|
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода.»
Урок развития речи. 3класс
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна . Большая вода.»
Цели урока:
Формировать умение описывать содержание картины.
Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
Учить отбирать материал по теме.
Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.
Ход урока:
1 Вступительное слово о художнике.
- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин. Многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.
-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./
- Картина, которую мы сегодня будем рассматривать, находится в Москве в Третьяковской галерее.
- Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?
- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.
- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.
- Что такое пейзаж? /Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/
- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/
2.Знакомство с картиной.
/Слайд №5, у детей на партах репродукции/
- Итак, перед вами на партах и на доске репродукция с картины Левитана «Весна.Большая вода». Прежде, чем мы начнем рассматривать, скажите, что такое репродукция?
/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/
- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.
/Дети смотрят, учитель читает:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. Н.И.Рыленков
-Что-то хочется сказать о впечатлениях, которые произвела картина после первого знакомства?
- Картина называется «Весна. Большая вода». Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? /половодье/
-Что такое половодье , когда оно бывает?
- Где мы уже встречались с этим явлением природы?
/ Изложение «В половодье» отрывок из рассказа Скребицкого;
Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»/
3. Анализ картины.
- Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Б.в.»
/приготовьте листы подготовке/
- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.
- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/
- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/
- Почему голубая? /Отражается небо/
А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/
- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?
- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/
- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/
- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.
Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/
- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/
- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/
- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?
- Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/
-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/
-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/
-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени/
- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/
-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./
- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине.
/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.
Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.
Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./
Составление плана.
- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.
-Сколько частей в тексте? Какие?
/на доске:1ч. Вступление
2ч. Основная часть
3ч. Заключение./
- О чем напишем в о вступлении? /На партах справка о художнике – прим.1/
/Дополнить запись на доске: 1ч. Вступление. Художник и его картина./
- О чем пойдет речь в основной части части?
/2ч. Основная часть. Описание картины: вода, деревья, небо, берег, деревня, лодка, краски./
-Чем закончим?
/3ч. Заключение. Мое отношение к картине./
Орфографическая работа.
1.Справочный материал
2.Словари
3.Доска
4.Листы подготовки
5.Учитель
Запись текста.
Чтение работ
Итог урока
Примечание №1:
Исаак Ильич Левитан
1860-1900гг.
Известный русский художник. Написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами. Современники называли Левитана « поэтом русской природы».
Картина «Весна. Большая вода» находится в Москве в Третьяковкой галерее.
|
|
|