|
Статья из интернета
Проблемная статья из интернета
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной продукции.
В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Макаренко, Кабалевский, Сухомлинский, Ушинский) – особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы. Как показывают психологические и социологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении многие направления массовой культуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и на уровне различных молодежных групп. (Б.С. Волков, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн и др.).
Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.
Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении.
Вопросом о влиянии современной музыки на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного вида исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности влияния музыки на подростков.
Из исследования Исхаковой Надии Рофхидовны (кандидат социологических наук, доцент Набережно-челнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета) видно, что одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. "Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социально-культурный облик, настроения молодых людей. Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы. Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. При педагогически грамотном выборе методов обучения и высоком уровне профессионализма преподавателя школа может стать центром общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Мы далеки от мысли, что школа на данном этапе ее развития может дать учащимся всестороннее эстетическое и в том числе музыкальное воспитание, но установка на определенные эстетические ценности в значительной мере формируется именно в школе".
Одним из центральных понятий исследования было "приобщенность к различным музыкальным жанрам". С помощью этого понятия были выделены типологии приобщенности респондентов к различным музыкальным жанрам, что позволило провести достаточно подробный анализ взаимоотношений молодежи и музыки.
Не смотря на кажущуюся утрату культурных традиций в нашем обществе, были получены результаты, фиксирующие определённое их сохранение. Прежде всего следует отметить связь приобщённости к музыке академических жанров с уровнем образования молодежи (наибольший интерес к этим жанрам фиксируется у инженеров и студентов). Существенна так же связь с социальным статусом и уровнем образования родителей, т.е. можно сказать, что приобщенность к аналитической музыкальной традиции характерна, по-прежнему, преимущественно для интеллигенции. Влияют на приобщённость к музыке и традиции городской или сельской культуры. Так, среди коренных горожан больше для приобщённых к музыке академических жанров, чем среди выходцев из села, и наоборот, среди молодёжи, родившихся и выросших в сельской местности фиксируется больший интерес к народной музыке. Анализ зависимости приобщённости молодёжи к народной музыке от образования родителей даёт картину, противоположную той, которая была зафиксирована в случае с музыкой академических жанров. С ростом образования родителей увеличивается доля молодёжи с отрицательным отношением к народной музыке, и уменьшается доля респондентов с положительной установкой по отношению к этой музыке.
Было выявлено, что каждый пятый молодой человек реально приобщён к искусству. В то же время, среди молодёжи с разной потребностью в искусстве доля социально активной молодёжи одинакова, по сравнению с другими группами, поскольку на взгляд исследователей, приобщённость к культуре является одним из главнейших условий действительной самостоятельности мышления и способности к принятию взвешенных, хорошо продуманных решений. Задача приобщения молодёжи к культуре, да и не только молодёжи, приобретает помимо очевидного общественного значения ещё и отчётливо выраженный политический смысл. |
|
|