|
Урок по литературе в 11 классе «Тема революции и гражданской войны в книге И. Бабеля «Конармия». Цели урока
Урок по литературе в 11 классе
«Тема революции и гражданской войны в книге И. Бабеля «Конармия».
Цели урока.
Обучающие: расширить представления учащихся о литературе 20-х годов на примере «Конармии» Бабеля, помочь осмыслить идейно-художественную позицию автора в освещении революции и гражданской войны, рассмотреть проблемы, поднятые Бабелем в «Конармии»: интеллигенция и революция, проблему человек и война, проблемы гуманизма.
Развивающие: на материале урока способствовать развитию когнитивных способностей: мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, развивать у учащихся умение анализировать текст, образы-персонажи и высказывать свое отношение.
Воспитывающие: воспитание гуманности, неприятия любой жестокости, воспитание нравственных ценностей.
Оборудование: портрет, иллюстрации.
Ход урока
Эпиграфы. 1. «Я отравлен Россией, скучаю по ней, только о России и думаю».
2. Главное-это счастье людей И. Бабель.
3. « Революцию он понял и принял как залог будущего счастья». И. Эренбург.
I. Вступительное слово.
1. Зачитывается 1-ый эпиграф.
Это слова человека патриота, любовь к родине которого нашла отражение во всем его творчестве
Зачитывается 2-3 эпиграф
А эти слова - слова человека, любящего людей особенно в такое суровое время как революция и гражданская война.
Перед вами портрет И. Бабеля. О нем И. Эренбург писал: «Предмет моей любви. Его внешность всех озадачивала. Очки не могли скрыть его необычайно выразительных глаз, то лукавых, то печальных. Нос - неутомимо любопытный. Ему хотелось узнать все-все детали жизни».
Таким видели Бабеля его современники, друзья. Посмотрите на портрет писателя, он полностью соответствует описанию (художник Ю. Анников).
Сегодня мы будем говорить о жизни И. Э. Бабеля, о его книге «Конармия», о том как он решает в ней проблемы, близкие литературе о революции, проблемы интеллигенции и революции, проблему человек и война, проблему гуманизма.
Сейчас мы послушаем сообщение о жизни Бабеля.
II. Сообщение о жизни и творчестве И.Э. Бабеля, сопровождающееся показом слайдов. - Халудурова Н.
III. Викторина.
Откуда эти строки:
1. «Оранжевое солнце катилось по небу, как отрубленная голова» («Переход через Збруч»).
2. «Он протянул мне сломанную фотографию. На ней был изображен Тимофей Курдюков, плечистый стражник. Рядом с ним сидела крохотная крестьянка. А у стены высились два парня - чудовищно огромные, тупые, широколицые, тупоглазые». («Письмо»)
Кто это?
3. «Он ловко снял с седла свое статное тело атлета. Расправлял прекрасные ноги, схваченные в коленях ремешком, пышный и ловкий, как на сцене, он двинулся к издыхающему животному. (Дьяков, «Начальник конзапаса»).
4. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блестящие ботфорты (Савицкий).
5. Он молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик.
6. Слезы потекли у него из глаз, я установился на него в изумление. (Афонька Бида, «Смерть Долгушова»)
Кто сказал?
7. Я есть жив и здоров, чего желаю от вас слыхать то же самое. А как же нижающе вам кланяюсь.от бела лица до сырой земли. ( Вася Курд. «Письмо»).
8. Я хочу интернационала добрых людей. (Гедали).
Умений-умение убить человека после боя. (Лютов, «Смерть Долгушова»)
10. Уйдем – ответил он, бледнея, – убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку (Афонька Бида, «Смерть Долгушова»)
IV. Беседа по книге «Конармия»
Вот вы познакомились с Бабелем – человеком, открывавшим нам свои понимания революции и гражданской войны, узнали, что все, о чем писал Бабель, представляют собой абсолютно непридуманные, реальные факты. Такова книга «Конармия», строчки которой, я думаю, вы вспомнили во время викторины. А теперь обратимся к его книге.
1.Некоторые литературоводы считают, что «Конармия» роман в новеллах. Можно ли с этим согласиться?
2. Где мы впервые встречаемся с Лютовым?
3. Каких бойцов Первой Конной вы запомнили? Что объединяет многих из них?
4. Какие проблемы, поднимаемые в литературе о революции и гражданской войне, затрагивает Бабель?
«Мой первый гусь»
5. Как к Лютову относились в отряде и почему?
6. Согласны ли вы с критиком Полонским в оценке этого рассказа: чтобы приобщить к победоносному коллективу, надо пролить кровь псивого существа.
Что может быть непригляднее, чем изживание собственных комплексов (т.е. сострадания, человечности, доброты, порядочности и т. д.) посредством пролития чужой крови.
«Смерть Долгушова»
1.Каким предстает герой «Конармии» в этом рассказе?
2. Сравните поведение Левинсона (Фадеев «Разгром») и Афоньки в похожих ситуациях.
3. Какова позиция автора в этих рассказах
4. Какая еще проблема объединяет эти два рассказа. Как она решается?
Запись в тетради. В своей книге Бабель поднимет проблему интеллигенции и революции, проблемы гуманизма, проблему человек и война. В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом «Конармии».
5. Анализ рассказа «Письмо».
Во многих рассказах Бабель представляет слово самому персонажу. К такому произведению относится письмо, документ.
В этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые участвуют в событиях.
1. О чем этот рассказ?
2. Что поразило вас в этом рассказе?
3. Что можно сказать о мальчике Васе по его письму?
4. Один из критиков писал, что бабелевские рассказы запоминаются не сюжетами и событиями, а благодаря уникальной интонации и цветовой гамме, контрастности и своеобразием речи персонажей и самого рассказчика.
Так ли это? Докажите это примерами из текста.
5. Каков оригинал рассказа?
6. Можно ли понять отношение рассказчика и автора к той и другой стороне?
Небольшое заключение учителя
VI. Выступление учащихся с анализом рассказов.
1. «Переход через Збруч»
2. «Гедали»
3. «Прищепа»
4. «После боя»
5. «Берестечко» и др.
VII. Обобщение
1. Что вам дало изучение книги Бабеля, Чем она современна?
2. Рассмотрите иллюстрацию. Почему она сделана в графике?
Оставаясь, прежде всего художником, Бабель сумел показать в максимально краткой и в тоже время выразительной форме истинное лицо революции. Реакции населения, охватившую страну, стала для писателя предметом исследования. Но, несмотря на ужасы войны, в книге – вера в революцию, вера в человека. И как сказал И. Эренбург: Он понял революцию как залог будущего счастья. «Рассказы Бабеля – это протест против всех форм насилия
VII. Домашнее задание.
Сделать письменный анализ одного рассказа.
Урок по русскому языку в 6 классе
Правила написания -Е –И в безударных окончаниях глагола
Цели урока:
Образовательная: закрепить правила написания безударных е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, отработать навык определения условий выбора изученной орфограммы.
Развивающая: способствовать развитию мышления, развитию речи, умения применять знания на практике.
Воспитательная: развитие требовательности к себе и одноклассникам.
Валеологическая: создать оптимальные условия для работы на уроке.
Оборудование: таблицы, перфокарта, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Оргмомент.
Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
III. Проверка домашнего задания.
1. Ученик (1 группы) готовит полный ответ по теме «Спряжение глаголов». Остальные учащиеся рецензируют ответ.
2 Ученик (2 группы) спрягает глаголы из упр.№433.
3. Остальные. Устная синтаксическая пятиминутка.
На доске предложение. Красная книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих животных: снежного барса, белого журавля, бухарского оленя.
- Объяснить знаки препинания.
- Найти глагол, какого спряжения и каким членом предложения является.
- Какова главная мысль этого предложения?
Закрепление изученного материала.
Творческая работа. На доске записаны фразеологические обороты.
Разъяснитt их значение, подбирая глаголы, определитt вид и спряжение.
Ломать голову -…; водить за нос-…; вывести на чистую воду -…; зарубить на носу-;
держать язык за зубами-….
2. Упражнение №434.
3. Работа по перфокарте с применением мультимедийного проектора. Е или И.
1. варит 6. терпит 1. хвалит 6. едет
2 показывает 7. клеит 2. колет 7. строит
3. стелет 8. сеет 3 кружит 8. держит
4 борется 9. обидит. 4. рубит 9. тает
5 плачет 5открывает
Проверочная работа обучающего характера по тексту.
Карточки с текстами на партах.
- О чем текст?
- Вставить пропущенные буквы, обозначить орф. №25, подчеркнуть глаголы как члены предложения.
Домашнее задание.
Комментарий: выучить правило спряжения глаголов, упр.№435 или 436 (по выбору).
Дополнительное задание: найти 4 лишнее: бре.т, вид.т, загора.т, ненавид.т.
|
|
|