|
Творчество детей в игре
Творчество детей в игре.
Проблема игровой творческой деятельности детей в детском саду до сих пор остается сложной.
Стало популярным утверждение, что детей надо учить играть. Но воспитатель не может учить игре на занятиях, ибо таковых не существует. Или может возникнуть еще худшее: педагог начинает проводить игру так же, как проводит занятие, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п.
Таким образом, в группе возникает разученный в течение года привычный репертуар «сюжетных» игр: для каждой есть набор игрушек и атрибутов. И когда воспитатель приглашает детей поиграть, например, в «Космос» - дети включаются в игру привычно и слажено. Это… не игра, а нечто подобное «производственной» деятельности, где каждый знает свои функции, отведенное ему место. Зато внешний эффект «великолепный» - деятельность высоко – содержательна, коллективна.
Вся игра сводится к массовым действиям.
Группа «прорабатывает» программный материал, который задает воспитатель.
Однако, жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевизионными передачами, общением со взрослыми, а в педагогическом процессе выделены обучающие занятия, на которых решаются задачи преподнесения детям знаний, уточнения представлений и т.п. Все это позволяет освободиться детской игре от чисто дидактической функции «проработки» знаний.
Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый ребенок должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя. В такой ситуации, естественно, не остается места творческой индивидуальности, разнообразию формы и содержанию игры. Но постановка такой игры легко достижима и не требует от воспитателя ни работы души, ни работы мысли. Написал «конспект» игры, разучил его с детьми, и все в порядке.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к детской игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, уметь играть соответствующим образом с детьми разного возраста.
Свободная творческая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. И, кроме того, имеет объективное значение для психического развития дошкольника. Прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, заменяющими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Каким же образом передается ребенку игра?
Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
И поэтому, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
И эта игра тогда будет настоящей, когда ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть». Такая позиция воспитателя – гарантия возникновения у ребенка побуждения к игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым.
Воспитатель, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло,» «Я теперь шофер») и стимулировать к этому ребенка
(«Ты чем мишку кормишь?», «Куда плывет наш пароход?»)
Причем, творческая самостоятельная игра может развертываться лишь в небольших группах детей, так как пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для старших дошкольников.
Начиная с раннего возраста и даже на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Т.е., для того, чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, педагог сам должен все это делать. Следовательно, чтобы учить детей играть, воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнером;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте детей надо учить играть, а в старшем они должны играть только самостоятельно. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
Однако с возрастом детей должна изменяться форма совместной игры с взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.
Высшая ступень развития детской игры – творческие длительные игры. Появление таких игр закономерно и психологически оправданно в связи с развитием ребенка как личности. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к творческим играм, появляются любимые герои, воссоздание которых в игре доставляет ему радость, удовольствие, наслаждение.
(Например: в играх-драматизациях Катя всегда лисичка, Миша – медведь, Алена – зайчик). Выступая в той или иной роли, ребенок должен иметь довольно четкие представления о персонаже, им изображаемом, о его действиях, нравственных качествах, в соответствии с этим у него возникают мотивы определенного поведения. Длительная игра дает возможность уточнять и углублять представление детей об изображаемом им персонаже, в ней ярко раскрывается отношение ребенка к роли, с одной стороны, а с другой – происходит влияние ее на его поведение, формирование под этим влиянием личности ребенка. Беря на себя какую-либо роль, он искренне живет в ней.
У старших дошкольников глубже становятся познавательные интересы. В речи в большей степени проявляются их эмоции, личный вкус в подборе языковых средств.
Участие воспитателя, его пояснения, вопросы – углубляют познание, направляют, регулируют деятельность и поведение детей. Ребенок в игре не просто воспроизводит жизнь, а в изображение тех или иных ситуаций, персонажей вносит много своих элементов, свободно комбинируя впечатление жизни с содержанием сказок, рассказов, придумывая что-то свое. Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер.
Длительные творческие игры способствуют и более интенсивному умственному развитию старших дошкольников. Главное для ребенка в игре - это действовать, а чтобы он мог воплотить в игре действия, поступки реально существующих людей или персонажей полюбившегося ему художественного произведения, он должен усвоить знания об этих людях и предметах, их свойствах, качествах, назначении, об отношении взрослых к предметам и о разнообразных действиях с ними. Эти знания, опыт, представления творчески преломляются детьми в игровой деятельности.
Умственная деятельность дошкольника в игре теснейшим образом связана с эмоциями. Увлекательная, сложная по содержанию игра доставляет им радость от трудовых напряжений, удовлетворение от удачного применения своих знаний в действиях, восхищение своей ролью и захватывающей игрой.
Таким образом, индивидуальная работа воспитателя, участие в играх, особенно длительного характера, оказывают на ребенка огромное воспитательно-образовательное воздействие. Ведь для детей длительная творческая игра – это близкая реальная перспектива увлекательной деятельности. А в перспективе заключена теория завтрашней радости и возможность углубления эмоций. В длительных играх завтрашний день детям кажется лучше сегодняшнего. С каждым днем возникают новые интересные замыслы.
В игре успешно формируется умственная и творческая активность детей при наличии единства воспитательно-образовательных задач. Это единство достигается таким построением педагогического процесса, в основе которого лежит взаимодействие игры и обучения, игр обучающих и творческих, игры и труда.
|
|
|