|
Тождественность, избирательность действия
Урок русского языка в 9 классе с узбекским языком обучения
Тема «Тождественность, избирательность действия».
Мусурманова Ю.Ю.
Школа №5
Город Янгиер
Интегрированный урок по русскому языку в 9 классе с узбекским языком обучения.
Лексическая тема «Музыка».
Цели урока
Образовательная: дать понятие о способах выражения тождественности в русском языке, повторить способы выражения квалификации лица или предмета, принадлежности.
Развивающая: обучать связному изложению мыслей на русском языке.
Воспитательная: прививать чувство прекрасного и возвышенного, интерес к классической и народной музыке.
Оборудование. Портреты композиторов, записи произведений в Энциклопедии Кирилла и Мефодия, иллюстрации «Музыкальные инструменты», кроссворд.
Ход урока.
1. Организационный момент: приветствие, сообщение о теме и цели урока.
2. Поэтическая пятиминутка: стихи о музыке читают с листа подготовленные ученики.
Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути». «Музыка».
Фет «Шопену»
Козлов «Вечерний звон».
Вы поняли, что поэты считают музыку и поэзию одинаково важными видами искусства. Одинаковый, равный, тождественный – это синонимы.
3. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Рассмотрите таблицу к уроку. Какие союзы помогают выразить тождественность? Как перевести эти фразы на узбекский язык?
Работа по группам. Прочитайте текст упражнений 241 и 243(сильная группа) и найдите в них средства выражения тождественности из таблицы к уроку. Выпишите их в тетради.
Работа с иллюстрациями «Музыкальные инструменты».
Словарная работа. Заполните таблицу к упражнению 245 по иллюстрациям. Названия и группы музыкальных инструментов озвучиваются по ходу представления рисунков. Составьте предложения, используя союзы из таблицы.
- И гитара, и скрипка, и контрабас – это струнные инструменты.
Викторина «Угадай, какой инструмент звучит». Ребята слушают фрагменты звучания музыкальных инструментов из фонотеки Энциклопедии Кирилла и Мефодия (арфа, фортепиано, колокольчики, скрипка, орган, гитара, контрабас, челеста). Составьте предложения с союзами избирательности, если не уверены в ответе.
- Это или скрипка, или контрабас.
Заполните клетки кроссворда. Какое слово получилось по вертикали?
Тематические доклады учеников о великих композиторах (5 – 6 предложений). Ответы на вопросы учеников.
Что нового вы узнали из выступлений ребят? Используйте союзы «как …так и».
- Как Моцарт, так и Бетховен работали в Вене.
4. Конкурс на лучшего знатока музыки «Угадай мелодию». Вы должны не только угадать мелодию, но и правильно составить предложение. За каждый правильный ответ 3 балла, при речевой ошибке 1 балл зарабатывает исправивший ее.
А. Чья это музыка. В ответе использовать прилагательные.
Народная музыка: индийская (рага), испанское (фанданго), американское кантри, Китай (Танец белой змейки), русская барыня, украинский гопак, цыганская, еврейская «Хава нагила», татарская «Яблоки», молдавский жок.
Б. Как называется эта мелодия? В ответе используйте формы выражения квалификации предмета (называется, является). Марш (Глинка. Марш Черномора). Вальс (Штраус На прекрасном голубом Дунае). Полька (Рахманинов). Вальс Хачатуряна к драме «Маскарад».
- Эта мелодия называется полька. Этот фрагмент является отрывком из оперы.
В. Угадай автора музыки и название фрагмента (написаны на доске). В ответе использовать родительный падеж. ( Мы слушали музыку Моцарта, Чайковского. Я угадал музыку Баха.)
Чайковский. Танец маленьких лебедей.
Бах. Токката.
Вагнер. Полет Валькирии.
Моцарт. Симфония № 40.
Паганини. Каприз № 24.
Бетховен. Симфония №5.
Хачатурян. Танец с саблями.
Трудные вопросы повторяются.
5. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Домашнее задание Работа с разделом учебника «Знаете ли вы».
|
|
|