Главная страница

«Сергей Александрович Есенин национальный поэт»


Название«Сергей Александрович Есенин национальный поэт»
Дата05.04.2016
Размер64.9 Kb.
ТипМетодическая разработка






Методическая разработка

урока

по дисциплине: «Литература»


Тема:

«Сергей Александрович Есенин –

национальный поэт».

Моя лирика жива одной

большой любовью к Родине.

С. Есенин




1895-1925
1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности к уроку.

2. Целевая ориентация.

Тема нашего урока: «Сергей Александрович Есенин – национальный поэт». Эпиграфом к уроку послужат слова Сергея Есенина. (слайд № 1)

Моя лирика жива одной

большой любовью к Родине.

С. Есенин

(Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф, годы жизни).

- Поэт прожил короткую (всего 30 лет), но яркую жизнь.

- Цель нашего урока: выявить народный и национальный характер поэзии Есенина С.А. (слайд № 2):

- «Когда мне хочется погрустить, когда сердце хочет попечалиться, а душа задуматься, я беру Есенина. Он из тех поэтов, которые нужны для самой интимной жизни души. Без него уже не хватает воздуха. К нему привыкаешь как к лесу и полю», - писал Даниил Гранин. (слайд № 3)

- Для того, чтобы эмоционально настроиться на восприятие лирики Есенина, я предлагаю урок начать с прослушивания фрагмента песни на стихи поэта «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой. (звучит фрагмент аудиозаписи песни) (слайд № 4)

- Для раскрытия поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы:

- в чем народный характер поэзии Есенина;

-почему он является национальным поэтом (слайд № 5)
3. Актуализация опорных знаний.

- Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

(ожидаемый ответ – продолжить знакомство с творческой биографией поэта и его лирикой);

- С биографией и творчеством С.Есенина вы знакомы по урокам литературы в школе. Перед тем, как обратиться к лирике поэта, давайте вспомним, где родился Есенин, что являлось его малой Родиной?

(ожидаемый ответ - село Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье).

- Поэзия Есенина настолько певучая, музыкальная, что ряд стихотворений положены на музыку. Многие из этих песен считаются народными. Одну из них мы с вами прослушали в исполнении Надежды Кадышевой.

- Какие еще песни на стихи Есенина вы знаете?

(ожидаемый ответ - «Клен ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к матери», «Мне осталась одна забава», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и другие.(слайд № 6)
4. Формирование новых понятий и способов действий.

- Термин «народность» в литературе – многозначное понятие, включающее в себя сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества, доступность и понятность (слайд № 7).

Мир народно - поэтических образов окружал поэта с первых дней жизни. Рязанская земля была страной его детства. И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная синь, и глубокая гладь озер – вся красота родного края с годами отразилась в его стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

- Поэт считал, что его литературная дорога началась с «легкой блоковской руки». «Был он для меня словно икона… Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажите, так и будет» (слайд № 8).

- Первые стихотворные строки были написаны в школьные годы, а в 1916 году вышел в свет его поэтический сборник «Радуница».

- Что такое «радуница»? (ожидаемый ответ обуч-ся)

Радуница – это день поминовения усопших. Слово «радуница» значит просветленная. Это слово взято поэтом из Богословского энциклопедического словаря. (слайд № 9).

- У вас на столах лежат отрывки из разных стихов С.А. Есенина. Я предлагаю вам провести небольшой конкурс чтецов на лучшее выразительное чтение предложенных строк из стиховорений (обучающиеся читают стихи):

1-й чтец

Спит ковыль. Равнина дорогая….

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.


И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.

(слайд № 10)
- Как вы думаете, что хотел донести до нас автор в этих строках?

(ожидаемый ответ обуч-ся – о любви поэта к родной природе).
2-й чтец

Неуютная жидкая лунность

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно

И берёзам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

(слайд № 11)

- Как вы думаете, что чувствовал автор, когда писал эти строки?

(ожидаемый ответ обуч-ся – люобвь к Родине).
3-й чтец-

Какая ночь

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.

(слайд № 12)

- Какие переживания испытывал автор, когда писал эти строки?

(ожидаемый ответ обуч-ся – неразделенную любовь к женщине).

- Как вы думаете, что объединяет эти стихи, что у них общего?

(ожидаемый ответ обуч-ся – песенные мотивы, сюжеты, образы, доступность и понятность, искренность). (слайд № 13)

- Говоря о творческой биографии поэта, нельзя не отметить ту историческую эпоху, в которой жил Есенин. Это было сложное, трагическое время. Обратите внимание на годы жизни Есенина (слайд № 14).

- Какие события происходили в России в это время?

(ожидаемый ответ обуч-ся – революция и Гражданская война)

- Как вы думаете, мог ли поэт остаться равнодушным к этим событиям?

(ожидаемый ответ обуч-ся – нет, не мог).

- Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина явилась тема России. Именно об этом пишет автор в своем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»

-Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


- В произведениях 1924-1925 г.г. идеи человеколюбия и милосердия раскрылись со всей полнотой и обрели новую более глубокую основу.

Именно в эти годы создаются произведения «Вечер черные брови нахмурил…», «Заметался пожар голубой», «Персидские мотивы» и другие стихи, занявшие прочное место среди лучших страниц русской лирики. «Персидские мотивы» - гимн гению чистой красоты, гимн женщине. Одним из шедевров есенинской лирики этого периода является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(слайд №15)

- В ночь с 27 на 28 декабря мы потеряли великого русского поэта. Его нашли повешенным в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. Похоронен Есенин 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище (чтение стихотворения преподавателем).
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей

(слайд №16)

- Давайте с вами обратимся к вопросам, которые мы поставили в начале урока и попытаемся ответить на них:

- в чем народный характер его поэзии?

(ожидаемый ответ обуч-ся - доступность, понятность, искренность, сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества).

-почему Есенин является национальным поэтом?

(ожидаемый ответ обуч-ся - любовь к Родине, родной природе, к простым людям)

- Из всего сказанного можно сделать такой вывод: поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Это лирическое описание всей пройденной жизни. Она стала бесценным национальным достоянием. Таким образом, Сергей Есенин действительно является национальным поэтом.
5. Формирование навыков умственного труда.

-Для того, чтобы мне понять на сколько вы усвоили тему, я предлагаю, ответить на несложные вопросы, обсуждаемые на уроке.

1. В каком селе родился С. Есенин?

А) Петровское

Б) Константиново

В) Успенское (слайд № 17)

2. Кто был литературным наставником С. Есенина?

А) С. Городецкий

Б) Н. Клюев

В) А. Блок (слайд № 18)

3. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?

А) тема любви и дружбы

Б) тема Родины

В) тема природы (слайд № 19)

4. Где умер Есенин?

А) В номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде

Б) В номере гостиницы «Националь» в Москве

В) В Царском военно-санитарном госпитале (слайд № 20)

5. Какое стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы»?

А) «Белая береза»

Б) «Не жалею, не зову, не плачу»

В) «Шаганэ ты, моя Шаганэ» (слайд № 21)
6. Итог урока.

Наш урок подходит к концу и самая приятная часть-выставление заслуженных оценок. ( Преподаватель выставляет и аргументирует оценки).

Д/З. Самостоятельно проанализировать любое понравившееся стихотворение С.А.Есенина (слайд № 22).