|
Урок «Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Урок
« Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Учитель биологии
Сарычева О.А.
Урок « Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Цель: познакомить учащихся со средой обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;
Задачи:
1. Дать понятие учащимся о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;
2. Воспитание бережного отношения к природе;
3. Коррекция речи, мышления.
Оборудование:
Таблицы: лягушка, жаба, тритон
Презентация к уроку
Используемые материалы: Ребусы, кроссворды, загадки, пословицы
Индивидуальные карточки
Рабочие тетради
Словарная работа:
Земноводные
Лягушка
Жаба
Тритон
Структура и основное содержание урока.
I. Организационный этап
Приветствие;
Проверка готовности к уроку;
Организация внимания
II. Изучение нового материала
Беседа
- На какие 2 группы по наличию костного скелета делятся животные? (Позвоночные и беспозвоночные)
Работа с учебником. Задание:
Откройте «Содержание» в конце учебника.
Какие группы позвоночных животных мы изучили? (Рыбы.)
Какую следующую группу животных мы будем изучать? (Земноводные)
Какую стр. в учебнике нам надо открыть? (стр. 72)
Тема нашего урока «Среда обитания и внешнее строение земноводных» Слайд 1
Словарная работа
земноводные сложное слово. Корни связаны соединительной гласной о.
Лягушка
Рассказ учителя
Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше
слайд 2
К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных. Слайд 3-4
У земноводных голая и влажная кожа.
Земноводные обитают:
В водоёмах
Во влажных местах: под камнями, корягами, во мху
В тропиках, где влажно и тепло
Мало земноводных в пустынях и совсем нет их в Арктике и Антарктике слайд 5
В: Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? Слайд 6
Они не переносят сухости воздуха и низкой температуры. Слайд 7
На доске
Загадка:
-И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :..(лягушки)
Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
Внимательно слушайте мой рассказ, для того, чтобы ответить на вопросы слайд 8
В каких местах встречается?
Чем питается?
Как передвигается?
Какие особенности имеет кожа?
Рассказ учителя о лягушке слайд 9
Внешнее строение слайд 10-11
Работа у доски
Вопрос: Чем отличается лягушка по внешнему строению от рыбы?
Задание:
Выберите сведения о рыбе и о лягушке.
Тело разделено на голову, туловище и хвост;
Тело разделено на голову, туловище;
Имеются плавники;
Имеются две пары ног;
Снаружи тело покрыто чешуёй;
Кожа голая, покрыта слоем слизи;
Физминутка
Работа в тетради: Задание №1
Прочитайте задание.
Напишите на указателях названия частей тела и органов лягушки.
При выполнении задания пользуйтесь рис.50 в учебнике
Работа по индивидуальным карточкам
Работа у доски по картине
Вопрос: Из каких частей состоит тело лягушки или жабы?
Ответ: Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.
Какие органы находятся на голове?
Работа в тетради. Задание 4 слайд12
Вопросы для сравнения
|
Зелёная лягушка
|
1. В каких местах встречается?
|
В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов
|
2. Чем питается?
|
Комарами
|
3. Как передвигается?
|
На суше прыжками, в воде плавает
|
4. Какие особенности имеет кожа?
|
Голая и влажная
|
Работа с текстом учебника. Задание:
При чтении текста об образе жизни жабы, найдите ответы на вопросы для заполнения таблицы.
Работа в тетради:
Сравните между собой двух земноводных. Данные занесите в таблицы Слайд 13
Вопросы для сравнения
|
Зелёная лягушка
|
Серая жаба
|
1. В каких местах встречается?
|
В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов
|
В садах, на огородах, в лесу
|
2. Чем питается?
|
Комарами, мошками
|
Вредителями культурных растений
|
3. Как передвигается?
|
На суше прыжками, в воде плавает
|
Мелкими прыжками, ползают по земле
|
4. Какие особенности имеет кожа?
|
Голая и влажная
|
Сухая
|
Задание:
Перечислите признаки, сходные у лягушки и жабы.
Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.
На голове находятся глаза, барабанная перепонка, рот.
Охрана земноводных
Почему нужно охранять лягушек и жаб? (Они уничтожают вредителей культурных растений, насекомых (комаров).
Чтение стихотворения.
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!
Земноводные, живущие на территории Кузбасса Слайд 14
Лягушка озёрная, лягушка остромордая, сибирская лягушка, серая жаба.
О них можно прочитать в книге Леонида Соловьёва «Книга о природе Кузбасса».
III. Закрепление изученного материала.
Беседа:
Каких животных называют земноводными?
Какие животные относятся к земноводным?
Какое значение в природе имеют земноводные?
Задание:
Прочитайте названия животных. Решите, кто из них лишний. Подчеркните лишнее животное одной чертой.
Объясните, почему это животное лишнее?
А). зеленая лягушка, серая жаба, речной окунь;
Б). тритон, зелёная лягушка, серая жаба.
Работа в тетради: Задание №2
Вставьте пропущенные слова в текст о среде обитания и образе жизни земноводных.
Дополните предложения:
К земноводным относятся _лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в водоёмах и на суше . Передвигаются земноводные при помощи ног. Питаются земноводные насекомыми. Они ловят добычу при помощи языка. Кожа у земноводных голая, влажная. С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные - полезные животные. Они уничтожают вредителей. Земноводными питаются птицы (аисты, цапли, журавли).
Итог: Выставление оценок.
Оценка урока учащимися:
– Что понравилось на уроке? Почему?
Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ!
|
|
|