|
Урок на тему Многообразие стеблей. Видоизменения побегов
биология – 6 класс
урок на тему Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Задачи урока: а) познакомить школьников с разнообразием побегов (стеблей) в связи с выполняемыми функциями;
б) изучить строение и функции видоизмененных побегов в связи с условиями жизни.
Оборудование урока: таблица "Разнообразие стеблей", гербарные экземпляры растений с вьющимися, падающими, ползучими, прямостоящими и другим направлением роста стеблей; лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы, комнатные растения: аспидистра, сансевьера.
Папоротник
Содержание урока:
Организация учащихся на урок
-
Проверка знаний.
Работа по карточкам (2 учащихся)
Карточка 1.
Рассмотрите рисунок с изображением поперечных распилов древесных стеблей. Какой из этих стеблей старше? Почему вы так считаете? Что ещё можно определить по распилу?
1
1
2
Карточка 2.
На коре дерева сделали кольцевой надрез и сняли кору (до древесины). Что произойдёт с деревом? Почему вы так думаете?
2) Индивидуальный опрос с фрагментами фронтального.
а) Особенности внешнего строения стебля.
б) Какие функции выполняет стебель?
в) Как происходит рост стебля в длину?
г) Каково внутреннее строение стебля? (Ответ у доски по таблице)
д) Как осуществляется передвижение органических веществ по стеблю?
е) Чем представлена проводящая ткань древесины, их функции?
ж) Как происходит рост стебля в толщину?
з) Что такое годичное кольцо?
и) В чём проявляется взаимосвязь стебля с другими органами растения?
3. Изучение нового материала.
Побеги с удлиненными стеблями.
Побеги с укороченным стеблем.
Розеточные растения (примула, подорожник, сенполия), значение укороченных побегов для растения. (Рассказ учителя)
Стебли травянистые и деревянистые:
Травянистые стебли гибкие, нежные (травы, молодые побеги древесных пород), лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны;
Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества – личника. (Рассказ учителя).
По направлению роста стебли делят на:
Прямостоящие;
Вьющиеся – лианы;
Падающие;
Ползучие (усы) – лианы;
Лежачие.
Объяснение учителя по таблице или с демонстрацией гербарных экземпляров с указанием значения данной формы в жизни растения.
Самостоятельная работа учащихся по двум вариантам с последующим ответом.
1-й вариант – форма стеблей, обитающих в пустынях с жарким климатом (с.80 учебника)
2-ой вариант – форма стеблей растений, произрастающих в Крыму и на Кавказе.
Воздействие факторов среды на растения, в том числе на стебель. (Беседа с использованием рис.59,60,61,с.81,82 учебника).
Формулирование вывода к первой части урока: многообразие стеблей обусловлено видоизменением стебля в связи с приобретением им новых функций в жизни растения (лианы, усы, колючки). В то же время состояние стебля у побега, его внешний вид и внутреннее строение зависят от условий окружающей среды, от освещения.
Далее рассматриваю побег как вегетативную часть тела растения, наиболее изменчивой части побега стебля. Изучаю подземный побег – корневище.
-
Внешнее сходство его с корнем и признаки, отличающие корневище от корня и указывающие на сходство и различие. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией крупного корневища комнатного растения – аспидистры или сансевьеры. Вывод учащихся о том, что корневище является видоизменённым побегом, внешнее сходство которого с корнем объясняется условиями жизни в почве.
Распознавание признаков стебля на корневищах пырея ползучего, ландыша на гербарных экземплярах. Зарисовка в тетрадь с натуры растения с корневищем. Обозначение на рисунке листовых чешуй, пазушных почек, придаточных корней – признаков стебля на корневище.
Значение корневища в жизни многолетних травянистых растений. Беседа о запасе питательных веществ, использование их в развитии наземных побегов растения.
Вред корневых сорняков (пырея) и меры борьбы с ними. Рассказ учителя.
Размножение отрезками корневища декоративных растений. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией деления корневища сансевьеры на отрезки для посадки.
Лабораторная работа № 10. "Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"
Внешнее строение клубня. Распознавание признаков стебля на клубне картофеля – фронтальная лабораторная работа с раздаточным материалом. По указанию учителя учащиеся находят основание и верхушку клубня, опробковевшую кожицу, почки (глазки), развивающиеся в молодые побеги.
Внутреннее строение стебля. На тонком срезе клубня хорошо видны слои: кора, камбий, древесина, сердцевина. ( Учитель показывает, как приготовить тонкий продольный срез и как смотреть его на свет.) обнаружение с помощью йода запасов крахмала в клубне картофеля. Его значение в жизни растения и человека. Обсуждение работы и выводы о стеблевой природе стебля.
Распознавание признаков стебля на луковице:
Репчатого лука – фронтальная лабораторная, сухих работа по изучению строения укороченного стебля – донца луковицы, придаточных корней на нём, сухих и мясистых чешуй – видоизмененных листьев, почек между чешуями на разрезе луковицы вдоль. Определение характера запасов органических веществ в луковице. Выводы о луковице как видоизмененном подземном побеге.
Луковичные декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лилии. Рассказ учителя и высказывания учащихся.
4. Обобщение изученного на уроке. Черты сходства корневища, клубня, луковицы.
5. Домашнее задание. §§21,22, повторить §20,задания, с.86 – проверь себя.
|
|
|