Главная страница

Урок. Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения. Тема: К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока: 1 образовательные : формировать умения


Скачать 67.54 Kb.
Название Урок. Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения. Тема: К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока: 1 образовательные : формировать умения
Дата 28.02.2016
Размер 67.54 Kb.
Тип Урок


Открытый урок.

Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.

Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Цели урока:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественные произведения с точки зрения его жанра;

б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие текста.
Оформление доски: портрет К.Г. Паустовского; выставка иллюстраций к произведению, сделанных детьми.
Предварительное домашнее задание:
1. Перечитать сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

2. Используя различные словари, объяснить значение слов: треух, ходули, жернова, картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов нарисовать или подобрать иллюстрации, подобрать подписи из текста. (Инд.№1)

3. Инд.№2. Пересказ эпизода.
Эпиграф к уроку: «Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудности добра»

В. Шкловский.
Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительная беседа с классом

- Сегодня мы продолжим наш разговор о сказке «Теплых хлеб». На прошлом уроке мы с вами выяснили, что для этого произведения характерны признаки сказки и рассказа.

Реальные события

Сказочные события

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик.

2. Филька обидел коня.

3. Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное зло.

4. Ребята и старики долбят лед на реке, чтобы заработала мельница.

5. Филька мирится с конем.


1. Силы природы: свист, вызывающий стужу и наказывающий человека.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит.


- Но как мы понимаем такие слова эпиграфа трудность добра? (рассуждения детей)
3. Вспомним кратко её сюжет.

- Кто желает рассказать?

Действие этой сказки происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу "Ну, тебя" обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения, Филька понимает свою ошибку
- Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы. Посмотрим, какую роль играет природа. Это и будет основной задачей нашего урока.
- Что мы знаем о героях сказки? Дома вы должны были б выписать характеристики героев. Давайте их назовём.
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнят тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу "Ну тебя".
Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, починил мельницу, сердитый, быстрые глаза, ребята считают его колдуном.
- Итак, Фильку звали "Ну тебя". Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

(Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».
- Дальше в сказке мы узнаём, какие удивительные события произошли в Бережках…
4. Выразительное чтение отрывка (от «Зима в этот год стояла…»).

5. Анализ эпизода.

Какой была зима? Какими мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

Конь помешал ему есть хлеб.

Проследим за последовательностью действий Фильки.




Наотмашь ударил коня

(т.е. сильно размахнувшись)

Закинул хлеб далеко





Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, или копай его мордой».



- Как поступил Филька?

- Но ребята в жизни и добро и зло не уходит в никуда, всё когда-то возвращается бумерангом.

-как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка

1). Слеза скатилась у коня из глаз.

-Как реагирует природа на зло?

2) В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лёд, звезды примерзли к небу.

3) На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

- Посмотрите, как сконцентрировались в этом эпизоде слова со значением холод. А что же происходит с сердцем человеческим?

- Ребята, подумайте, пожалуйста, почему из-за одного наказаны все?

(Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны. Вы наверное не раз замечали, что ваши ошибки, скверные поступки огорчают ваших близких. И наоборот доброе дело одного приносит радость всем окружающим).
6. Анализ инсценированного эпизода.

- Итак, отчего умер старик? (От охлаждения сердца). Как понять?

- А у какого ещё сказочного литературного героя было ледяное сердце? (У Кая).

- Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…(понял ошибку и осознал сою вину).

- Как это произошло? (Он сначала испугался, потом обратился за помощью к деду Панкрату, созвал односельчан на помощь. Затем отнёс хлеб раненному коню).
7. Искупление вины.

- Зачем он побежал к деду Панкрату. Ведь он сказал: «Да ну его, Панкрата сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

- Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он видит? Как скрипит снег? (Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильшиков пилила под корень березовую рощу за рекой).

- Каким был воздух? (Воздух замер и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Черные ивы поседели от стужи. Ветки их поблёскивают, как стекляклянные. Воздух колет Фильке грудь).

-Трудно было идти Фильке?

(Идти трудно, но Филька идёт, потому что это единственное спасение).
Разговор Панкрата с Филькой

- О чем рассказывает Филька о чём рассказывает Филька Панкрату?

- Как вы понимаете слова Панкрата: бессмысленный ты гражданин?

- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?
- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает» - сказал Панкрат.

- Почему Филька так уверен, что ребята не откажут? (Наши ребята хорошие).
- Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает теплый ветер). Как помогла Фильке старая сорока?

-Ключевые слова с общим лексическим значением помогают понять? (Слова со значением «теплый»).

Давайте «соберём» все тёплые слова (Добро, мельница разогреется, трещали костры, солнце, теплый ветер, оттаяли ветки ив, становилось всё теплее, тёплая вода, горячая мука, жаркий печной огонь, запах теплого чудесного хлеба).
- Как вы думаете, ребята, в чём смысл названия сказки «Теплый хлеб?» (Ответы детей). Смогут ли люди прожить без хлеба?
- Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, т.е. теплом человеческих рук. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (это горячее сердце). Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

Пересказ эпизода.
- Как Филька помирился с раненым конём? Почему в сцене примирения Филька громко заплакал?

Обращаясь к эпиграфу добра «Что легче добро или зло?»

8. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Нужно быть добрым и отзывчивым. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать.

д/з

1.- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Одну я записала на доске, а вам предлагаю продолжить.

- Как аукнется, так и откликнется;

- Люби ближнего своего (из заповедей Божьих);

- Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

- Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

2.Нарисуйте обложку к этой сказке.