2011
Цели: 1.Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать ее удивительные краски.
2. Дать представление о деревьях как объектах изображения.
3. Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.
4.
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать образное мышление.
Оборудование: рисунки деревьев, птиц, грибов, грамзапись «Голоса птиц», выставка предметов, сделанных из древесины, репродукции картин И.Э. Грабаря « Березовая роща», «Февральская лазурь».
Ход урока.
Организационный момент.
На уроках окружающего мира мы изучали зону лесов.
- Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о деревьях?
- Готовы узнать о деревьях что-то новое?
Вхождение в тему урока.
Знаете ли вы, ребята, чем художник отличается от всех остальных людей? (умеет хорошо рисовать).
Не только. Он еще всегда внимательно наблюдает за натурой.
-А что такое натура? В переводе с французского оно означает « природа». Если вы хотите стать художником, то тоже должны научиться наблюдать за природой.
На прошлом уроке я просила вас в течение недели внимательно наблюдать за деревьями.
-Как называются деревья, растущие на улицах и в парках нашего города? Давайте поговорим о том, что же вы интересного заметили. (ответы детей)
3
.Актуализация знаний. Сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию. А куда - узнаете, отгадав загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. ( ЛЕС)
Верно. Мы отправимся в волшебный лес. Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей)
Ребята, мы
идем не просто гулять, а продолжать знакомство с деревьями.
(строимся парами и идем по классу).
Долго-ли, коротко-ли, а дошли мы до места, где растет дерево-богатырь.
В его широкой кроне щебечут птицы. Давайте минуточку постоим и послушаем. (включается запись «Голоса птиц»)
-Кто узнал голосок этой птахи?
-Ребята, посмотрите, а кто это выглядывает из дупла? (белка) И маленький полосатый кабанчик прибежал сюда.
-Что же он здесь ищет? (желуди)
ДУБ: Здравствуйте, незнакомые люди.
Зачем пожаловали в мой лес? Уж не хотите ли вы причинить какой-нибудь вред? Я стою здесь 200 лет, кормлю и согреваю множество зверей и птиц, если вы меня срубите, все они погибнут.
УЧИТЕЛЬ: Не волнуйся, дуб. Посмотри, у нас нет даже топора и пилы.
ДУБ: Ну хорошо. А
если вы выполните задание, то я пропущу вас дальше.
-Скажите, какую пользу приносят растения леса?
(здесь же мы рассматриваем выставку вещей, сделанных из древесины). Молодцы, вот вам подарок (рисунок дуба).
Идем дальше по классу.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, какая светлая полянка. А на ней стоят стройные, кудрявые девицы-красавицы. Они только что умылись утренней росой и собираются поводить хоровод под свою любимую песенку.
-Что же это за деревья? (березы)
-А знаете ли вы эту песню? Давайте споем.
4.
Физминутка.
Водим хоровод и поем «Во поле березка стояла».
(1 куплет)
5
. Продолжение экскурсии.
Учитель. Дальше в этой песне говорится, что человек сделал из березки балалайку.
БЕРЕЗКИ: Так вы что - пришли выбирать дерево для балалайки?
УЧИТЕЛЬ: Успокойтесь, красавицы. Мы вас не тронем.
БЕРЕЗКИ: Спасибо, ребята. Мы хотели бы проверить, знаете ли вы съедобные грибы? (ответы детей)
-А какой гриб любит расти в березовой роще? (подберезовик)
-Кто сможет найти его на картинке среди других грибов?
Молодцы, вот вам за это подарок (рисунок березы), ступайте дальше.
Идем и подходим к окну.
Учитель. -Какие деревья вы видите? Что о них можете рассказать?
-Вдалеке около памятника есть аллея. Какие деревья там растут? (ели)
-Познакомьтесь, это моя подружка елочка.
ЕЛОЧКА: Я
слышала от своих старших подруг, что люди зимой часто приходят в лес, чтобы найти и срубить вот такую маленькую хорошенькую елочку как я.
-Для чего они это делают? (Новый год) .
_Ребята, а что вы можете предложить, чтобы не губить нас? (ответы детей)
- Спасибо, вот вам за это подарок. До свидания. (рисунок ели)
6
. « Открытие» учащимися нового знания.
УЧИТЕЛЬ: Вот мы и вернулись в класс.
-Вам понравилось?
-Андрей, помоги мне, пожалуйста, развесить наши подарки на доске.
-Что же нам подарили жители леса? (ответы детей)
-Почему лес был волшебным?
-На какое живое существо похожи деревья? (на человека: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки).
У каждого дерева, как и у человека, свой облик и даже свой характер.
- Как вы думаете, ребята, бывают ли деревья мужскими или женскими? (да)
- Какие деревья можно считать мужскими? (тополь, дуб, клен…)
- На какого человека похож дуб? (на сильного, старого, на богатыря) В это время учитель на белом листе делает набросок дуба угольком , комментируя какой у него ствол, какие ветви, корни.
Авторский этюд - встаем и изображаем жестами и мимикой дуб.
- А теперь поговорим о женских деревьях.
Какие вы знаете женские деревья? (липа, осина, береза…)
Кто сможет рассказать о березе: какой ствол, какие веточки, глядя на рисунок? Учитель опять быстрыми движениями рисует березку.
- На кого похожа береза? (на стройную девушку – высокая, стройная, кудрявая, в белом платье)
- Как вы думаете, береза – это веселое или грустное дерево?
Символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских художников.
Вот, например, две картины И. Э. Грабаря «Березовая роща» и «Февральская лазурь».
- Что на них изобразил художник? Что общего? В чем различие? Какие краски использовались?...
Березке
посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен.
- А какое дерево можно назвать грустным? (плакучая ива)
Тоненькие веточки ивы грустно спускаются до самой земли. Ива, обычно, растет на берегу водоемов, и концы веточек всегда мокрые.
Авторский этюд - дети встают и изображают иву.
Вот теперь мы с вами знаем, что деревья очень похожи на людей.
7.
Постановка учебной задачи.
- Кто догадался , какова же тема нашего урока?
- Да, сегодня мы будем рисовать деревья. Но давайте уточним тему урока. (дети предлагают различные варианты) Мы рисовали деревья цветными карандашами, красками,
даже листком мятой бумаги, а сегодня рисуем угольком. Я вам даю полную свободу выбора.
Каждый из вас выберет свое дерево. Кто-то нарисует стройную молодую березку, а у кого-то она получится старой и израненной. Может некоторые ребята нарисуют дуб - богатырь, а другие - плакучую иву. Самое главное – постараться правильно передать образ, характер, настроение выбранного дерева.
Сейчас за окном поздняя осень, поэтому рисуем деревья без кроны. И еще каждый из вас даст название своей работе.
8
Самостоятельная работа.
Дети изображают дерево на заранее затонированном цветными мелками фоне.
Учитель проводит индивидуальную работу с учениками.
9
.Подведение итогов.
Экспресс – выставка лучших работ: каждый ребенок выходит со своей работой, говорит название и если хочет, то кратко может рассказать о своей задумке. Дети могут задавать вопросы. ( названия картин могут быть такие «Грустная березка», «Мудрый дуб»…)
10
. Рефлексия деятельности.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Где можно использовать эти знания?
- Как мы оценим работу всего класса?
Отметьте на шкале достижений. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте своих друзей.
-Оцените свою работу в классе.
- Я поздравляю каждого из вас , вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Вам удалось достичь поставленной цели. Рисунки получились просто замечательные.
Учитель. Говорят, что каждый человек должен вырастить дерево. А в такое время года деревья не сажают на улице. Зато в наших
альбомах сегодня выросло не одно дерево, а чудесный лес.
Лесная тень, лесная тишь,
Полным – полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты сказку эту сохрани,
Люби, жалей и береги.
Е. Карганова
Исполняем песню «С нами друг» (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве).
Список литературы:
1.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2 часть. Ростов – на – Дону: Издательство «Учитель», 2004.
2. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2004.