Урок окружающего мира в 4 классе по системе общего развития школьников Л. В. Занкова.
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.
Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.
Задачи урока:
-
познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран.
Презентация к уроку.
Дмитриева Н. Я. ,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара : изд. «Учебная литература», 2008.
Ход урока:
Организация класса.
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
У:
-Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.
- Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
Постановка проблемы. Объявление темы.
У:
- Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И не губи его святынь.
( Во время чтения друг друга сменяют видеофрагменты: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы, играет музыка «Живи родник»)
(Вдруг всё исчезает. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На экране появляется земной шар и закрывающие его картинки: дым из труб завода, выжженные леса, загрязнённые реки, свалки, смог над городом, рыбы в реке с нефтью)
У:
- Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?
(Ответы детей)
У:
-Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)
Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)
- А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?
-Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.
- Ребята, а, как по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Ответы детей)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)
- Сегодня на уроке мы создадим свой проект, посвящённый охране природы. В этом проекте мы покажем, как может защищать природу любой ребёнок. Это станет не только призывом к людям, но и инструкцией для всех, кто хочет реальными делами помочь делу сохранения природы.
А называться наш проект будет «Помогая природе, помогаем себе.»
Знакомство с новым материалом.
У:
- К работе над проектом нам нужно подготовиться.
-А начнём мы это с небольшого путешествия в прошлое.
- Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей)
Рассказ учителя. (Слайды по теме)
- Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. (с. 62-63)
- Прочитайте 1 и 2 абзацы статьи, выберите информацию, касающуюся охраны природы на Руси в разные исторические времена.
После чтения статьи дети отвечают на вопросы (на экране):
Кто издал указ о том, что всё «подземельное» принадлежит государству? ( Что Пётр l подразумевал под словом «подземельное»? Что запрещалось этим указом?)
Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? ( От чего спас Пётр l этим указом реки и леса?)
Какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными?
- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.
Тревожные факты!!!
-
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки)
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.
- О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле, мы узнаем на странице 63 учебника.
Чтение вслух детьми.
У: 1963 год – это год учреждения … Красной книги.
Разговор о Красной и Чёрной книгах.
- Что это за книга? (Красная книга, в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.) Почему она красного цвета? (Ответы детей) Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.
- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года. "Черный список" публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. Все виды имеют некий статус уязвимости. "Черный список" - это так называемый "статус ноль". Это - список пополняемый и несокращаемый.
Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.
Заповедники.
Одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.
-- Что такое заповедники? Это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность(добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Красным цветом на ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены заказники и национальные парки. Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.
Карта поволжского региона.
- А какие заповедники и есть в приволжском регионе?
- А есть ли заповедники в Саратовской области? Нет. В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк. В 2009 году Хвалынскому национальному парку исполняется 15 лет. Создание мини-проектов.
- Чем национальный парк отличается от заповедника? ( Ответы детей)
Как в любом подобном месте, там надо вести себя так, чтобы не нарушать привычной для обитателей парка жизни. По дороге нам встречаются знаки. А что они обозначают? (Предупреждающий знак «Дикие животные»,запрещающий знак «Въезд запрещён», информационно- указательный знак «Место отдыха»)
- Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. Пусть наш проект и станет вкладом в большое дело охраны природы.
- Приступим же к его созданию. Для этого мы разделимся на 3 группы, каждая группа будет выполнять свой мини-проект.
- Что вы видите на рисунке? (Обычный городской двор)
1 группа мини-проект «Преобрази свой двор»
У:
- На доске вы видите самый обычный городской двор. Нравится ли он вам? Почему? Вот именно поэтому задача вашей группы – преобразить этот двор, сделать его привлекательным. А всё необходимое для этого у вас есть
2 группа мини-проект «Правила поведения в лесу в знаках»
У:
- Задача вашей группы внимательно прочитать рассказ, найти в нём ошибки, которые совершили дети, находясь в лесу. А после этого изобразить эти правила с помощью знаков.
3 группа мини-проект «Стань природе другом» (стихи)
У:
- Ребята, а у вашей группы самый творческий проект. Вы умеете сочинять стихи? Оказывается, это не так сложно, если знать, о чём будешь писать. Тем более, что рифмы уже готовы. А тема вашего стихотворения: береги природу.
Представление детьми итогов своей работы
Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня у вас будет необычным. Я приготовила вам конверт с адресом Национального Хвалынского парка и вопросы викторины, на которые вам нужно будет ответить. Затем вы вложите их в этот конверт и отправите по этому адресу. И это тоже будет вашим посильным вкладом в дело охраны природы.
Итог урока.
22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе земли.
Когда зеленеет под солнцем трава
И кружатся в небе весёлые птицы-
Находятся сами для песен слова
И хочется счастьем со всеми делиться!
|