Главная страница

Тема: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» Дом детского творчества с. Кочубеевское, Ставропольский край. Объединение «Мастерица». Педагог: Выродова Н. В


Скачать 73.76 Kb.
Название Тема: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» Дом детского творчества с. Кочубеевское, Ставропольский край. Объединение «Мастерица». Педагог: Выродова Н. В
Дата 02.03.2016
Размер 73.76 Kb.
Тип Документы

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения»

Дом детского творчества.с. Кочубеевское, Ставропольский край.

Объединение «Мастерица». Педагог: Выродова Н.В.

Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникаций, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Кроме этого, каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер или плоскостей бытия человека. Понимая актуальность вопросов воспитания, я работаю над созданием условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Разрабатывая концепцию воспитательной системы, я определила, что система воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы объединения охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами ДДТ, влияние семьи, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющее воспитательное пространство.

В концепции модернизации российского образования на последний период, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов детского сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Выбранная мной воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между ребенком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в объединении, координатором усилий педагога, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

Исходя из этого, ставлю перед собой следующие цели:

  1. Создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к деятельности в доп.образовании, использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья.

  2. Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения и творческие способности в окружающей среде.

В связи с поставленными целями необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; формировать культуру интеллектуального и творческого развития.

  • Формировать у уч-ся культуру общения в системе «педагог - учащийся», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок», формировать у уч-ся осознание ценности человеческой жизни.

  • Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, создавать условия для благоприятного взаимодействия, организовать совместное проведение досуга детей и родителей.

Одним из моих принципов работы с детьми является принцип формирования стойкой мотивации ребенка к развитию. Я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в проф. Учебных заведениях о том, как эти знания пригодились мне в жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как пригодятся ему эти знания. И как результат – активное участие детей в праздниках, конкурсах, выставках . Результаты достижений ребята хранятся в портфолио.

Воспитательная работа представляет собой синтез принципов индивидуальной и коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и детского коллектива. В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: КВН-ы,ролевые игры, презентации, интерактивные беседы и др.

Как педагог я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в коллективе, чтобы жизнь ребят была наполнена интересными делами, чтобы каждая минутка пребывания в объединении приносила радость от совместного творчества. Вот уже три года, как мои воспитанники самостоятельно или с моей помощью готовят творческие проекты- презентации, дети ср. шк. возраста используют ИКТ. Многие из уч-ся активно принимаются за работу. У многих детей возникают вопросы по предложенной теме, они уже сами начинают искать литературу,эскизы, приносят, детские книжки, журналы, используют образовательные ресурсы Интернета. А потом пытаются в интересной форме рассказать об этом другим так, чтобы никто не остался равнодушным. Регулярно веду мониторинг участия ребят во внеучебной работе, из которого видна степень вовлечения каждого в жизнь объединения. Результаты мониторинга еще больше убеждают меня в правильном выборе методов работы.

Хочется отметить, что тему здоровья, здорового образа жизни не затрагивать нельзя. Ведь здоровье – это физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Мы с ребятами стараемся ходить в походы, экскурсии, поездки неоднократно, «проводим дни здоровья- тематические праздники», каждый раз открывая для себя новые горизонты. Вместе с ними готовим стенгазеты, используем публикации о здоровом образе жизни, приглашаем на них родителей, встречаемся с работниками социально-психологической службы. Некоторые дети, особенно мальчики посещают спортивную секцию, принимают участие в спортивных соревнованиях в селе.

Военно-патриотическое воспитание учащихся в нашем объединении имеет также свое отражение. Любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание имеет четко свою линию: моя семья – школа - родной село – родная страна. Все мы – граждане России, и, объективно оценивая ситуацию, я стараюсь формировать у учащихся представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина – с успехом страны. К основным формам работы, которые я использую в этом направлении, встречи с ветеранами, благотворительные акции, литературно – музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, различные беседы. Всё это повышает интерес учащихся к истории малой родины, человеческим судьбам, дает понимание значимой роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.

В смене будней у педагога дополнительного образования особая миссия, не пройти мимо воспитанника, заметить даже маленькую искорку творчества, таланта и не дать ей потухнуть. В течение нескольких лет веду диагностику творческих способностей учащихся, которая позволяет определить склонности, интересы каждого ребенка. Моя задача как педагога заметить эти искорки в душе ребенка, увидеть и будущего художника, мастера и артиста, и помочь проявить им свой талант. По результатам диагностики даю рекомендации детям и родителям.

Дети приходят к нам добровольно и это важно, т.к. родители доверили мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, чем занимается в свободное от школы время его ребенок , с кем общается вне школы, какие отношения со сверстниками. Поэтому встречи с родителями, родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Каждая встреча обязательно включает беседу, психолого-педагогические рекомендации по наболевшим вопросам в воспитании подрастающего поколения, представление творческих работ учащихся. Родительские собрания стараюсь провести так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. Некоторые из родителей активные участники мероприятий, организаторы досуга детей, помощники . Вместе мы не только воспитываем наших детей, но и стараемся создать уют в нашем кабинете.

Воспитательная система в объединении охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей. И тут я использую различные технологии, которые помогают формированию жизненного опыта у воспитанников. Каждая педагогическая технология объективно имеет свои методические возможности для формирования умений и навыков, социализации ребенка, качеств самостоятельной и творческой личности, создания комфортного микроклимата.

Я думаю, что у каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные капельки. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они засияли весёлым добрым светом, чтобы мир ребят стал ярким и радостным.

Только поддерживая друг друга, педагогические приёмы дают радужный эффект, а технология – свой результат.

Если детский коллектив един, то каждая встреча с ним сияет всеми цветами радуги.

Р -радостью общения и взаимопонимания

А- активным участием каждого ребёнка и родителя в жизни объединения

Д- добротой, исходящей из детских сердец по отношению ко всем окружающим

У-успехом, достигнутым в совместном творчестве и обучении

Г - гордостью за свой коллектив, малую Родину, село, страну

А- а также милосердием, толерантностью, любовью, сотрудничеством.

Только сотрудничая, можно создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает свои способности.

И главное, что я уже могу сказать, что иногда вижу сияние учащихся моего объединения всеми цветами радуги.

Используемая литература:

1.ж. Дополнительное образование №9- 2008г. Стр.22

2. Учебное пособие «Русское слово»- М- 2009г.

3.Шехтер С.И. Н. М. Воскресенский «Гражданское образование. Содержание и методы обучения» М. Просвещение-1997г

4. Тубельский А. Н. «Школа самоопределения» -М. 1999г

5. интернет.ресурсы с. www Informika.ru