|
Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2009
Современный урок. Мартышевская Л.В.
Конспект урока технологии
по теме: “Плетение репсового узла. Выполнение узора «Цветок»”
Пояснительная записка
Место урока в учебном курсе:
Данный урок проводится при изучении темы «Макраме» в разделе «Рукоделие. Декоративно-прикладное искусство». На изучение темы выделено в учебном плане 6 уроков. Учебное занятие «Плетение репсового узла. Выполнение узора “Цветок”» включает 4-5 уроки в изучении темы. На предыдущих уроках (1,2,3) учащиеся познакомились с техникой МАКРАМЕ, с инструментами и принадлежностями, с материалами, правилами безопасной работы. Узнали и научились выполнять крепление нитей на основе; простые узлы: одинарный плоский (левосторонний и правосторонний), двойной плоский. Изготовили в технике макраме игрушки-подвески «Сосульки», закладку для книг.
После данного занятия – на 6 уроке - учащиеся будут изготавливать на выбор: закладку для книги, плетеный пояс или тесьму узором «Цветок».
В 7 б классе, в котором проводится урок, 14 девочек.
Класс сильный, с большим творческим потенциалом.
Перед уроком учащиеся получают опережающее задание:
- найти и подготовить к показу сложные, хитроумные узлы макраме; (можно в книгах, журналах; можно подготовить презентацию; можно поискать в Интернете)
УМК:
М. В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Программы начального и основного общего образования. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Н. В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина, В.Д. Симоненко. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Технология. 7 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова – Волгоград: учитель, 2007.
Цели урока:
-
Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия;
Развивающая – развить у учащихся умение плести простые узлы и на их основе узор «Цветок», развитие точности движения, развитие самостоятельности, инициативы;
3. Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию, привитие культуры труда, воспитание бережливости; воспитание волевой саморегуляции;
4. Практическая - научить учащихся первоначальным приемам плетения, новым рабочим приемам.
Класс: 7 класс.
Методы обучения:
Словесный: беседа, объяснение;
-
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ приемов работы;
Практический: упражнения.
Объект работы:
Плетеный образец на основе диагональных узлов.
Наглядно-иллюстративный материал:
Изделия, выполненные в технике макраме, стенд в кабинете «Технологии»;
Презентация «Макраме. Плетеные узелки»;
Книги с образцами плетеных изделий.
Дидактический материал:
Инструкционные карты;
Оборудование, инструменты, материалы:
Компьютер, экран, мультимедиапроектор;
Учебные столы, пряжа, деревянные палочки (можно карандаши), ножницы, булавки, подушки для плетения, линейка.
Тип урока: комбинированный;
Межпредметные связи:
Математика: расчет длины нитей;
Черчение: чтение схем образцов;
Русский язык: новые слова и термины;
ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами.
Профориентация:
Знакомство с профессией дизайнера интерьера;
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, в парах
Время: 2 урока по 40 минут;
Словарные слова: (на доске)
Макраме, репсовый узел, брида.
Ход урока
Эпиграф урока:
«С мастерством люди не родятся,
а добрым мастерством гордятся»
Организационный момент (2-3 мин.)
Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку.
II. Теоретическая часть (10-15 мин.)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с техникой макраме. Познакомимся с новыми узлами, и одним из новых узлов будем плести узор «Цветок».
Проверка знаний учащихся.
Вопросы:
- Что вы знаете о возникновении макраме?
- Какие изделия можно изготовить в технике макраме?
- Какие инструменты и принадлежности необходимы для выполнения работ в этой технике?
- Из каких нитей плетут изделия?
- По каким признакам производят подбор нитей?
-Какие виды узлов вы уже знаете и умеете плести?
3. Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
У ч и т е л ь : Плетение должно приносить только пользу и положительные эмоции, поэтому важно помнить о санитарно-гигиенических требованиях и соблюдать правила техники безопасности во время работы.
Санитарно-гигиенические требования:
Д е т и:
- Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.
- Стараться работать с небольшими перерывами.
- Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками:
Д е т и :
- Иглы и булавки хранить только в подушечке;
- Нельзя брать иглы и булавки в рот, вкалывать их в свою одежду;
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
- Передавать ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.
4. Объяснение нового материала.
Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Мы с вами учимся пока вязать самые простые узлы, затем вы уже самостоятельно, если вам понравится этот вид рукоделия, научитесь завязывать те, что посложнее, а потом освоите и удивительно хитроумные. Иначе говоря, изучите азбуку узлов, чтобы в дальнейшем строить из них любые комбинации, создавая собственные неповторимые плетеные изделия.
-А как называются изделия выполненные вручную?
О т в е т ы д е т е й :
- Изделия, выполненные своими руками, называются авторскими, эксклюзивными.
У ч и т е л ь :
Правильно. Ценятся ли такие изделия?
О т в е т ы д е т е й :
У ч и т е л ь :
А кто из вас знает, люди какой профессии, занимаются изготовлением авторских вещей?
О т в е т ы д е т е й.
Правильно. Это дизайнеры или дизайнеры интерьера.
Сообщение I (опережающее задание для учащихся).
Презентация учащегося, подготовившего данное задание по теме «Хитроумные узелки» (всего несколько слайдов).
У ч и т е л ь :
Мы сейчас с вами узнали о новых узлах, увидели, как они выглядят. Посмотрели на эксклюзивные вещи, т.е. вещи, выполненные вручную.
З а д а н и е : Найти другие “новые” узлы.
Работа в парах (статистических – сидящих за одной партой)
-Рассмотрите плетеные изделия, которые находятся у вас на столах. Среди знакомых узелков найдите узлы, которые вы еще не выполняли.
Учащиеся рассматривают:
- готовые изделия, выполненные в технике макраме (находятся на столах учащихся);
И находят элементы, выполненные репсовыми узлами (горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными).
Учитель проходит по рядам, проверяя правильность нахождения учащимися нужного элемента.
- Как бы вы назвали такой узел?
- А на что похожи несколько узлов, выполненных рядом?
О т в е т ы д е т е й .
У ч и т е л ь : У этого узла много названий. Я предлагаю вам посмотреть книги, журналы, которые лежат на столах и найти изображение такого узла сначала на иллюстрациях готовых работ, а затем найти описание, или схемы данного узла. (Работа в парах).
- Итак, как же называется этот узел?
О т в е т ы д е т е й .
- Репсовый, горизонтальный, диагональный и т. д.
Презентация «Макраме. Послушные узелки».
Слайды: 11- 14, 18.
Репсовый узел – один из самых популярных узлов. Ему повезло на названия – двойной, бисерный, жемчужный. Узел выплетается двумя нитями: рабочей и узелковой.
Поверхность полотна репсовых узлов имеет характерную особенность: она вся из выпуклых рубчиков. В плетении их называют бридами. Брида – это ряд репсовых узлов, расположенных плотно друг к другу. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональными), фигурными (волнистыми, круглыми), спиральными. Их расположение зависит от направления узелковой нити, поэтому ее еще называют направляющей, ведущей, основой.
Диагональный репсовый узел – это узел, завязанный на наклонно натянутой узелковой нити. Из наклонных брид можно составить бесконечное множество узоров: ромбы, зигзаги, ажурные цветы и листья.
Цветы, как правило, выплетают из четырех лепестков: сначала выполняют 2 верхних с наклоном к центру цветка, скрепляют узелковые нити лепестков и далее от центра плетут нижние лепестки. Количество нитей для работы может быть любым, но обязательно четным.
5. Работа в рабочих тетрадях
Запись: Репсовый узел – один из самых распространенных. Выплетается 2-мя нитями: узелковой и рабочей. Брида – это ряд репсовых узлов. Бриды могут быть: горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональными), фигурными (волнистыми, круглыми).
6. Изучение условных обозначений новых узлов
Рассматривание, чтение инструкционных карт №4 и №5 (лежат на столах).
III.Практическая часть (45 – 50 мин.)
Теперь вы должны самостоятельно научиться плести этот узел. Выполнить цветок из диагональных брид.
Работу можете выполнять творчески, то есть вносить свои изменения, дополнять знакомыми элементами.
Задание:
Нарезать 4, 6 или 8 нитей длиной 40 -60 см. Длину нити определяем так: длину готового изделия необходимо увеличить в 6 – 7 раз (при плетении репсовых узлов). И такой длины будет необходимая для работы нить.
Навесить все нити на основу (палочку или карандаш) любым способом. Мы с вами уже знаем 2 способа навешивания нитей: замочком налицо и замочком наизнанку. Если кто-то из вас забыл, посмотрите инструкционную карту №1.
Выполнить диагональные репсовые узлы, пользуясь инструкционными картами № 4 и №5.
Демонстрация приемов плетения репсовых диагональных узлов.
Учитель показывает прием выполнения репсового узла небольшой группе учащихся, сидящих рядом, проходя по всему классу.
Текущий инструктаж – целевые обходы.
Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити.
Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.
Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Провести приемку и оценку выполненных работ.
IV. Физкультминутка
А теперь, девчонки, встали! Встать.
Быстро руки вверх подняли, Руки вверх, в стороны, вперед,
В стороны, вперед, назад. назад.
Все у нас пойдет на лад.
Повернулись вправо, влево. Повороты вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело. Сесть.
V. Продолжение практической работы.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы плетения.
В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ ( друг у друга).
4. По окончании работы приклеить образец в альбом на страничку «Основные узлы макраме» или, если работа большая, использовать по назначению.
VI. Подведение итогов (5-6 мин.)
Анализ урока.
У ч и т е л ь : Итак, беседуя с вами, наблюдая за вашей работой на уроке, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия. Поняли, что слова «сделано вручную», означают эксклюзивность изделия, его неповторимость. В технике макраме вы сможете, по желанию, выполнить и свой творческий проект.
Большинство из вас впервые осваивает приемы плетения пока простых узлов макраме. Хочется отметить, что большинство из вас справились с практическим заданием хорошо, выполнили работу аккуратно, с нужной плотностью.
Показ лучших работ.
Некоторым девочкам надо еще потренироваться в выполнении этого узла.
Выставление оценок, их аргументация.
А в конце урока я предлагаю вам сочинить маленькое стихотворение. Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы.
(описание на слайде).
Название (одно существительное);
Описание (два прилагательных);
Действия (три глагола);
Отношение (фраза из четырех слов);
Повторение сути (синоним из одного слова).
Д е т с к и е в а р и а н т ы:
Узел.
Репсовый, новый.
Плетется, обвивается, располагается.
Образует красивую диагональную бриду.
Макраме.
VII. Домашнее задание (2 мин.)
Повторить пройденный материал.
Тем, кто не закончил работу, доплести цветок, оформить в альбом.
На следующем уроке мы будем выполнять закладку для книги узором «Цветок».
VIII. Уборка рабочих мест (2-3 мин.)
Всем творческих успехов!
ФОТОГРАФИИ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА УРОКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Инструкционные карты.
Инструкционная карта №1.
3.
Инструкционная карта №4.
Выполнение репсового узла
Для образца приготовьте три нити, сложив их пополам, закрепите на основе замочком налицо (А).
В работе шесть нитей. Возьмите за основу левую нить слева. Основу держите правой рукой, расположив ее по диагонали (А).
-
Вторую нить перекиньте через основу влево и выведите вперед, вверх на основу справа и вниз в петлю (А).
Возьмите нить 3 и повторите с ней то же, что с нитью 2, придерживая основу, так провяжите все нити (Б).
Закрепление нитей на основе.
Нить нужной длины сложите пополам и проведите под основу петлёй вверх (рис. 2,а).
Опустить петлю на основу вниз (рис. 2,б) и пропустите в неё два конца нити (рис. 2,в).
На рисунке 3 приведены примеры крепления нитей:
замочком налицо,
замочком наизнанку.
А
Б
|
|
|