Творческая работа
«Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Проблема развития доброжелательных отношений у детей - одна из наиболее актуальных в современном дошкольном образовании и, как следствие, является объектом научных исследований ведущих педагогов и психологов. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому. Гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которое проявляется в различных жизненных ситуациях. Необходимо воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но, прежде всего, нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей. Тема зарождения и становление межличностных отношений чрезвычайна актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг к другу с дошкольного возраста, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Выявление уровня сформированности доброжелательных отношений детей к другому проводилось в подготовительной к школе группе МАДОУ Детский сад №7.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап - диагностический;
2 этап - коррекционно-развивающий;
3 этап - контрольный.
На первом этапе диагностической работой было охвачено 20 детей 6-7 лет. Были использованы следующие методики: «Лесенка», «Понимание эмоционального состояния людей, изображенных на картинке», «Беседа о друге», «Метод вербальных выборов». Методики подбирались таким образом, чтобы получить информацию о положении ребенка в группе сверстников и определения самооценки каждого ребенка.
Итоги первого этапа.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в форме игровой деятельности и беседы.
«Выявление самооценки ребёнка и восприятие оценки других»
Протокол №1
Методика «Лесенка»
№
п/п
|
Фамилия, имя
ребенка
|
Возраст
|
Расположение на ступеньках(№)
|
Сам
ребенок
|
Мама
|
Папа
|
Воспитат.
|
Друг
|
1.
|
Баранников Никита
|
6 лет
|
№2
|
№2
|
№1
|
№4
|
№1
|
2.
|
Богуш Настя
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№4
|
№3
|
№4
|
3.
|
Батанова Вероника
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№4
|
№4
|
№3
|
4.
|
Воронов Саша
|
7 лет
|
№5
|
№4
|
№3
|
№4
|
№4
|
5.
|
Гайдук Марина
|
7 лет
|
№6
|
№7
|
№6
|
№6
|
№6
|
6.
|
Голутва Саша
|
6 лет
|
№7
|
№7
|
№7
|
№7
|
№7
|
7.
|
Дергунова Настя
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№4
|
№4
|
№3
|
8.
|
Ефимова Оля
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№5
|
№4
|
№4
|
9.
|
Заиров Антон
|
6 лет
|
№2
|
№2
|
№2
|
№3
|
№2
|
10.
|
Ильин Алеша
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№4
|
№5
|
№4
|
11.
|
Клепикова Настя
|
7 лет
|
№7
|
№6
|
№5
|
№6
|
№5
|
12.
|
Коваленко Дима
|
6 лет
|
№4
|
№6
|
№4
|
№2
|
№1
|
13.
|
Климов Леонид
|
6 лет
|
№4
|
№4
|
№5
|
№4
|
№4
|
14.
|
Мирюк Владик
|
7 лет
|
№6
|
№7
|
№6
|
№7
|
№6
|
15.
|
Менчикова Кристина
|
6 лет
|
№6
|
№7
|
№6
|
№5
|
№5
|
16.
|
Перминова Даша
|
6 лет
|
№4
|
№5
|
№3
|
№4
|
№3
|
17.
|
Павлов Рома
|
6 лет
|
№2
|
№2
|
№1
|
№4
|
№1
|
18.
|
Сорокин Виталий
|
6 лет
|
№6
|
№6
|
№7
|
№6
|
№6
|
19.
|
Стальмахович Антон
|
6 лет
|
№5
|
№5
|
№4
|
№5
|
№4
|
20.
|
Терешков Дима
|
7 лет
|
№7
|
-
|
№2
|
№4
|
№1
|
Обработка результатов
Протокол №1. Методика «Лесенка», направленная на определение самооценки ребенка, выявила, что в группе 4 ребенка с заниженной самооценкой, 10 детей - со средней, 6 детей с самооценкой на высоком уровне.
Протокол №2. Методика «Метод вербальных выборов» (январь). Диагностика проводилась с целью определения статуса каждого ребенка в группе сверстников. Итог диагностики: 6 детей имеют статус - популярные дети (Менчикова К., Клепикова Н., Гайдук М., Сорокин В., Коваленко Д., Ильин А.).
10 детей имеют статус - предпочитаемые;
2 ребенка имеют статус - отвергнутых (Павлов Р.,Терешков Д.);
2 ребенка имеют статус - игнорируемые дети (Баранников Н., Галутва С.)
Протокол №3
Методика «Понимание эмоционального состояния людей, изображенных на картинке»
Исследования по методике выявили, что из 20 детей в группе: 4 ребенка с низким уровнем понимания эмоциональных состояний; 10 детей - средний уровень; 6 детей - высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей.
На основании проведенной диагностики была сформирована подгруппа из 8 детей: 4 ребенка с благополучным статусом
Гайдук Марина. Девочка из благополучной семьи, высокого уровня развития, общительная, добрая. У девочки отсутствует разрыв между собственной оценкой и оценкой родителей, воспитателя и детей, что свидетельствует о том, что девочка уверена в любви окружающих. Самооценка высокая, легко идет на контакт с детьми, сверстников воспринимает как равных партнеров, очень любит групповые и сюжетно-ролевые игры.
Клепикова Настя. Девочка из многодетной семьи, высокого уровня развития, общительная, добрая. Себя поставила на ступеньку №7. У девочки отсутствует разрыв между собственной оценкой и оценкой родителей, воспитателя и друга (№5,№6), что свидетельствует о том, что Марина уверена в любви окружающих. Самооценка высокая, любит помогать, легко становится на позиции другого и разделяет его переживания. Ровесников воспринимает как равных партнеров.
Менчикова Кристина. Кристина очень общительна, дружелюбна. В результате обследования выявлено – отношение девочки к себе положительное, самооценка адекватная. Девочка уверена в любви, чувствует себя защищенной, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. Самооценка девочки на высоком уровне. Кристина легко становится на позиции сверстников и разделяет их переживания. В игре и повседневном общении воспринимает детей как равных партнеров.
Сорокин Виталий. Общителен, уверен в себе, высокого уровня развития. Отношение ребенка к себе – положительное, самооценка – адекватная, положительная (ступенька №6), ребёнок ощущает твердую поддержку со стороны родителей. Ребенок способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности, пользуется авторитетом у сверстников, всегда готов прийти на помощь, сопереживает боли других. Заводила подвижных игр, не любит ссор. Умеет идти на компромисс.
4 ребенка с неблагополучным статусом
Баранников Никита. Мальчик из полной семьи, развитие соответствует возрасту, замкнут, самооценка ниже среднего. Дети очень редко привлекают его в свои игры, т.к. ребёнок бывает агрессивен по отношению к сверстникам, пытаясь самоутвердиться. Сверстников воспринимает как конкурентов, очень любит посмеяться над неудачами других, не умеет сопереживать.
Галутва Саша. Девочка из полной, но неблагополучной семьи. Уровень развития - низкий (ЗПР). Самооценка высокая. Не умеет и не хочет слушать других, считает себя самой умной и красивой из девочек. Дети не привлекают Сашу в игры, т.к. девочка часто бывает жестокой, может ударить или испортить вещи сверстников. Очень часты вспышки беспричинного гнева. Девочке нужна постоянная помощь специалистов и посещение коррекционного учреждения. Случай особенный - у родителей Саши - ЗПР.
Павлов Рома. Мальчик из полной, но неблагополучной семьи, среднего уровня развития, самооценка занижена, не уверен в себе. Для Ромы характерна словесная и физическая агрессия по отношению к детям. Не умеет сопереживать. Дети не играют с Димой из-за его агрессии и неопрятности. Очень удаются мальчику злые шутки.
Терешков Дима. Мальчик из неполной семьи, нет опыта взаимодействия с группой детей, среднего уровня развития, поступил в детский сад в 2011 году. До поступления в детский сад №7 дошкольные учреждения не посещал, воспитанием Димы занималась тетя, т.к. когда ребенку было 5 лет, у него погибла мать. У ребенка отсутствует разрыв между собственной оценкой и оценкой глазами других, что служит источником межличностных конфликтов в группе. Мальчик считает, что его никто не любит, кроме воспитателя. Самооценка – низкая. Очень замкнут. Дети не принимают Диму в свои игры из-за его нежелания идти на контакт. Очень любит рисовать, отдавая предпочтение темным цветам.
На втором этапе для работы с детьми была составлена программа, условно состоящая из 3-х блоков:
- развитие психоэмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого.
В процессе работы по развитию психоэмоциональной сферы и коммуникативных способностей детей использованы следующие методические приемы:
Словесные и подвижные игры ( «Назови ласково», «Комплименты», «Маски», «Руки», «Ниточка и иголочка», Волшебный сон», «Бумажные развалы») с целью снятия напряжения и развития позитивного восприятия сверстника, умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств - «Что я чувствую», «Нехочуха», «Собаки бывают разные», «Вместе и порознь», «Пойдем, погуляем».
Тематическое и свободное рисование - «Мое настроение», «Моя группа», «Автопортрет».
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциональными состояниями и чувствами - «Какие все люди разные», «Волшебные средства понимания - интонация, мимика», «Эмоции».
Чтение из сборника педагогических сказок (Программа «Здоровые дети - шанс на семью. Сборник педагогических сказок. Под ред. канд. пед. наук Н.В. Микляевой - М.: МГПИ, 2011.)
Работа по формирование у детей чувства общности и способность «увидеть» другого проводилась на основе коррекционной программы (Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. Моральное и нравственное развитие дошкольников.-М. педагогический университет «Первое сентября», 2010. с.47-54.).
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, действиям и поступкам. Программа базируется на следующих принципах:
- Безоценочность;
- Отказ от реальных предметов и игрушек;
- Отсутствие соревновательного начала в играх.
Главным методом Программы является игра, в которой дети могут пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Как и рекомендует программа, работа включала 7 этапов. В игру приглашались только желающие дети.
1-этап. Общение без слов
«Жизнь в лесу»
Я села на пол и предложила детям сесть рядом. Все девочки и Виталик сразу откликнулись. Рома и Никита сделали скучные лица и демонстрационно отвернулись, Дима сел рисовать. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся друг о друга носами (показываю, как это делать), когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Рома с Никитой стали наблюдать, но в игру не вступают. «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Рома и Никита наблюдают, но видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, Никита присоединяется. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Звери взялись за руки, и пошли гулять» (дети взялись за руки, но при этом Никита хотел взять за руку Марину, но та взяла за руку Виталика). Никита встал в стороне и отвернулся. Я ему улыбнулась и предложила свою руку, мальчик взял её. «Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Никита улыбнулся и пошёл танцевать со мной. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо. На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, присоединился и Рома, а вот Дима так и продолжал рисовать. Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.
2-й этап. Внимание друг к другу
«Общий круг»
Собираю детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящего рядом Ромы, предложив ему поздороваться с ребятами. Из всех детей сложно было лишь Саше - ее взгляд блуждал по комнате, а Дима здоровался не со всеми. Остальные дети выполнили задание.
«Разговор сквозь стекло»
Предложила детям разбиться на пары. Никита встал с Ромой, а Дима не захотел встать с Сашей. Настя взяла инициативу в свои руки - отправила Виталика к девочке, а сама встала рядом с Димой. «Представьте, что один из вас находиться в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Все, что происходило дальше, можно смело снимать на видео. Дети так старались изобразить нужный предмет, что их находчивости позавидовал бы любой актер. Стены отчуждения как не бывало, это была одна команда. После игры дети еще долго делились впечатлениями.
Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр слабое внимание было у Саши, она сосредоточена на себе. Дима, Никита и Рома старались выполнить задание, и это им удалось
3-й этап. Согласованность движений
«Составные фигуры»
Я рассадила детей вокруг себя и говорю: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был - видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди - хобот. За ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен, предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. В игре приняли участие не все дети, Саша сказала, что не будет ушами, а будет принцессой. Предложила ей поиграть в театрализованном уголке, девочка охотно согласилась
Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Дети с заданием справились. Чувствовалась сплочённость действий, направленное внимание на другого ребёнка.
4-й этап. Общие переживания
«Злой дракон»
В начале игры предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Опять проблема с Сашей - она не захотела быть в домике с Димой («Хочу с Виталиком»). Мальчик выглядел растерянным. На помощь пришла Настя («А Дима добрый, а дерется, когда глаза грустные. И рисунки у него красивые, только грустные. Я буду с ним в домике»). Дима улыбнулся, что бывает очень редко, а вот Виталик загрустил, но промолчал и впустил Сашу в домик. Когда дети заняли места в домиках - коробках, говорю: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Я хожу между домиками, изображаю дракона, устрашающе вою, угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему. В четвертом домике опять проблема - Виталик наотрез отказался обнимать Сашу, предложила гладить ее по плечу - согласно кивнул головой и вздохнул.
Этот этап состоял из игры, направленной на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение.
5-й этап. Взаимопомощь в игре
На данном этапе дети играли в игру, требующую от них проявления сопереживания и сорадования, взаимопомощи. Перед игрой дети вместе играли в подвижную игру, конфликтов не возникало.
«Живые куклы»
Разбиваю детей на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать. При этом предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети приняли игровую
ситуацию и продолжали играть сами. Дима и Никита помогали друг другу, поддерживали сверстников. Когда Сашина кукла начала капризничать, девочка проявила по отношению к ней физическую и словесную агрессию. Дети отреагировали однозначно - кукла маленькая и ее нельзя обижать, она будет плакать, а Дима тихо сказал: «Ты не её мама, мамы не бьют своих детей». Девочка не поняла, почему дети осудили её и, проявив словесную агрессию по отношению к играющим, ушла. Все дружно продолжили игру, не обращая внимания на Сашу. Девочку это не расстроило, она ходила по группе, громко пела, иногда пыталась оскорбить играющих - дети не отвечали.
6-й этап. Добрые слова и пожелания
В группе тихо - все что-то мастерят их кубиков. Саша спокойная и строит вместе со всеми. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Предлагаю детям поиграть - все соглашаются.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Рассказываю сказку: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детям самостоятельно выбрать роль. Саша и Дима захотели быть «заколдованными». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, по очереди подходят к «заколдованным» сверстникам и пытаются расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Говорю: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». Дети активно вступили в игру, называя достоинства соседа (придумывали то, чего и быть не могло - «Виталик был на Луне, он летчик и еще космонавт»). Активны были все. Дима и Рома прямо «светились» от счастья, когда хвалили их. Победителя выбирали дети, я также высказала свое мнение - им стал Дима. У мальчика огромная фантазия, ребенок стал «оттаивать». Дети наградили победителя почетной лентой и вручили сладкий приз. По окончании награждения шумно обсуждали высказывания друг друга, много смеялись и предложили поиграть в эту игру со всей группой на прогулке. Ну как им можно отказать?
7-й этап. Помощь в совместной деятельности
На заключительном этапе, когда между детьми были установлены доброжелательные и неконфликтные отношения (были срывы лишь у Саши) проводились игры - занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Впервые вводится соревновательный момент, но дети соревнуются не за свой успех, а за успех другого.
«Закончи рисунки»
Дети садятся кругом. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Говорю: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам». Дети начинают дружно рисовать, затем, по моему хлопку, передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, легко воспринимали замысел другого. Виталик, Дима и Настя отметили, что конечный рисунок лучше, чем то, что они хотели нарисовать. Соревновательный момент ушел на второй план - это была команда.
«Мастер и подмастерья»
Делю детей на подгруппы по четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Я говорю: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». Дети начинают дружно и быстро работать, помогают и подсказывают друг другу. По окончании работы обсуждают свой коллаж и друзей. Ни одного отрицательного замечания, все довольны.
Работа по данной коррекционной программе дала заметный положительный результат: в группе стала заметно меньше конфликтов и ссор. Значительно снизилась агрессивность Никиты и Ромы, Дима вообще не проявляет агрессии. У Саши уменьшилось количество демонстративных реакций (но они не исчезли совсем). Дима, игравший раньше в одиночестве, стали постоянно участвовать в совместных играх. Вся коррекционная работа с подгруппой детей была направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, характеризующимся доброжелательным отношением друг к другу. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом не сразу включались в игры и совместную деятельность, были застенчивы, не активны, не сразу шли на контакт, наблюдались вспышки агрессии (Саша, Рома, Никита). Дети с благополучным статусом, в свою очередь, с большой неохотой общались с детьми, себе противоположными. Через несколько занятий дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу. К концу курса коррекционной работы обе подгруппы не испытывали дискомфорта в общении друг с другом.
Результаты контрольной диагностики показали оптимизацию межличностных отношений и положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.
Протокол №4. Методика «Метод вербальных выборов» (май). Диагностика проводилась с целью определения статуса каждого ребенка в группе сверстников. Итог диагностики: 6 детей имеют статус - популярные дети (Менчикова К., Клепикова Н., Гайдук М., Сорокин В., Коваленко Д., Ильин А.).
13 детей имеют статус - предпочитаемые;
1 ребенок имеет статус - игнорируемые дети (Галутва Саша)
У 3-х детей с неблагополучным статусом (Дима, Рома, Никита) повысилась самооценка. Они научились распознавать эмоциональные состояния других людей, контролировать свои эмоции, не проявляют агрессии по отношению к другим детям, стали более комфортно чувствовать себя среди сверстников. Статус отвергнутых (Рома, Дима) и игнорируемых (Никита) сменился на статус «предпочитаемые», дети стали более доброжелательно и уважительно относиться к ним, как к личностям.
Анализируя проведенную работу можно отметить, что цель коррекционной работы, направленной на формирование доброжелательных отношений дошкольников и оптимизацию межличностных отношений достигнута, но не в полном объеме. Итоги диагностики показали, что статус Саши Г. не изменился. Она продолжает проявлять физическую и словесную агрессию по отношению к детям и жить в своем мире. Самым отрицательным моментом является то, что ребенок считает: ругаться и обижать - это нормально. Когда девочка не агрессивна и включается в общую игру, дети ее не отталкивают, но сами в игру не зовут. Трудностей в процессе работы с детьми не возникало, они были при попытке общения с мамой Саши. Педагоги ДОУ на протяжении 4-х лет ведут с ней работу, но результат отрицательный, мама не видит ничего плохого в словесной и физической агрессии. Еще один отрицательный момент - недостаточный период коррекционной работы (5 месяцев). Воспитатели, работающие в группе и добросовестно реализующие все образовательные области основной Программы, не всегда в системе ведут коррекционную работу - просто не хватает времени. Работа по моральному и нравственному развитию дошкольников, коррекции психоэмоционального развития должна проводиться с момента поступления ребенка в детский сад и вестись систематически на весь период пребывания детей в ДОУ. С детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, должен работать специалист. Только при наличии системы в коррекционной работе с детьми и взаимодействии при проведении этой работы психолога, воспитателя и родителей мы будем иметь положительные результаты и здоровое в морально-нравственном аспекте поколение.
|