|
Тема: « Компьютер враг или помощник?
Цель: проанализировать причины и последствия влияния компьютера на организм детей, воспитывать у детей и родителей здоровый образ жизни, профилактика компьютерной зависимости среди подростков.
Задачи:
информировать родителей о влиянии компьютерных технологий на различные сферы жизнедеятельности.
способствовать формированию понимания учащимися и родителями опасности «заболевания» компьютером;
предложить методы борьбы с компьютерной зависимостью
Оборудование: компьютерная презентация темы, наглядный раздаточный материал.
Продолжительность занятия 1час.
Форма проведения: круглый стол, с элементами психотренинга
Вопросы для обсуждения: роль компьютера в жизни школьника; отрицательная сторона освоения информационного пространства; методы борьбы с компьютерной зависимостью.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся 5-11 классов;
Беседа педагога
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
В последнее время участились случаи обращения родителей к психологам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.
В связи с актуальностью данной проблемы разработано родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости среди подростков в общеобразовательной школе.
На доску вывешивается изображение человека и картинки бытовых предметов: компьютер, мобильный телефон, спутниковая антенна, микроволновая печь, телевизор, видеокамера, книга, лыжи, мяч, коньки, марки, шахматы.
- Родители, скажите, без чего человек не может существовать в современном мире, от чего он зависим.
- Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье. И сегодня я предлагаю вам поговорить о зависимости человека от компьютера.
Тема нашего собрания: «Компьютер враг или помощник?» Слайд1
Тренинг «Ассоциации»:
- Какие ассоциации у вас и у ваших детей возникают, когда вы слышите слово компьютер. Слайд2
- Да, действительно, компьютер прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и др. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной семье. Всеобщая компьютеризация сильно влияет на человека. А каково это влияние, положительное или отрицательное. Я предлагаю вам разделиться на группы. Первая группа будет говорить о положительном влиянии компьютера, а вторая об отрицательном. (Родители работают в группах, заполняя таблицу, затем представляют свои доводы)
- Итак, скажите какую пользу, приносит компьютер? выступление первой группы. Слайд3
Компьютер может быть не только другом, но и превратиться в злейшего врага, который мстит потерей здоровья и интеллекта. Слово второй группе. Слайд 4
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
В классе было проведено анкетирование, чтобы исследовать, как ребята работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.
Анкета Слайд 5.
Умеют ли школьники работать на компьютере?
Сколько часов в день они проводят за компьютером?
Чему они отдадут предпочтение: компьютеру или спорту?
Играют ли они в компьютерные игры?
Сколько времени проводят за компьютерной игрой?
Легко ли они отрываются от игры?
Чему отдадут предпочтение: общению с другом или с компьютером?
Делают ли они гимнастику для глаз?
Как думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
Посещают ли они игровые залы?
Анализ результатов Слайд 6
По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 87% учащихся умеют работать на компьютере,
Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 часов – 49%, от 4-10 часов – 47%, работают не каждый день – 4% учеников.
В компьютерные игры играют 100% учащихся, постоянно играют – 50%, от 4 до 10 часов – 42% учеников. Общению с другом отдают предпочтения 48%, с компьютером 31% , 14% - общение через интернет с другом, 7% воздержались. Гимнастику для глаз делают 27% учащихся.
33% -посещают игровые залы постоянно, 15% - были несколько раз ( от одного до трех), остальные не посещают. Учащиеся указали временной интервал работы на компьютере от 3до 5 часов.
Среди опрошенных 42% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. Основные признаки компьютерной зависимости. Слайд.7 Как бороться с ней ? Слайд 8.
III Заключительная часть
В ходе сегодняшней встречи мы выяснили, что большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических. Мы говорили, кем является компьютер для людей? Но остается последний вопрос Кто, же компьютер для ваших детей? слайд
Упражнение « Выбор». Для игры необходимо взять две прозрачные емкости и маленькие шарики.
Родители называют аргумент в пользу или против компьютера. При этом свой шарик он опускает в емкость «за» или «против». И так по порядку все родители. Затем голоса подсчитываются. Делается вывод.
Я надеюсь, что родители знают золотую середину в общении с компьютером и смогут объяснить это своим детям. Не забывайте говорить школьникам о мерах предосторожности в работе за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Слайд
Но на эту тему лучше найти книгу, написанную медиками. Подробно о методах и приемах профилактики компьютерной зависимости можно ознакомиться на Интернет – сайтах: слайд
Список литературы
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т4. – М.: Генезис, 2003.
Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9
Польшакова Е. Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5
Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21
Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4
Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.
Прихожан А.М. Компьютер и дети: будьте осторожны!// http://www.psyparents.ru/index.php?view=articles&item=302&cat=7&sc=54&full=yes
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
http://www.net196.soes.ru/
http://www.BestReferat.ru/
http://www.baby.com.ua/
http://www.Le-Mon.ru
http://www.add.net.ru/
http://www.med.resourse.ru
http://www.DJV.ru
http://www.родитель.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАМЯТКИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Подготовка к родительскому собранию
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Задача педагогов и родителей определить причины и возможные пути выхода из разных конфликтных ситуаций.
Классное родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями учащихся.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум) и форму его проведения. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник, продуктивная педагогическая игра и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Не менее важным для педагога является выбор методов работы. Существует ряд известных приемов.
Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать "научное" определение. Например, слово "гора". Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.
Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:
– Я всегда настроен благожелательно.
– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.
Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.
Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.
Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.
Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельно" может быть представлена такими вопросами:
Как научить ребенка быть внимательным?
В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
Как проконтролировать учебу ребенка? и др.
Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.
Использование игровых ситуаций
Некоторые педагоги предлагают при проведении родительского собрания использовать игры и игровые ситуации, которые помогут избежать монотонности собрания, являются прекрасной социоигровой разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Предлагаем варианты таких игр-заданий.
Автопортрет. Учитель предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.
Кто он? Учитель предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведется в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех угадает представленных участников.
Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.
Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть "объявление в газете" (несколько строчек) или "реклама на радио, телевидении". В "рекламе" или "объявлении" необходимо указать главную цель сообщения.
Фантастическая автобиография. Участникам предлагается придумать себе необычайную автобиографию (можно "жить" в другой стране, другом измерении, на другой планете и т. д.)
Стул для вопросов. Один из участников родительского собрания садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику необходимо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Кресло автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства связаны с этим впечатлением? Что сегодня напоминает им об этом? Какое было у них самое любимое занятие? Кто их этим заинтересовал? Сохранились ли у них любимые игрушки? Что они напоминают и где хранятся? и т. д.
Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и веселым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?
Описанные условия повышения эффективности родительского собрания и варианты их реализации помогут не только новичку, но и опытному классному руководителю, который подготовил и провел уже не одно собрание. Рассмотренные методы и приемы работы, несмотря на наличие алгоритма подготовки собрания, позволят педагогу не повторяться, творчески и по-новому подходить к организации каждого такого мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
|
|