|
Урок литературы в 5 классе. «В гостях у сказки»
Урок литературы в 5 классе.
« В гостях у сказки».
Цель урока: обобщить полученные учащимися знания о народных и литературных сказках; закрепить теоретические сведения о строении сказок, использовании в них постоянных эпитетов; развитие творческих способностей детей, выразительного чтения наизусть; привитие любви к русской народной и авторской сказке.
Оборудование урока: выставка рисунков учащихся, книг-сборников сказок, теоретические таблицы.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Во время этого путешествия мы обобщим все, что узнали о сказке. На сегодняшнем уроке мы побываем в гостях у сказки. Но в гости ходят не с пустыми руками, и мы отправимся в гости к сказке с подарками, с нашими знаниями о ней.
Мы очень много разных сказок прочитали, народных и литературных. Много нового узнали о сказках. Сейчас мы должны обобщить все полученные знания. А чтобы было интереснее, мы поиграем. Давайте разделимся на команды, каждая команда будет стараться получить как можно больше баллов, отвечая на вопросы и участвуя в конкурсах. Во время нашего необычного путешествия мы выясним, какая команда самая начитанная, самая активная, самая артистичная.
2.Итак, отправляемся в путешествие. На пути в гости к сказке мы можем встретить разных героев.
Попробуем их узнать.
(Парад сказочных героев.) Учащиеся, получившие индивидуальные домашние задания, представляют различных героев, а участники команд должны их отгадать.
« Я очень скромная и работящая. Мачеха и сестрицы заставляют меня работать с утра до ночи. И не с кем мне поговорить, кроме моей коровки. Но злая мачеха узнала, что Буренушка мне помогает, и приказала ее зарезать. Закопала я косточки коровкины в саду, а из них выросла яблонька. Ехал мимо купец-удалец, попросил угостить его яблочком наливным, влюбился в меня и позвал замуж». ( Крошечка-хаврошечка).
«Я сиротка, одна растила братца Иванушку. Да не уследила, напился он из копытца водицы, стал козленочком. Встретил нас добрый молодец, взял меня в жены. Позавидовала злая ведьма, заманила меня к реке, утопила, а сама в меня и обернулась. Только братец-козленочек приходил ко мне, жаловался, что хочет его ведьма зарезать. Выследил добрый молодец козленочка и спас меня. Козленочек обернулся Иванушкой, и стали мы жить-поживать».(Сестрица Аленушка).
«Я самая хитрая. Обманываю всех зверей в лесу. Однажды перехитрила глупого волка. Заставила его рыбу в проруби на хвост ловить, хвост у него и примерз. Избили его крестьяне. Решил волк меня проучить, но я и тут вывернулась. Намазала голову тестом, притворилась побитой, так еще на волке прокатилась, приговаривая:»Битый небитого везет, битый небитого везет.»(Лиса).
После каждого выступления ребята отгадывают героя сказки и получают балл за каждую отгадку.
3.Ребята, героев каких сказок мы встретили в начале нашего пути?
-Это были герои русских народных сказок.
О русских народных сказках мы узнали много нового в этом году. Кто желает рассказать о них? На доске вы видите опорные слова, которые помогут вам в рассказе.
(Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты).
Учащиеся рассказывают. Получает балл та команда, участник которой выступал.
4.Вы сказали о том, что в сказке есть постоянные эпитеты. Давайте выясним, какая команда знает больше сказочных эпитетов? Команды вспоминают эпитеты.
5.Друзья, мы вспомнили, как строится русская народная сказка, но, наверное, наше представление о сказке будет неполным, если мы хотя бы одну русскую народную сказку не посмотрим. Ребята дома готовили инсценировку, ее мы сейчас и посмотрим. А потом вы назовете ее.(«Лиса и Журавль»).
6.Учащиеся отвечают, какую сказку они увидели и к какой группе она принадлежит.
-Эта сказка о животных. Еще есть волшебные и бытовые сказки.
7.Я вижу, вы много знаете о сказках и, наверняка,
Много сказок читали, особенно волшебных. Сейчас мы будем открывать сказочный мешочек и извлекать из него магические предметы. Эти предметы упоминаются в разных сказках, не только в русских народных. Ваша задача -назвать эти сказки.
(Из волшебного мешочка появляются разные предметы: перо Жар-птицы, сапоги-скороходы, ковер-самолет, зеркальце и другие).
8.Ребята, мы вспомнили много народных сказок и литературные сказки. Мы с вами изучали творчество некоторых писателей-сказочников. Давайте посмотрим еще одну инсценировку, назовем сказку и автора.
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
9.Учащиеся называют сказку.
Ребята, мы вспомнили сказку А.С. Пушкина. Конечно, вы заметили, что она очень похожа на русскую народную. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин писал сказки?
-Няня Арина Родионовна рассказывала ему сказки в детстве.
Давайте сравним русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. А что значит сравнить? Найти черты сходства и различия. Мы сделаем выводы о сказках и запишем в тетрадь.
Оформление тетрадей.
Черты сходства:
-В основе борьба добра и зла.
-Волшебные предметы.
-Елисей обращается за помощью к силам природы.
-Завершается сказка концовкой.
-Используются постоянные эпитеты.
Черты различия:
-Отсутствие зачина.
-Стихотворная форма.
10.Можно сделать вывод, что русская народная и авторская, литературная сказки имеют много общего. А, значит, мы сегодня побывали в гостях у народной и литературной сказок.
|
|
|