Главная страница

Урок на тему Многообразие стеблей. Видоизменения побегов


Скачать 48.03 Kb.
Название Урок на тему Многообразие стеблей. Видоизменения побегов
Дата 15.03.2016
Размер 48.03 Kb.
Тип Урок

биология – 6 классj0123097

урок на тему Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Задачи урока: а) познакомить школьников с разнообразием побегов (стеблей) в связи с выполняемыми функциями;

б) изучить строение и функции видоизмененных побегов в связи с условиями жизни.
Оборудование урока: таблица "Разнообразие стеблей", гербарные экземпляры растений с вьющимися, падающими, ползучими, прямостоящими и другим направлением роста стеблей; лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы, комнатные растения: аспидистра, сансевьера.
Папоротник

Содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок

  2. Проверка знаний.

    • Работа по карточкам (2 учащихся)

Карточка 1.

Рассмотрите рисунок с изображением поперечных распилов древесных стеблей. Какой из этих стеблей старше? Почему вы так считаете? Что ещё можно определить по распилу?

1

1


2

Карточка 2.

На коре дерева сделали кольцевой надрез и сняли кору (до древесины). Что произойдёт с деревом? Почему вы так думаете?

2) Индивидуальный опрос с фрагментами фронтального.

а) Особенности внешнего строения стебля.

б) Какие функции выполняет стебель?j0350641

в) Как происходит рост стебля в длину?

г) Каково внутреннее строение стебля? (Ответ у доски по таблице)

д) Как осуществляется передвижение органических веществ по стеблю?

е) Чем представлена проводящая ткань древесины, их функции?

ж) Как происходит рост стебля в толщину?

з) Что такое годичное кольцо?

и) В чём проявляется взаимосвязь стебля с другими органами растения?

3. Изучение нового материала.j0401277

  • Побеги с удлиненными стеблями.

  • Побеги с укороченным стеблем.

  • Розеточные растения (примула, подорожник, сенполия), значение укороченных побегов для растения. (Рассказ учителя)

Стебли травянистые и деревянистые:

  • Травянистые стебли гибкие, нежные (травы, молодые побеги древесных пород), лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны;j0396956

  • Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества – личника. (Рассказ учителя).

По направлению роста стебли делят на:

  • Прямостоящие;

  • Вьющиеся – лианы;

  • Падающие;

  • Ползучие (усы) – лианы;

  • Лежачие.


Объяснение учителя по таблице или с демонстрацией гербарных экземпляров с указанием значения данной формы в жизни растения.
Самостоятельная работа учащихся по двум вариантам с последующим ответом.
1-й вариант – форма стеблей, обитающих в пустынях с жарким климатом (с.80 учебника)

2-ой вариантформа стеблей растений, произрастающих в Крыму и на Кавказе.

  • Воздействие факторов среды на растения, в том числе на стебель. (Беседа с использованием рис.59,60,61,с.81,82 учебника).

Формулирование вывода к первой части урока: многообразие стеблей обусловлено видоизменением стебля в связи с приобретением им новых функций в жизни растения (лианы, усы, колючки). В то же время состояние стебля у побега, его внешний вид и внутреннее строение зависят от условий окружающей среды, от освещения.j0182730

Далее рассматриваю побег как вегетативную часть тела растения, наиболее изменчивой части побега стебля. Изучаю подземный побег – корневище.

  • Внешнее сходство его с корнем и признаки, отличающие корневище от корня и указывающие на сходство и различие. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией крупного корневища комнатного растения – аспидистры или сансевьеры. Вывод учащихся о том, что корневище является видоизменённым побегом, внешнее сходство которого с корнем объясняется условиями жизни в почве.

  • Распознавание признаков стебля на корневищах пырея ползучего, ландыша на гербарных экземплярах. Зарисовка в тетрадь с натуры растения с корневищем. Обозначение на рисунке листовых чешуй, пазушных почек, придаточных корней – признаков стебля на корневище.

  • Значение корневища в жизни многолетних травянистых растений. Беседа о запасе питательных веществ, использование их в развитии наземных побегов растения.

  • Вред корневых сорняков (пырея) и меры борьбы с ними. Рассказ учителя.

  • Размножение отрезками корневища декоративных растений. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией деления корневища сансевьеры на отрезки для посадки.

Лабораторная работа № 10. "Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"
Внешнее строение клубня. Распознавание признаков стебля на клубне картофеля – фронтальная лабораторная работа с раздаточным материалом. По указанию учителя учащиеся находят основание и верхушку клубня, опробковевшую кожицу, почки (глазки), развивающиеся в молодые побеги.

Внутреннее строение стебля. На тонком срезе клубня хорошо видны слои: кора, камбий, древесина, сердцевина. ( Учитель показывает, как приготовить тонкий продольный срез и как смотреть его на свет.) обнаружение с помощью йода запасов крахмала в клубне картофеля. Его значение в жизни растения и человека. Обсуждение работы и выводы о стеблевой природе стебля.

Распознавание признаков стебля на луковице:




  • Репчатого лука – фронтальная лабораторная, сухих работа по изучению строения укороченного стебля – донца луковицы, придаточных корней на нём, сухих и мясистых чешуй – видоизмененных листьев, почек между чешуями на разрезе луковицы вдоль. Определение характера запасов органических веществ в луковице. Выводы о луковице как видоизмененном подземном побеге.j0402510

  • Луковичные декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лилии. Рассказ учителя и высказывания учащихся.j0400037


4. Обобщение изученного на уроке. Черты сходства корневища, клубня, луковицы.

5. Домашнее задание. §§21,22, повторить §20,задания, с.86 – проверь себя.

j0399801