Главная страница

Тема урока: Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия


Скачать 56.13 Kb.
Название Тема урока: Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия
Дата 05.04.2016
Размер 56.13 Kb.
Тип Урок

Конспект урока в 9 классе

Тема урока: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Цели:

  1. показать, анализируя эти стихи, этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя;

  2. уделять внимание углублённого восприятия и истолкования прочитанного;

  3. помогать интегрировать знания художественной литературы со знаниями по истории Отечества;

  4. формирование любви к русской литературе, русской природе, к Отечеству.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Закрепление пройденного.

- Мы анализировали стих «Поэт» и «Пророк».

- Какие выводы сделали?

«Поэт» 1838

Некогда великое предназначенье поэзии утратило свою былую мощь. Поэтическое творчество, по мнению М.Ю. Лермонтова – игрушка. Поэт меняет власть над толпой на злато.

- А в «Пророке»? (1841)

(Поэты – пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен, они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы)

- Да, бездуховность света породила бесславное поколение, у которого нет будущего.

3. Введение нового материала. Тема Родины традиционна в русской поэзии.

- В лирике М.Ю. Лермонтова есть стихи, отражающие такую красоту мира, перед которой отступают все волнения и тревоги. Герою кажется, что это действительно приближает его к Богу, дает возвыситься до понимания окружающего мира, целесообразности существования всего живого.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганной душистой,

Румяным вечером и утра в златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про милый край, откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

- В творчестве М.Ю. Лермонтова эта тема звучит по - особенному.

- М.Ю. Лермонтов положил новую традицию звучания темы Родина.

- В чем же необычность, попытаемся определить.

- У нас 3 стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия»!

- Будет 3 этапа, отождествляющихся с образом России.

- 1 этап: стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», 1837 г.

- Прочитаем стихотворение.

- Выпишите из стихотворения ключевые слова-образы, связанные с темой Родины.

- Что получилось?

- Прочитайте, добавьте:

(картины природы: волнуется нива, свежий лес шумит, слива прячется, ключ играет, ландыш серебристый кивает головой, лепечет сагу… )

- Какой художественный прием?

- С чем же прежде всего отождествляется образ Родины?

- Какое чувство рождается от такой картины природы?

- Зачитайте.

- Похоже на пушкинские стихи.

- Родина как святыня, как вера. Красота родной природы, земли убеждает в высшей гармонии мудрости. Религиозная вера не требующая доказательств.

Вывод: Истинная любовь, счастье, которые лирический герой «готов постигнуть на земле» возможны только в окружении русской природы.

- Запишем вывод. Отечество – святыня.

- Следующий этап по хронологии.

- 2 этап - стихотворение «Родина» 1841г.

- Прочитаем стихотворение.

- Что с первой строки удивляет читателя?

- Как поэт заявляет о своей Родине? («Люблю отчизну я, но странною любовью»!)

- Есть противительный союз «но».

- Поэт утверждает свою любовь к Родине, но оговаривается, есть доля сомнения.

- Что же его смущает? («Слава, купленная кровью»)

- На что это указывает? (Кавказская компания. Война с турками, отсюда противоречивые взгляды.)

- Т.о. появляется трагическое противоречие. С одной стороны лирический герой по – прежнему глубоко привязан к родной природе, к национальным традициям, но государственную систему не принимает внутренне.

Вывод: Возникает противоречие, образ Родины утрачивает целостность: с одной стороны- родная земля, с другой- чуждая сердцу поэту государственность.

- Как разрешается эта противоречивость? Что победит?

- Рассмотрим 3-ий этап: стихотворение «Прощай, немытая Россия!» 1841г.

- Оно написано незадолго до гибели Лермонтова. Прочитаем его.

- Прощается – едет на Кавказ. Последние слова: «Быть может…»

- Выпишите ключевые образы, связанные с темой России (рабы- господа, мундиры голубые, преданный народ- верный России, но оставленный ею)

- Какая идея победила? Сердечная привязанность или государственность? (государственность)

- Лермонтову было трудно отказаться от Родины. Но новая эпоха, государственная система не требовала от гражданина высокого служения, а только низкопоклонничество, карьера, бюрократизм – эпоха Николая первого.

- Вывод: Нет нравственного прогресса, нет движения вперед, время как будто остановилось – это мы и понимаем под безвременьем.

4. Закрепление нового материала.

- Точная эмоциональная характеристика этой эпохи представлена в стихотворении «Дума».

- Прочитаем.

- Выпишите ключевые слова – образы, связанные с темой времени и поколением. (печально гляжу на поколение, печально иль темно, состарится оно, богаты ошибками отцов, путь без цели, вянем без борьбы, как тощий плод, до времени созревший, ненавидим и любим мы случайно)

- Сначала идет пророчество, предсказание своему поколению (ключевой глагол стоит в будущем времени - состарится)

- Затем идет авторский приговор: у поколения нет будущего (ключевые глаголы – томит, вянем- в наст. вр.)

- Потом смотрим следующий тезис. много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголы даны в прошедшем времени)

- Это подчеркивает, что у потерянного поколения все в прошлом.

- А дальше – звучит результат бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, хотя и «огонь горит в крови».

- Итог такой жизни – придти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов.

5. Итог урока.

- Последний тезис.

Поколение 1830 годов не способно оставить после себя «нерукотворных памятников», т.к. никаких добрых чувств оно не пробудило.

- Поэтому, прах его будет оскорблен «презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов.

- Найдите ключевые глаголы. (пройдем, скорбит- в буд. вр.) Их два, текст как будто бы остановился в своем развитии, замер.

- Поколение названо толпой, почему?

- Вывод: Поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения.

- Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

Д.з. Написать 5-6 предложений, используя выписанные слова, ответив на вопрос: Как Лермонтов видит свою эпоху и свое поколение.