Главная страница

Урок литературы в 11 классе. «Преображение марии»


Название Урок литературы в 11 классе. «Преображение марии»
Дата 04.03.2016
Размер 444 b.
Тип Урок


Урок литературы в 11 классе.

  • «ПРЕОБРАЖЕНИЕ МАРИИ»

  • (ПО ПОВЕСТИ В.А. ЗАКРУТКИНА

  • «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»)


ЭПИГРАФЫ К УРОКУ: О ВЛАДЫЧИЦЕ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ! ТЫ МНЕ УПОВАНИЕ И ПРИБЕЖИЩЕ, ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ И ПОМОЩЬ. ИЗ МОЛИТВЫ.



«Всего за годы войны в различных родах войск… Служило свыше 800 тысяч женщин», - пишет С.Алексиевич в книге «У войны – не женское лицо».

  • .

  • В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 года и

  • хранящемся в фонде славянского антифашистского комитета…. есть

  • Такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова,

  • принятые теперь в мире… Следовало добавить ещё одно слово –

  • непереводимое, многозначительное русское слово «ПОДВИГ» . Как это

  • ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы

  • приблизительного значения…»



Описание Марии: «Небольшая, кареглазая, с едва заметными конопинками на носу, она шла, переваливаясь, полуголая, едва прикрытая оборванными пожухшими от крови лохмотьями. В разметавшихся по плечам каштановых её волосах топорщились кукурузные листья, ломкие стебельки полыни; полные, округлые икры маленьких босых ног исцарапаны, покрыты ссадинами».

  • Описание Мадонны: «В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна, и пухлощёкий её младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На тёмноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног её, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы».



Вывод:



  • «Мать партизана», - пишет Э. Пугачёв в своём исследовании о художнике, - произведение, где особое значение приобрёл символический смысл образа. Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц. Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей, как грёза. Детской фигурки, и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства.



И Мария молится: «Я не могу жить. Господи, я не хочу жить. Может, Ты всё-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… если Ты есть, Господи, видишь моё горе! Разве можно так жить? У меня всё отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночечка Васеньку удавили, дитё ни в чём не повинное… И хаты наши все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»



  • «Пальцы –то у тебя в чернилах, девчонка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть… учительницей быть хотела. Но не довелось тебе выучиться…»,- это для Сани.

  • «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийствами и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам, детям, плохо да больно становится, вы все матерей вспоминаете… а что из тебя получилось бы, если бы не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…»,- это о Вернере Брахте.

  • Для Марии все мёртвые (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень. Потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…»





  • КОНЕЦ