|
Урок истории в 11 классе (социально-гуманитарный профиль) героизм и предательство в годы великой отечественной войны
Урок истории
в 11 классе
(социально-гуманитарный профиль)
ГЕРОИЗМ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Учитель: Кадомская Марина Петровна,
учитель истории МБОУ Сосновская СОШ № 2
р.п. Сосновка Тамбовской области
Цели и задачи урока:
Сравнить сущность “героизма” и “предательства” в период Великой Отечественной войны
Познакомить учащихся с героями и предателями Великой Отечественной войны.
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции учащихся на примере героев Великой Отечественной войны.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Вступительное слово учителя
(на фоне видеоролика с музыкой из к/ф «Офицеры»)
Фильм «Офицеры» и музыка, которая звучит, – мои любимые о Великой Отечественной войне. Только первые строчки песни «От героев былых времен не осталось порой имен…» вызывает боль. Не должны оставаться забытыми люди, которые отдали свои жизни за наше с вами счастье. Сегодня мы вновь возвращаемся к страницам той войны, тема урока «Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны». Сегодня мы должны понять, что такое героизм и что такое предательство, в чем отличие героев от предателей
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Эти слова А.Ахматовой станут эпиграфом к нашему уроку.
Изучение нового материала
Да, мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И величайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Вся история войны от событий 1941г. до последних сражений Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гумманности над варварством.
О Великой Отечественной войне написано немало фундаментальных трудов, издано много монографий и военно-теоретических исследований. И все-таки вся правда о ней не до конца еще выявлена. Почему же спустя столько лет мы вновь и вновь обращаемся к событиям Великой Отечественной войны? По мере открытия с начала 1990-х гг. ранее недоступных фондов российских архивов стали возникать новые и новые вопросы, которые требуют ответа. Все чаще в газетах появляются статьи, по телевидению показывают документальные фильмы, в которых искажают факты, выдавая предателей за героев, пытаются очернить имена героев
Давайте попробуем хоть немного приоткрыть известные и неизвестные страницы той войны
Тихая и безмятежная жизнь советских людей прервалась 22 июня 1941г. страшным известием – началась война. Музыка «Священная война»
В первые дни войны тысячи добровольцев отправились на фронт. Они понимали, что идет война, что стране трудно, что своим трудом и подвигом они могут приблизить час Победы.
Одним из тех, кто ушел на фронт, кто 18-летним мальчишкой ушел на фронт, был А. Матросов
Плэйкаст «Александр Матросов»
Ученик.
Алекса́ндр Матве́евич Матро́сов — Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Известен благодаря самопожертвенному подвигу, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Родился в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С ранних лет остался без родителей, воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовые Огурцов и Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда, согласно официально принятой версии событий, Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением. 19 июня 1943 года Александру Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Учитель
Первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза, была наша землячка Зоя Космодемьянская, 18-летняя девочка, ученица 10 класса Презентация
Ученик. Зоя родилась в селе Осиновые Гаи («осиновый лес»)Тамбовской области.. Когда Зое исполнилосьсемь лет, их семья переехала в Москву
Однажды она прочитала один рассказ про «Татьяну Соломаху». В этом рассказе говорилось о том, как партизану захватили в плен, как ее пытали, но она не издала ни звука, как ее потом повесили, и она говорила следующие слова «Прощайте, товарищи! Пусть эта кровь на стенах не пропадет даром! Скоро придут Советы!» Прочитав эти слова, Зоя заплакала. И мы видим, что Зоя в скорой войне поступит так же и назовет себя Таней.
В 1941 г Зоя закончила 9 классов, перешла в 10. 21 июня у старшеклассников был бал. Зоя и Шура были очень рады. А 22–ого июня по всей СССР распространилась новость о том, что началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Осенью учащиеся старших классов уехали на трудовой фронт: надо было в совхозе спешно убрать картофель, чтобы уберечь его от морозов. Однажды она пришла домой вечером и сказала маме, что она идет на курсы медсестер. На следующий день она уже сообщила маме, что она идет на фронт. 4 ноября их группа выехала под Волоколамск, где должны были пройти линию фронта и углубиться в тыл врага. После того как была разведано местность, Зоя попросила своего командира послать на задание, и Борис все-таки отпустил ее. Задание Зоя вернулась преображенная, иначе не скажешь. Она подожгла конюшню, дом, и надеялась, что там погибли гитлеровцы. С разрешения командира она пошла вПетрищево еще раз. Она подожгла части фашистов. Через день она подкралась к другой конюшне на окраине села, там стояло более 200 лошадей. Она достала из сумки бутылку с бензином, плеснула из нее, и уже нагнулась, чтобы достать спички. И тут ее сзади схватил часовой. Она оттолкнула его, выхватила револьвер, но выстрелить не успела. Ее ввели в дом, и сразу стали допрашивать, но она строго отрицала: «нет», «не знаю», «не скажу». Назвала она себя Таней. Утром Зою повели на казнь.
-Эй, товарищи! - крикнула она местным жителям. – Будьте смелее, боритесь,
бейте фашистов! Последними словами ее были: «Победа будет за нами!»
29 ноября Гитлеровскими палачами в селе Петрищево, Верейского района (близ Наро-фоминска), казнена отважная советская партизанка комсомолка Зоя Анатольевна Космодемьянская (Таня). 16 февраля 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о присвоении звания Геройского Советского Союза партизанам Московской области Зое Космодемьянской. Унтер-офицер Карл Бауэрлейн (попавший позже в плен) писал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».
Учитель В те страшные годы каждая семья проводила на фронт сына, мужа, брата, дочь. Из нашего Сосновского района десятки тысяч воевали на самых разных фронтах. Среди них был и прадед Чанова Артема, ученика нашего класса.
Презентация Calameo «Славное прошлое Василия Дудина»
Ученик. Презентация
Мой дед, Чанов Николай Иванович, был призван на фронт весной 1942г. И сразу попал под Сталинград. Вместе со своими товарищами несколько месяцев защищал этот город, а потом был тяжело ранен и попал в госпиталь. После ранения вновь прибыл на фронт. Освобождал Белоруссию, Польшу, Победу встретил в Восточной Пруссии. Имел несколько медалей. Дедушка не любил рассказывать о войне. После его смерти уже мы с мамой побывали в Волгограде на Мамаевом кургане, взяли оттуда горсть земли и привезли ее на дедушкину могилу.
Учитель
В каждой семье ждали заветных писем с фронта.
А вместо писем приходили и похоронки. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был герой…» А в некоторые семьи похоронки приходили не раз, не два, не три…По все России стоят памятники матерям, проводившим на фронт 5, 6, 7, 8, 9 сыновей. И назад не вернувшихся…Одной из таких матерей была Прасковья Еремеевна Володичкина, проводившая на фронт 9 сыновей, 6 из которых не вернулись. После 5 похоронки сердце матери не выдержало. Только 3 вернулись с войны, да и те вскоре умерли от ран. В Самарской области поставлен памятник этой семье: мать и улетающие в бессмертье 9 ее журавлей
Ученик
День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
Учитель
Разве не хотелось им жить? Но ради Родины, ради родных, ради нас с вами они шли на смерть. Что же это такое Героизм?
Героизм - Мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига.
Работа со схемой-облаком слов, составленной с помощью сервиса Веб 2.0 Tagxedo
Мы называем героями не только тех, кто получил это высокое звание, но каждого, кто мужественно и самоотверженно выполнял свой долг, каждого солдата и труженика в тылу
Увы! В годы Великой Отечественной были и те, кого мы называем предателями. Долгое время эта тема замалчивалась и скрывалась. А сегодня официально признается, что около 2 миллионов граждан СССР вступили на путь сотрудничества с оккупантами
Тема коллаборационизма – предательства и сотрудничества советских граждан с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны – является актуальной, ибо лиц, предавших интересы своей Родины, изменников, сегодня возвеличивают, ставят им памятники, считают их выразителями протеста против коммунизма, «сталинского режима», борцами за свободу и независимость. Все это, естественно, вызывает недоумение и решительный протест каждого честного человека, особенно ветеранов ВОВ.
Кто же становился на путь предательства? Были те, кто ненавидел Советскую власть из числа раскулаченных, белоэмигрантов, были те, кто просто смалодушничал, струсил. Нашлись и те, кто добровольно, без всякого сопротивления сдавались в плен к немцам, не смотря на то, что Советская власть их вырастила и воспитала, дала высокие посты и большие воинские звания. Это Власов и власовцы – Российская Освободительная Армия (РОА).
Презентация PhotoPeach «Власов – борец со сталинизмом или предатель?»
Ученик.
Власов Андрей Андреевич советский военный деятель, создатель "Русской освободительной армии" (РОА) в фашистском плену. Родился в крестьянской середняцкой семье. Война для Власова началась под Львовом, где он командовал мехкорпусом. За умелые действия получил благодарность и был назначен командующим 37-й армией, защищавшей Киев. После жестоких боев разрозненные соединения этой армии сумели пробиться на восток, а сам Власов был ранен и попал в госпиталь.
В ноябре 1941 Сталин вызвал Власова и приказал ему сформировать 20-ю армию. За успешное руководство этой армией Власов получил звание генерал-лейтенанта и был награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1942 Власов был награжден орденом Ленина. Затем он был направлен командовать 2-й Ударной армией, которая вела тяжелые оборонительные бои. Из-за просчетов высшего командования, почти без продовольствия и боеприпасов армия несла огромные потери от превосходящих сил противника. Власов, бросив войска, пытался спастись и 11июля 1942 в д. Туховежи Ленинградской области сдался немцам. Находясь в Винницком военном лагере для пленных высших офицеров, Власов согласился сотрудничать с вермахтом и предложил из руссских пленных создать вооруженное формирование (РОА).
Сражались власовцы с отчаянием, т.к. в случае поражения от Советской Армии их ожидали репрессии и у немцев, и у своих. Когда разгром фашистской Германии стал очевиден, Власов безуспешно пытался получить политическое убежище в Швейцарии. Также не удалось ему перевести части РОА в англо-американскую зону для сдачи в плен. Советская разведка обнаружила местонахождение штаба Власова, и он с ближним окружением был арестован. Какое-то время Власов надеялся на помилование, т.к. заявлял, что благодаря его деятельности сотни тысяч русских военнопленных остались живы. На закрытых заседаниях Военной коллегии без адвокатов и свидетелей все подсудимые, включая Власова, признали свою вину, были приговорены к смертной казни через повешение и казнены.
Учитель Были еще “хиви” и вспомогательная полиция.
Историческая справка: Вспомогательная полиция (нем. Hilfspolizei) — органы поддержания порядка, созданные немецкой оккупационной администрацией на оккупированных территориях в годы Второй мировой войны. Как правило, вспомогательная полиция формировалась из военнопленных (прежде всего в крупных городах) и местного населения. Подобные полицейские организации существовали во всех оккупированных странах.
Хиви (нем. Hilfswilliger — желающий помочь) — так называемые “добровольные помощники” вермахта, набиравшиеся (в том числе мобилизовавшиеся принудительно) из местного населения на оккупированных территориях СССР и военнопленных. Первоначально они служили во вспомогательных частях водителями, санитарами, сапёрами, поварами и т.п. Позже хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях, операциях против партизан и к карательным акциям.
Что такое предательство?
Преда́тельство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Как отличить предатель этот человек или нет? Было ли это секундное малодушие или обдуманный поступок?
Решение ситуационных задач
Рассмотреть приведённые ситуации и ответить на вопрос: Являются ли действия советских граждан сотрудничеством с оккупантами? Почему?
Ситуация 1: Август 1941 года. На территории Белоруссии, оккупированной немецко-фашистскими войсками, комсомолец пришёл в комендатуру и добровольно записался во “вспомогательную полицию”. За время службы он помог десяткам своих односельчан, спасая от арестов, предупреждая о готовящихся обысках. НО! Деятельность бывшего комсомольца никак не была связана с партизанским движением.
Ситуация 2: В концентрационном лагере, не выдерживая побоев, солдат Красной Армии соглашается сотрудничать с начальством. Его используют как доносчика, с целью разоблачения коммунистов и подпольных организаций, действующих в лагере.
Ситуация 3: По поручению партизанского отряда молодой человек вербуется в “добровольные помощники” вермахта (хиви).
Ситуация 4: На территории оккупированной Украины солдат немецкой армии и местная девушка полюбили друг друга.
Т.о., мы видим, что нельзя в целом говорить о предательстве, каждый отдельный случай надо внимательно рассматривать
На оккупированных немцами территориях остались миллионы женщин, стариков, детей. Не все вступали в партизанские отряды, уходили в подполье, а надо было жить, кормить детей… По-разному складывались отношения с немцами.
Как-то по 1 каналу показывали художественный фильм в передаче Гордона. Рассказывалось о женщинах, которые в период оккупации родили детей от немцев. Кто-то был изнасилован, кто-то, спасая детей от голодной смерти, вынужден был пойти на это, а молодая девушка искренне полюбила. Они вместе с детьми были сосланы в лагеря… Можем ли мы осудить их?
И еще одно слово нам необходимо пояснить ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Что это такое?
Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Я читала как-то, что в социальных сетях открывалось сообщество тех, кто в годы 2 мировой родился на оккупированной территории от немецких солдат. Объединялись французы, бельгийцы, поляки, чехи… И среди них не было ни одного русского… Почему? Мы менее толерантны, чем европейцы? Дикая Россия не доросла до ценностей Запада?
3. Закрепление изученного материала.
Сравнить понятия по категориям (заполнить таблицу):
Человеческие качества
Наличие убеждений (политических, духовных и др.)
Зависимость от ситуации
и т.д.
Героизм
|
Предательство
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
3.
|
3.
|
4.
|
4.
|
4. Подведение итогов урока.
Как выглядят герои и предатели? Отличаются ли они внешне друг от друга? Нет, отличить их внешне нельзя. Зависит ли поведение человека от воинского звания, социального статуса?. Нет, не зависит. В трудную минуту каждый сам выбирает, следовать ли ему древней мудрости «Живая собака лучше мертвого льва». Каждый человек сам выбирает как ему поступить
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Я хочу, чтобы сегодняшний урок, мысли, которые сегодня были затронуты, не прошли зря.
Домашнее задание
ТВОРЧЕСКОЕ задание: ЭССЕ
«На сколько человек побеждает страх, на столько он и человек» (Т.Карлейль)
«Великим подвигам легче удивляться, нежели последовать» (И.А. Крылов)
«Измену Родине ничем не оправдать» (С. Рамишвили)
«В отношениях толерантного характера таится предательствр» (Д.И. Пантелеев)
«Учиться толерантности никогда не поздно» (К. Кушнер)
Информационные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/613555/
Мартынов А. Путь к предательству. «Огонёк», № 32. 7—13 августа 2006 года.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
|
|
|