Главная страница

Урок музыки по теме «Великий колокольный звон»


Скачать 140.3 Kb.
Название Урок музыки по теме «Великий колокольный звон»
Дата 12.03.2016
Размер 140.3 Kb.
Тип Урок

Урок музыки по теме «Великий колокольный звон».

Автор разработки: Кирьянова Ольга Николаевна, учитель музыки, педагог дополнительного образования, МБОУ «СОШ №15», г. Усолье – Сибирское, Иркутской области.

Тип урока: Урок когнитивного типа.

Цель и задачи урока:

Познакомить детей с историей возникновения колокола и колокольного звона.

  1. оргдеятельностные - создать образовательную ситуацию урока, способствующую развитию познавательной мотивации учащихся, рефлексивного мышления;

  2. личностные – осознание духовности и социальной значимости изучаемого материала; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы; научить различать основные виды колокольного звона.

3. предметные - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

4. когнитивные - формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; научить учащихся задавать вопросы.

5. креативные - создать условия на уроке для развития фантазии, гибкости ума; сформировать умение моделировать из предложенных фраз ритмическое сопровождение колокольного звона.

Методы организации учебной деятельности

  1. Поисковый метод.

  2. Проблемно – сообщающий метод.

  3. Метод ассоциации, метод эмпатии, метод конструирования понятий.

  4. Когнитивный (сравнение, анализ, синтез).

  5. Вокально-хоровое пение, пластическое интонирование, вслушивание в музыку.

Форма организации работы: коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Ожидаемые результаты урока:

Когнитивные: расширение знаний учащихся о колоколах, видах колокольных звонов, историко- музыкальный анализ колокольных звонов.

Креативные: умение свободно и раскрепощено выражать свои мысли, чувства, свое мнение; создание образовательного продукта в виде сообщения, вопросов, музыкальной деятельности.

Оргдеятельностные: умение ставить цель и ее достижение, умение оценивать свою работу на уроке.

 Коммуникативные: умение пользоваться интернетом, отыскивать нужную информацию и донести ее до слушателей; умение взаимодействовать с одноклассниками, работать в группе.

Ценностно-смысловые: стремление к самопознанию; умение определять свое место в коллективе, терпимость друг к другу; вызывать чувство гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности через музыку колоколов Русской православной церкви.

Новые понятия: Кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон,благовест, перебор, набат.

Музыкальный материал: Звоны — благовест, трезвон, перебор, набат; фрагмент песни «Вечерний звон», сл. И. Козлова; М.П. Мусоргский — «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»; песни: «Песня о России» В. Локтева, «Моя Россия» Г. Струве

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по творческим группам, каждой было дано задание:

группа 1 — история возникновения колокола;

группа 2 – для чего служили колокола на Руси;

группа 3 - перечислить виды колокольных звонов;

группа 4 – подготовить информацию о колоколе — инструменте симфонического оркестра;

Выполненные задания, заранее просматриваются учителем, корректируются на уровне восприятия учениками 2 класса.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, видеозаписи музыкальных произведений, слайды с изображением колоколов, колокольчики, музыкальные треугольники.

План урока:

Этап урока: 1. Организационный.

Цель: взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; мотивация деятельности учащихся.

Этап урока: 2. Целеполагания.

Цель: умение определять цель деятельности на уроке.

Этап урока: 3. Сравнения с культурно-историческим аналогом.

Цель: знакомство с историей возникновения колоколов на Руси.

Этап урока: 4. Работа над открытым заданием, создание собственного продукта.

Цель: открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности: через приобщение к музыкальной деятельности, развитие образного и ассоциативного мышления и воображения.

Этап урока: 5. Рефлексия.

Цель: развивать у обучающихся рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку своей

музыкально-творческой деятельности на уроке.

Ход урока

Вход в класс под песню «Песня о России» В. Локтева

Этап урока: 1. Организационный.

Музыкальное приветствие. Слайд 1.

Учитель: «Здравствуйте ребята, рада видеть вас».

Музыкальное приветствие детей.

Ученики: «Здравствуйте, Ольга Николаевна».

Этап урока: 2. Целеполагания.
Учитель: Ребята, сегодня вы сами попытаетесь определить тему урока. Разделимся на две группы. 1 группа придумывает вопросы, а 2 группа на них отвечает. Для начала давайте рассмотрим репродукцию картины русского художника И. Левитана. Слайд 2.

1 группа: Что вы видите на картине?

2 группа: Облака, река, остров, церковь……

1 группа: Какое время суток изображено на картине?

2 группа: Вечер….

Учитель наблюдает, помогает правильно задавать вопросы.

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну а теперь моя очередь. Какой эпизод картины является главным?

Ученики: Церковь.

Учитель: А вот если бы вы были композиторами, то какой бы музыкой озвучили эту картину?

Ученики: Песней о Родине, колокольным звоном…

Учитель: А как вы думаете, как могла бы называться эта картина?

Ученики: Ответы детей…..

Учитель: Называется эта картина «Вечерний звон».

Учитель: А теперь послушайте русскую народную песню, написанную на стихи И.Козлова.

Звучит р.н.п. «Вечерний звон»

Учитель: Как можно назвать эту песню?

Ученики: Также как и картину «Вечерний звон».

Учитель: Есть что-то удивительное, необычное в исполнении этой песни? Что изображают голоса?

Ученики: Голоса изображают звучание колоколов…..

Учитель: Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение. Слайд 3.

Нельзя без Благовеста жить России, 
Ведь глас его молиться в храм зовёт.
Иконам поклониться и Мессии. 
Колокола звонят и Русь живёт!
Звон - созывал людей идти на вече.
Набат - звал на защиту от врагов.

А перезвон - вещал народу о победе.
Трезвон - на службу всех созвать готов.
Плывет звон над Россией пеленою, 
И растворяясь в небесах, как дым. 
Пленяет всех своею чистотою.
Зовет  нас поклониться всем святым.
Колокола живут на колокольнях, 
Чтоб звон их разносился далеко.
Их слышно в храмах, где в земных поклонах.
Молится Русь Святая горячо.

Учитель: Ребята давайте попробуем сформулировать вопросы к данному стихотворению.

Ученики: Примерные варианты вопросов:

Зачем звонят колокола?, Какие звоны бывают?, Где живут колокола?, Зачем ходят в храм?.....

Учитель: Молодцы! А какие слова являются главными?

Ученики: Нельзя без благовеста жить России,

Колокола звонят и Русь живёт.

Учитель: А что такое благовест?

Ученики: Звон, глас.

Учитель: А что издает этот глас?

Ученики: Колокол.

Учитель: Про какие звоны говорится в этом стихотворении?

Ученики: Набат, перезвон, трезвон, благовест.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, как может называться тема нашего урока? С чем она связана?

Примерные ответы

Учитель: И так ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел музыки «О России петь – что стремиться в храм» Слайд 4. Тема нашего урока «Великий колокольный звон». Слайд 5. Цель нашего урока: познакомится с историей возникновения колокола и колокольного звона.
Учитель: А теперь давайте подумаем, что бы вы хотели узнать нового сегодня на нашем уроке?

Ученики: узнать историю колокола; узнать, как звучит набат, перезвон, трезвон, благовест; узнать, где живут колокола и др.

Учитель: На уроке мы узнаем, когда и откуда появились колокола, познакомимся с их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов. Ребята, вы были разделены на творческие группы и каждой группе, было предложено выполнить определенное задание, а какие задания выполняла каждая группа, мы сегодня узнаем.

Этап урока: 3. Сравнения с культурно-историческим аналогом.

1 творческая группа

Слайд 6.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег и задремал. Сквозь сон услышал он перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда- то уходит, и он выздоровел. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок — колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок — «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, — Кампанелла, по-русски — колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам . Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления Кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Учитель: Молодцы, ребята!

Мы с вами узнали, историю возникновения колокола.

Так что сделал монах, когда вернулся домой?

Ученики: Вылил цветок из металла.

Учитель: А зачем он это сделал?

Ученики: Потому что цветок его вылечил.

Учитель: В народе считают, что когда звонят колокола, то они очищают пространство, и лечат болезни. Как вы думаете, для чего еще служили колокола? В связи, с чем люди древней Руси звонили в колокола?

2 творческая группа

    1. Колокольный звон приглашал людей на утреннюю и вечернюю службу. Слайд 7.

    2. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Слайд 8.

  1. Звоном оповещали о какой-нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре. Слайд 9.

  2. В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества. Слайд 10.

  3. Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей. Слайд 11.


Учитель: На какие праздники звучат колокола?

Ученики: На Рождество, Пасху и т.д

Учитель: В старину был такой обычай: на пасху всю неделю на колокольню пускали всех желающих, каждый мог позвонить в колокол. И звон продолжался все праздничные дни, с утра до вечера.А теперь мы узнаем, какие бывают звоны.

3 творческая группа

Благовест (ударение ставится на первый слог) — одиночные удары в большой колокол. Называется так потому, что несет благую, добрую весть о начале богослужения. Слушаем, как звучит. Слайд 12.

Трезвон несколько одновременно звонящих колоколов. Это праздничный звон на Пасху, Рождество, свадьбу. Слушаем, как звучит. Слайд 13.

Перезвон — поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым. Этот звон предвещает праздничные или важные события. Такой звон в народе называют «вечерним». Слушаем, как звучит. Слайд 14.

Перебор — похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об умершем, по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Слушаем, как звучит. Слайд 15.

Набат сигнальный, тревожный звон в один колокол. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединится для принятия решения или срочной помощи: пожар, набеги врагов. Слушаем, как звучит. Слайд 16.

Учитель: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, а что является главным выразительным средством звучания колокола?

Ученики: Ритм, тембр. Слайд 17.

Учитель: Давайте вспомним, что такое ритм и что такое тембр?

Ученики: Тембр – окраска звука, ритм чередование сильных и слабых долей.

Учитель: Вы видите на слайде дом, в котором живут колокола.

Как он называется? Слайд 18.

Ученики: Колокольня, потому, что в нем живут колокола.

Учитель: Да, еще у этого здания есть второе название «Звонница», почему его так называли?

Ученики: Потому, что колокола звонят. Мы слышим колокольные звоны.

Этап урока: 4. Работа над открытым заданием, создание собственного продукта.

Учитель: Как называют человека, который звонит в колокол?

Ученики: Звонарь.

Учитель: Звонари, когда звонили в колокола, придумывали разные попевки, например:

- «Пеки блин — дров нет, пеки блин — дров нет» (медленно, четвертными и половинными длительностями),

- «А мы вас обокрали, а мы вас обокрали» (быстрее),

- «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем да не скажем» (еще быстрее).

Ученики произносят попевки и одновременно выстукивают звоны.

Учитель: У вас есть желание попробовать себя в роли звонарей? Давайте мы с вами изобразим настоящий праздничный звон, используя эти попевки. У вас на столах лежат музыкальные инструменты (музыкальные треугольники, колокольчики). Скажите, каким музыкальными инструментами можно изобразить Благовест, Трезвон?

Ученики: Музыкальным треугольником…

Учитель: А как вы думаете почему?

Ученики: Потому что благовест это одиночные удары в большой колокол. Трезвон несколько одновременно звонящих колоколов.

Учитель: А колокольчиками?

Ученики: Перезвон

Учитель: А почему?

Ученики: Потому что поочередные удары от большого колокола к малым.

Учитель: Ну, а сейчас, приговаривая наши попевки, используя инструменты, изобразим, как звонят колокола.

Исполнение перезвона в исполнении группы ребят

Учитель: А как вы думаете, композиторы могут использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

Ученики: Да, могут.

Учитель: Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов. Этот музыкальный инструмент так и назвали - колокол.

4 творческая группа

Слайд 19.

Колокола — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звука. Представляет собой набор из 12-18 труб-цилиндров, свободно подвешенных на металлической или деревянной раме-стойке. Звук извлекается ударом молотка (колотушка, обтянутая кожей). Инструмент используется в симфоническом оркестре для имитации колокольного звона.

Учитель: Колокольный звон имел большое значение для русской музыки. Мы послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Теперь мы поменяемся местами, 1 группа отвечает, а вторая группа задает вопросы, касаясь темы нашего урока. Так что, слушая произведение, подумайте над вопросами. Слайд 20.

Слушание музыки «Великий колокольный звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Предполагаемые вопросы: Что изображала музыка? (колокола), Как звучит музыка? (торжественно), Какой звон изображала музыка? (трезвон)……

Учитель наблюдает, помогает правильно задавать вопросы.

Учитель: Молодцы! В опере Мусоргского «Борис Годунов», вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Поэтому музыку мы слышим торжественную, призывающую людей на это событие. Но, ребята, скажите, а вы слышали в произведении  звучание настоящего колокола?

Ученики: Нет.

Учитель: Верно, мы слышали оркестр, который имитировал звучание колокола. Имитация - это подражание, то есть инструменты звучали подобию колокола. Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов.

Этап урока: 5. Рефлексия.

Учитель: Сейчас, я вам предлагаю побывать в роли композиторов, звонарей и историков. И поучаствовать в исследовании «Секрет колокольного звона».

Дети делятся на 3 группы по рядам

Звонари находят колокола нужного размера и располагают их в нужной последовательности. И наклеивают их в таблицу. (Баговест, Набат, Трезвон)

Композиторы находят все необходимые средства музыкальной выразительности и наклеивают их в таблицу.

Историки находят жизненную ситуацию, в которой звучит данный колокольный звон. И наклеивают их в таблицу.

Представление результатов исследований

Учитель: Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни. Одну из них мы с вами сейчас и споём.

Исполнение песни: «Моя Россия» Г. Струве.

Слайд 21.

Учитель: Колокол – это частичка истории России, произведение мастерства и искусства, музыкальный инструмент.

Домашнее задание

Учитель: Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

Варианты заданий по выбору учащихся: нарисовать колокола, сочинить попевки т.д.

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо работали на уроке, подготовили хорошие сообщения, пели, играли на музыкальных инструментах, учились задавать вопросы, даже побывали в роли исследователей. У вас на столах лежат: солнышко и тучка. И я предлагаю вам каждому оценить самого себя, свою работу на уроке.

Оценивание.

Спасибо за работу на уроке. Все хорошо работали. Молодцы. Слайд 22.

Звенит звонок. Урок закончен. До свидания.

Выходят под песню «Колокола России»

Слайд 23.

Источники информации.

    1. http://www.eidos.ru/journal/2013/0329-09.htm

    2. http://www.khutorskoy.ru/books/bibliography-e.htm