Главная страница

Урок по литературе в 11 классе «Тема революции и гражданской войны в книге И. Бабеля «Конармия». Цели урока


Скачать 62.98 Kb.
Название Урок по литературе в 11 классе «Тема революции и гражданской войны в книге И. Бабеля «Конармия». Цели урока
Дата 05.03.2016
Размер 62.98 Kb.
Тип Урок

Урок по литературе в 11 классе

«Тема революции и гражданской войны в книге И. Бабеля «Конармия».
Цели урока.

Обучающие: расширить представления учащихся о литературе 20-х годов на примере «Конармии» Бабеля, помочь осмыслить идейно-художественную позицию автора в освещении революции и гражданской войны, рассмотреть проблемы, поднятые Бабелем в «Конармии»: интеллигенция и революция, проблему человек и война, проблемы гуманизма.

Развивающие: на материале урока способствовать развитию когнитивных способностей: мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, развивать у учащихся умение анализировать текст, образы-персонажи и высказывать свое отношение.

Воспитывающие: воспитание гуманности, неприятия любой жестокости, воспитание нравственных ценностей.

Оборудование: портрет, иллюстрации.

Ход урока

Эпиграфы. 1. «Я отравлен Россией, скучаю по ней, только о России и думаю».

2. Главное-это счастье людей И. Бабель.

3. « Революцию он понял и принял как залог будущего счастья». И. Эренбург.

I. Вступительное слово.

1. Зачитывается 1-ый эпиграф.

Это слова человека патриота, любовь к родине которого нашла отражение во всем его творчестве

Зачитывается 2-3 эпиграф

А эти слова - слова человека, любящего людей особенно в такое суровое время как революция и гражданская война.

Перед вами портрет И. Бабеля. О нем И. Эренбург писал: «Предмет моей любви. Его внешность всех озадачивала. Очки не могли скрыть его необычайно выразительных глаз, то лукавых, то печальных. Нос - неутомимо любопытный. Ему хотелось узнать все-все детали жизни».

Таким видели Бабеля его современники, друзья. Посмотрите на портрет писателя, он полностью соответствует описанию (художник Ю. Анников).

Сегодня мы будем говорить о жизни И. Э. Бабеля, о его книге «Конармия», о том как он решает в ней проблемы, близкие литературе о революции, проблемы интеллигенции и революции, проблему человек и война, проблему гуманизма.

Сейчас мы послушаем сообщение о жизни Бабеля.
II. Сообщение о жизни и творчестве И.Э. Бабеля, сопровождающееся показом слайдов. - Халудурова Н.
III. Викторина.

Откуда эти строки:

1. «Оранжевое солнце катилось по небу, как отрубленная голова» («Переход через Збруч»).

2. «Он протянул мне сломанную фотографию. На ней был изображен Тимофей Курдюков, плечистый стражник. Рядом с ним сидела крохотная крестьянка. А у стены высились два парня - чудовищно огромные, тупые, широколицые, тупоглазые». («Письмо»)
Кто это?

3. «Он ловко снял с седла свое статное тело атлета. Расправлял прекрасные ноги, схваченные в коленях ремешком, пышный и ловкий, как на сцене, он двинулся к издыхающему животному. (Дьяков, «Начальник конзапаса»).

4. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блестящие ботфорты (Савицкий).

5. Он молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик.

6. Слезы потекли у него из глаз, я установился на него в изумление. (Афонька Бида, «Смерть Долгушова»)
Кто сказал?

7. Я есть жив и здоров, чего желаю от вас слыхать то же самое. А как же нижающе вам кланяюсь.от бела лица до сырой земли. ( Вася Курд. «Письмо»).

8. Я хочу интернационала добрых людей. (Гедали).

Умений-умение убить человека после боя. (Лютов, «Смерть Долгушова»)

10. Уйдем – ответил он, бледнея, – убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку (Афонька Бида, «Смерть Долгушова»)
IV. Беседа по книге «Конармия»

Вот вы познакомились с Бабелем – человеком, открывавшим нам свои понимания революции и гражданской войны, узнали, что все, о чем писал Бабель, представляют собой абсолютно непридуманные, реальные факты. Такова книга «Конармия», строчки которой, я думаю, вы вспомнили во время викторины. А теперь обратимся к его книге.
1.Некоторые литературоводы считают, что «Конармия» роман в новеллах. Можно ли с этим согласиться?

2. Где мы впервые встречаемся с Лютовым?

3. Каких бойцов Первой Конной вы запомнили? Что объединяет многих из них?

4. Какие проблемы, поднимаемые в литературе о революции и гражданской войне, затрагивает Бабель?

«Мой первый гусь»

5. Как к Лютову относились в отряде и почему?

6. Согласны ли вы с критиком Полонским в оценке этого рассказа: чтобы приобщить к победоносному коллективу, надо пролить кровь псивого существа.
Что может быть непригляднее, чем изживание собственных комплексов (т.е. сострадания, человечности, доброты, порядочности и т. д.) посредством пролития чужой крови.
«Смерть Долгушова»

1.Каким предстает герой «Конармии» в этом рассказе?

2. Сравните поведение Левинсона (Фадеев «Разгром») и Афоньки в похожих ситуациях.

3. Какова позиция автора в этих рассказах

4. Какая еще проблема объединяет эти два рассказа. Как она решается?

Запись в тетради. В своей книге Бабель поднимет проблему интеллигенции и революции, проблемы гуманизма, проблему человек и война. В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом «Конармии».

5. Анализ рассказа «Письмо».

Во многих рассказах Бабель представляет слово самому персонажу. К такому произведению относится письмо, документ.

В этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые участвуют в событиях.
1. О чем этот рассказ?

2. Что поразило вас в этом рассказе?

3. Что можно сказать о мальчике Васе по его письму?

4. Один из критиков писал, что бабелевские рассказы запоминаются не сюжетами и событиями, а благодаря уникальной интонации и цветовой гамме, контрастности и своеобразием речи персонажей и самого рассказчика.

Так ли это? Докажите это примерами из текста.

5. Каков оригинал рассказа?

6. Можно ли понять отношение рассказчика и автора к той и другой стороне?

Небольшое заключение учителя
VI. Выступление учащихся с анализом рассказов.

1. «Переход через Збруч»

2. «Гедали»

3. «Прищепа»

4. «После боя»

5. «Берестечко» и др.

VII. Обобщение

1. Что вам дало изучение книги Бабеля, Чем она современна?

2. Рассмотрите иллюстрацию. Почему она сделана в графике?

Оставаясь, прежде всего художником, Бабель сумел показать в максимально краткой и в тоже время выразительной форме истинное лицо революции. Реакции населения, охватившую страну, стала для писателя предметом исследования. Но, несмотря на ужасы войны, в книге – вера в революцию, вера в человека. И как сказал И. Эренбург: Он понял революцию как залог будущего счастья. «Рассказы Бабеля – это протест против всех форм насилия
VII. Домашнее задание.

Сделать письменный анализ одного рассказа.

Урок по русскому языку в 6 классе

Правила написания -Е –И в безударных окончаниях глагола
Цели урока:

Образовательная: закрепить правила написания безударных еи в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, отработать навык определения условий выбора изученной орфограммы.

Развивающая: способствовать развитию мышления, развитию речи, умения применять знания на практике.

Воспитательная: развитие требовательности к себе и одноклассникам.

Валеологическая: создать оптимальные условия для работы на уроке.

Оборудование: таблицы, перфокарта, мультимедийный проектор.
Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.


III. Проверка домашнего задания.

1. Ученик (1 группы) готовит полный ответ по теме «Спряжение глаголов». Остальные учащиеся рецензируют ответ.

2 Ученик (2 группы) спрягает глаголы из упр.№433.

3. Остальные. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске предложение. Красная книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих животных: снежного барса, белого журавля, бухарского оленя.

- Объяснить знаки препинания.

- Найти глагол, какого спряжения и каким членом предложения является.

- Какова главная мысль этого предложения?


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Творческая работа. На доске записаны фразеологические обороты.

Разъяснитt их значение, подбирая глаголы, определитt вид и спряжение.

Ломать голову -…; водить за нос-…; вывести на чистую воду -…; зарубить на носу-;

держать язык за зубами-….
2. Упражнение №434.
3. Работа по перфокарте с применением мультимедийного проектора. Е или И.

1. варит 6. терпит 1. хвалит 6. едет

2 показывает 7. клеит 2. колет 7. строит

3. стелет 8. сеет 3 кружит 8. держит

4 борется 9. обидит. 4. рубит 9. тает

5 плачет 5открывает



  1. Проверочная работа обучающего характера по тексту.

Карточки с текстами на партах.

- О чем текст?

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орф. №25, подчеркнуть глаголы как члены предложения.



  1. Домашнее задание.

Комментарий: выучить правило спряжения глаголов, упр.№435 или 436 (по выбору).

Дополнительное задание: найти 4 лишнее: бре.т, вид.т, загора.т, ненавид.т.