи, мышления.

Оборудование:

  • Таблицы: лягушка, жаба, тритон

  • Презентация к уроку

  • Используемые материалы: Ребусы, кроссворды, загадки, пословицы

  • Индивидуальные карточки

  • Рабочие тетради

Словарная работа:

Земноводные

Лягушка

Жаба

Тритон

Структура и основное содержание урока.

I. Организационный этап

  1. Приветствие;

  2. Проверка готовности к уроку;

  3. Организация внимания

II. Изучение нового материала

Беседа

- На какие 2 группы по наличию костного скелета делятся животные? (Позвоночные и беспозвоночные)

Работа с учебником. Задание:

Откройте «Содержание» в конце учебника.

Какие группы позвоночных животных мы изучили? (Рыбы.)

Какую следующую группу животных мы будем изучать? (Земноводные)

Какую стр. в учебнике нам надо открыть? (стр. 72)

Тема нашего урока «Среда обитания и внешнее строение земноводных» Слайд 1

Словарная работа

земноводные сложное слово. Корни связаны соединительной гласной о.

Лягушка

Рассказ учителя

Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше

слайд 2

К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных. Слайд 3-4

У земноводных голая и влажная кожа.

Земноводные обитают:

  • В водоёмах

  • Во влажных местах: под камнями, корягами, во мху

  • В тропиках, где влажно и тепло

Мало земноводных в пустынях и совсем нет их в Арктике и Антарктике слайд 5

В: Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? Слайд 6

Они не переносят сухости воздуха и низкой температуры. Слайд 7

На доске

Загадка:

-И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :..(лягушки)

Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?

Внимательно слушайте мой рассказ, для того, чтобы ответить на вопросы слайд 8

В каких местах встречается?
Чем питается?
Как передвигается?
Какие особенности имеет кожа?

Рассказ учителя о лягушке слайд 9

Внешнее строение слайд 10-11

Работа у доски

Вопрос: Чем отличается лягушка по внешнему строению от рыбы?

Задание:

Выберите сведения о рыбе и о лягушке.

Тело разделено на голову, туловище и хвост;

Тело разделено на голову, туловище;

Имеются плавники;

Имеются две пары ног;

Снаружи тело покрыто чешуёй;

Кожа голая, покрыта слоем слизи;
Физминутка
Работа в тетради: Задание №1

Прочитайте задание.

Напишите на указателях названия частей тела и органов лягушки.

При выполнении задания пользуйтесь рис.50 в учебнике
Работа по индивидуальным карточкам
Работа у доски по картине

Вопрос: Из каких частей состоит тело лягушки или жабы?

Ответ: Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.

Какие органы находятся на голове?

Работа в тетради. Задание 4 слайд12


Вопросы для сравнения

Зелёная лягушка

1. В каких местах встречается?

В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов

2. Чем питается?

Комарами

3. Как передвигается?

На суше прыжками, в воде плавает

4. Какие особенности имеет кожа?

Голая и влажная


Работа с текстом учебника. Задание:

При чтении текста об образе жизни жабы, найдите ответы на вопросы для заполнения таблицы.
Работа в тетради:

Сравните между собой двух земноводных. Данные занесите в таблицы Слайд 13


Вопросы для сравнения

Зелёная лягушка

Серая жаба

1. В каких местах встречается?

В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов

В садах, на огородах, в лесу

2. Чем питается?

Комарами, мошками

Вредителями культурных растений

3. Как передвигается?

На суше прыжками, в воде плавает

Мелкими прыжками, ползают по земле

4. Какие особенности имеет кожа?

Голая и влажная

Сухая



Задание:

Перечислите признаки, сходные у лягушки и жабы.

Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.

На голове находятся глаза, барабанная перепонка, рот.

Охрана земноводных

Почему нужно охранять лягушек и жаб? (Они уничтожают вредителей культурных растений, насекомых (комаров).

Чтение стихотворения.

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!
Земноводные, живущие на территории Кузбасса Слайд 14

Лягушка озёрная, лягушка остромордая, сибирская лягушка, серая жаба.

О них можно прочитать в книге Леонида Соловьёва «Книга о природе Кузбасса».
III. Закрепление изученного материала.

Беседа:

Каких животных называют земноводными?

Какие животные относятся к земноводным?

Какое значение в природе имеют земноводные?
Задание:

Прочитайте названия животных. Решите, кто из них лишний. Подчеркните лишнее животное одной чертой.

Объясните, почему это животное лишнее?

А). зеленая лягушка, серая жаба, речной окунь;

Б). тритон, зелёная лягушка, серая жаба.
Работа в тетради: Задание №2

Вставьте пропущенные слова в текст о среде обитания и образе жизни земноводных.
Дополните предложения:

К земноводным относятся _лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в водоёмах и на суше . Передвигаются земноводные при помощи ног. Питаются земноводные насекомыми. Они ловят добычу при помощи языка. Кожа у земноводных голая, влажная. С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные - полезные животные. Они уничтожают вредителей. Земноводными питаются птицы (аисты, цапли, журавли).

Итог: Выставление оценок.

Оценка урока учащимися:

– Что понравилось на уроке? Почему?
Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ!