Главная страница

Сценарий урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Художник в лесу» (рисуем деревья угольком)


Скачать 64.27 Kb.
Название Сценарий урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Художник в лесу» (рисуем деревья угольком)
Истомина Наталья Анатольевна
Дата 28.02.2016
Размер 64.27 Kb.
Тип Сценарий



Сценарий урока

по изобразительному искусству

в 4 классе.

«Художник в лесу»

(рисуем деревья угольком)


Автор:

Истомина Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. Карабаново.

2011

Цели: 1.Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать ее удивительные краски.

2. Дать представление о деревьях как объектах изображения.

3. Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать образное мышление.

Оборудование: рисунки деревьев, птиц, грибов, грамзапись «Голоса птиц», выставка предметов, сделанных из древесины, репродукции картин И.Э. Грабаря « Березовая роща», «Февральская лазурь».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На уроках окружающего мира мы изучали зону лесов.

- Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о деревьях?

- Готовы узнать о деревьях что-то новое?

  1. Вхождение в тему урока.

Знаете ли вы, ребята, чем художник отличается от всех остальных людей? (умеет хорошо рисовать).

Не только. Он еще всегда внимательно наблюдает за натурой.

-А что такое натура? В переводе с французского оно означает « природа». Если вы хотите стать художником, то тоже должны научиться наблюдать за природой.

На прошлом уроке я просила вас в течение недели внимательно наблюдать за деревьями.

-Как называются деревья, растущие на улицах и в парках нашего города? Давайте поговорим о том, что же вы интересного заметили. (ответы детей)

3.Актуализация знаний. Сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию. А куда - узнаете, отгадав загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. ( ЛЕС)

Верно. Мы отправимся в волшебный лес. Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей)

Ребята, мы идем не просто гулять, а продолжать знакомство с деревьями.

(строимся парами и идем по классу).

Долго-ли, коротко-ли, а дошли мы до места, где растет дерево-богатырь.

В его широкой кроне щебечут птицы. Давайте минуточку постоим и послушаем. (включается запись «Голоса птиц»)

-Кто узнал голосок этой птахи?

-Ребята, посмотрите, а кто это выглядывает из дупла? (белка) И маленький полосатый кабанчик прибежал сюда.

-Что же он здесь ищет? (желуди)

ДУБ: Здравствуйте, незнакомые люди.

Зачем пожаловали в мой лес? Уж не хотите ли вы причинить какой-нибудь вред? Я стою здесь 200 лет, кормлю и согреваю множество зверей и птиц, если вы меня срубите, все они погибнут.

УЧИТЕЛЬ: Не волнуйся, дуб. Посмотри, у нас нет даже топора и пилы.

ДУБ: Ну хорошо. А если вы выполните задание, то я пропущу вас дальше.

-Скажите, какую пользу приносят растения леса?

(здесь же мы рассматриваем выставку вещей, сделанных из древесины). Молодцы, вот вам подарок (рисунок дуба).

Идем дальше по классу.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, какая светлая полянка. А на ней стоят стройные, кудрявые девицы-красавицы. Они только что умылись утренней росой и собираются поводить хоровод под свою любимую песенку.

-Что же это за деревья? (березы)

-А знаете ли вы эту песню? Давайте споем.

4. Физминутка.

Водим хоровод и поем «Во поле березка стояла».

(1 куплет)

5. Продолжение экскурсии.

Учитель. Дальше в этой песне говорится, что человек сделал из березки балалайку.

БЕРЕЗКИ: Так вы что - пришли выбирать дерево для балалайки?

УЧИТЕЛЬ: Успокойтесь, красавицы. Мы вас не тронем.

БЕРЕЗКИ: Спасибо, ребята. Мы хотели бы проверить, знаете ли вы съедобные грибы? (ответы детей)

-А какой гриб любит расти в березовой роще? (подберезовик)

-Кто сможет найти его на картинке среди других грибов?

Молодцы, вот вам за это подарок (рисунок березы), ступайте дальше.

Идем и подходим к окну.

Учитель. -Какие деревья вы видите? Что о них можете рассказать?

-Вдалеке около памятника есть аллея. Какие деревья там растут? (ели)

-Познакомьтесь, это моя подружка елочка.

ЕЛОЧКА: Я слышала от своих старших подруг, что люди зимой часто приходят в лес, чтобы найти и срубить вот такую маленькую хорошенькую елочку как я.

-Для чего они это делают? (Новый год) .

_Ребята, а что вы можете предложить, чтобы не губить нас? (ответы детей)

- Спасибо, вот вам за это подарок. До свидания. (рисунок ели)

6. « Открытие» учащимися нового знания.

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и вернулись в класс.

-Вам понравилось?

-Андрей, помоги мне, пожалуйста, развесить наши подарки на доске.

-Что же нам подарили жители леса? (ответы детей)

-Почему лес был волшебным?

-На какое живое существо похожи деревья? (на человека: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки).

У каждого дерева, как и у человека, свой облик и даже свой характер.

- Как вы думаете, ребята, бывают ли деревья мужскими или женскими? (да)

- Какие деревья можно считать мужскими? (тополь, дуб, клен…)

- На какого человека похож дуб? (на сильного, старого, на богатыря) В это время учитель на белом листе делает набросок дуба угольком , комментируя какой у него ствол, какие ветви, корни.

Авторский этюд - встаем и изображаем жестами и мимикой дуб.

- А теперь поговорим о женских деревьях.

Какие вы знаете женские деревья? (липа, осина, береза…)

Кто сможет рассказать о березе: какой ствол, какие веточки, глядя на рисунок? Учитель опять быстрыми движениями рисует березку.

- На кого похожа береза? (на стройную девушку – высокая, стройная, кудрявая, в белом платье)

- Как вы думаете, береза – это веселое или грустное дерево?

Символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских художников.

Вот, например, две картины И. Э. Грабаря «Березовая роща» и «Февральская лазурь».

- Что на них изобразил художник? Что общего? В чем различие? Какие краски использовались?...

Березке посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен.

- А какое дерево можно назвать грустным? (плакучая ива)

Тоненькие веточки ивы грустно спускаются до самой земли. Ива, обычно, растет на берегу водоемов, и концы веточек всегда мокрые.

Авторский этюд - дети встают и изображают иву.

Вот теперь мы с вами знаем, что деревья очень похожи на людей.

7.Постановка учебной задачи.

- Кто догадался , какова же тема нашего урока?

- Да, сегодня мы будем рисовать деревья. Но давайте уточним тему урока. (дети предлагают различные варианты) Мы рисовали деревья цветными карандашами, красками, даже листком мятой бумаги, а сегодня рисуем угольком. Я вам даю полную свободу выбора.

Каждый из вас выберет свое дерево. Кто-то нарисует стройную молодую березку, а у кого-то она получится старой и израненной. Может некоторые ребята нарисуют дуб - богатырь, а другие - плакучую иву. Самое главное – постараться правильно передать образ, характер, настроение выбранного дерева. Сейчас за окном поздняя осень, поэтому рисуем деревья без кроны. И еще каждый из вас даст название своей работе.

8 Самостоятельная работа.

Дети изображают дерево на заранее затонированном цветными мелками фоне.

Учитель проводит индивидуальную работу с учениками.

9.Подведение итогов.

Экспресс – выставка лучших работ: каждый ребенок выходит со своей работой, говорит название и если хочет, то кратко может рассказать о своей задумке. Дети могут задавать вопросы. ( названия картин могут быть такие «Грустная березка», «Мудрый дуб»…)

10. Рефлексия деятельности.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Где можно использовать эти знания?

- Как мы оценим работу всего класса?

Отметьте на шкале достижений. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте своих друзей.

-Оцените свою работу в классе.

- Я поздравляю каждого из вас , вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Вам удалось достичь поставленной цели. Рисунки получились просто замечательные.

Учитель. Говорят, что каждый человек должен вырастить дерево. А в такое время года деревья не сажают на улице. Зато в наших альбомах сегодня выросло не одно дерево, а чудесный лес.

Лесная тень, лесная тишь,

Полным – полно чудес,

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка эта – лес.

Ты сказку эту сохрани,

Люби, жалей и береги.

Е. Карганова

Исполняем песню «С нами друг» (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве).

Список литературы:

1.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2 часть. Ростов – на – Дону: Издательство «Учитель», 2004.

2. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2004.