|
Сушим растения и листья для занятий аппликацией
Сушим растения и листья для занятий аппликацией.
Увлекательно и полезно общение детей с природой. Работа с природным материалом доступна детям дошкольного возраста, она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Природа даёт нам неповторимое многообразие красок, форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения к ней. Собирать природный материал можно круглый год, у каждого времени года есть свои прелести. Неоспоримо, что особенно богатую палитру красок даёт осень. Недаром поэты всех времён обращаются к этой теме.
А.С.Пушкин выразительно писал об этой поре:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
А багрец и золото, одетые леса…
В силу закона природы, вся эта прелесть упадёт ковром и постепенно исчезнут чарующие краски. Осенью упавшими листьями будет покрыта вся земля. Надо использовать для сбора природного материала любую встречу с природой: прогулки по скверу, выезды на природу, походы в ближайший лес. Сбор и заготовку не следует превращать в варварское истребление, нужно помнить о бережном отношении и брать только то, что нужно.
Как же сохранить всю эту красоту и богатство красок. Надо знать, в какое время собирать и как засушить. Для сбора растений есть свои сроки. Ромашку, васильки засушивают в первые три дня их цветения, мать-и-мачеху в октябре, канны – после заморозков, когда их листья становятся густо коричневые. Тюльпаны, георгины, пионы, мак, шиповник следует расчленять на отдельные лепестки. Календулу, виолу, космею – можно засушивать целыми.
Сроки сбора растений рекомендует З. А. Мамонтова в книге "Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы (М., 1965).
Помните: главное условие сохранения цвета - быстрое засушивание, а лавное условие сохранения формы - правильная укладка засушиваемого материала. Если материал для засушивания, по каким - то причинам начинает ломаться, то его следует зафиксировать – побрызгав не дорогим лаком для волос.
Для сбора дикорастущего материала: мха, веток, корней, гриба-чаги, бересты надо походить по лесу. Сухой материал для аранжировок может быть и в виде естественно высохших букетов, как из растений, так и цветов, объемно высушенных. Для этого букет нужно подвесить вниз бутонами, что бы стебли и листья высохли в прямом виде, не согнулись под тяжестью бутонов, своего веса. В стоячем положении сушат рогоз, колосья пшеницы, семенные головки лука.
Самый простой способ засушивания, доступный и для детей, положить материал для засушивания в книгу. От этого книга изменит свой объём, поэтому не стоит класть слишком много, не класть через каждую страничку, иначе влага не впитается и материал для засушивания начнёт гнить. Обязательно нужно положить на книгу груз и просматривать состояние качества просушки.
Целыми засушивать растения нужно с подкладыванием ваты, внутрь или для поддержания объёма вокруг. Этот вид засушивания требует наличие гнёта на всю поверхность, т.е. нужно сверху положить твёрдый не гнущийся картон и только потом желательно на всю поверхность картона - груз. Так растения лучше засушивать в стопке газет.
Из своего опыта знаю, что листья клёна, боярышника сохранят цвет, если их прогладить утюгом. Предварительно положив листья на стопку газет, и одной газетой накрыть для впитывания влаги. Проглаживаем горячим утюгом, переворачиваем на другую сторону, передвигаем на сухое место и снова проглаживаем. В течение 3 минут листья высыхают. Кстати, цветы обрабатывать, таким образом, не рекомендуется.
Растения, высушенные для составления композиций, при правильном хранении долгое время не теряют своих качеств.
Из засушенных растений, листьев с детьми дошкольного возраста выполняются аппликации предметные, декоративные, сюжетные. Их можно составлять как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растения. Начинать работу по составлению аппликативных композиций легче всего из целых форм. Обогащение опыта со временем позволит детям самостоятельно составлять миниатюры, композиции.
|
|
|