|
«Синтез искусств в оперном жанре»
Урок в 5 классе
Тема: «Синтез искусств в оперном жанре».
Цели урока:
осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.
Ход урока.
Муз. приветствие.
Предлагаю ребятам послушать песню «Волшебный мир искусства» в исполнении трио ребят.
У. О чём эта песня?
Кто эти люди, о которых идёт речь в песне?
Д. О трёх деятелях искусства (поэте, композиторе, художнике)
У. Представителями каких видов искусств они являются?
Д. Музыки, литературы и ИЗО
А как вы понимаете значение слова «искусство»
Д. Это творчество людей по законам красоты.
У. Два мира есть у человека
Один, который мы творим,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
А. Заболоцкий
У.Мы продолжаем разговор о взаимосвязи искусств.
Достаточно подробно мы говорили о связи музыки и литературы.
Назовите, какие виды литературных произведений не возникли бы без музыки?
Д. Муз. сказки, рассказы, басни…
У. А какие сказки, рассказы, басни.. мы называем музыкальными?
Д. Те, где музыка или музыкант являются гл. действующими лицами.
У. А теперь скажите какие жанры музыки не возникли бы без литературы?
Д. Песни, романсы, поэмы, оперы, балеты…
У. Давайте остановимся на оперном жанре. Представим как создаётся опера. Вначале нужен сюжет. Где его может увидеть композитор?
Д . Это может быть литературное произведение, или за основу берётся какой-либо исторический сюжет.
У. Как называется эта литературная основа оперы?
Д. Либретто.
У. Либретто готово и композитор, вдохновлённый сюжетом пишет музыку… Кто же ещё нужен теперь для сотворения оперного спектакля?
Д. Певцы-артисты, музыканты симфонического оркестра, режиссёр-постановщик, художник-декоратор, художник по костюмам…
У. Если вы называете художников, значит здесь присутствует ещё один вид искусства? Какой?
Д. Живопись.
У. Я попросила вас представить себя художниками и нарисовать декорации и эскизы костюмов героев оперы «Руслан и Людмила»
Рассматриваем работы ребят.
У. Совсем недавно на уроках литературы вы говорили о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и учили пролог к поэме наизусть.
А сейчас мы с вами эти слова споём, и получится своего рода музыкальный пролог к опере.
У. А как называется инструментальное вступление к опере, которое называют конспектом, т. е. кратким содержанием оперы?
Д. Увертюра.
Разучиваем попевку «У Лукоморья»
Сначала играю мелодию в двухголосном изложении. Дети должны услышать два голоса.
У. Так какого же русского композитора вдохновил сюжет поэмы А.Пушкина на создание оперы?
Д. М.И.Глинку.
На доске появляются портреты двух святил музыки и литературы. А.С.Пушкин - солнце русской поэзии
М.И.Глинка – солнце русской музыки.
Опера «Руслан и Людмила»- первая русская сказочная опера, о которой муз. просветитель Одоевский сказал: «На русской музыкальной почве расцвёл роскошный цветок. Он – наша радость, наша слава».
У. Вы уже сказали, что в оперном спектакле артисты поют. Значит они должны обладать определёнными голосами. Какие вы знаете певческие голоса?
Д. Сопрано, бас, тенор…
У. А что они поют? Песни?
Д. Нет. Арии, дуэты, трио, хоровые сцены, ансамблевые…
На прошлом уроке мы начали разговор об опере Н.А.Римского-Корсакова «Сегурочка», или «Весенняя сказка». (Рассказываю краткое содержание оперы).
Подвожу детей к сцене появления Мезгиря. Смотрим видео-эпизод, в котором показана измена Мезгиря Купаве. Затем беседуем с детьми о чувсвах, которые они испытали к героям просмотренной сцены.
-…
Так это же сказочная опера?!
- ….
Да, ребята. Хочется сказать «сказка ложь, да в ней намёк..»
С гибелью Снегурочки, закончилась власть Мороза, все события пошли своим чередом. За Весной-Красной пришло лето. Законы природы и жизни восторжествовали. Опера заканчивается гимном природе и любви.
Смотрим эпизод из мультфильма-оперы «Снегурочка». Ребята определяют звучащий номер из оперы.
Звучит ария Снегурочки.
В опере композитор показывает несколько сцен из народной жизни и празднование календарных праздников. Каких?
«Масленицы» и «Дня Ивана Купалы».
-Жить по законам добра и справедливости, любить и беречь природу…
Исполняем песню «Дорога добра».
Содружество каких видов искусств мы наблюдали сегодня на уроке?
- Музыки, литературы, ИЗО.
.
У. Я хочу возвратиться к началу урока, где мы говорили о назначении искусства.
Так могут ли различные вида искусства существовать независимо друг от друга, обособленно?
Д. Нет. Они дополняют друг друга. От их взаимосвязи (синтеза)появляются другие виды искусства.
У. Музыка, литература, ИЗО, как три кита , отражают лучшие стороны человеческой жизни по законам красоты и правды искусства.
И я хотела бы закончить наш урок строками стихотворения, чтобы вы уяснили для себя значение и предназначение «волшебного мира искусства»
Искусство – зеркало,
И отразится в нём всё то ,
Что нынешним зовётся днём
С его заботами, исканьями, трудами,
И, зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора,
Певучий взлёт смычка…
Так сохранят наш день
Для сотен поколений
Картина. музыка и точная строка!
|
|
|