Главная страница

Сценарий тематического занятия Сорок сороков (прилет птиц) Программные задачи


Скачать 72.47 Kb.
Название Сценарий тематического занятия Сорок сороков (прилет птиц) Программные задачи
Дата 29.03.2016
Размер 72.47 Kb.
Тип Сценарий

Сценарий тематического занятия

Сорок сороков (прилет птиц)

Программные задачи:

- познакомить детей с календарным православным праздником Сорока мучеников Севастийских;

- иметь представления об истории православного праздника, традициях отечественной культуры, о том, как встречают этот праздник на Кубани, сочетая светские элементы и православную религиозную обрядность;

- продолжать знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми;

- расширять знания детей о природе и птицах родного края;

- пополнить словарь по теме занятия редко употребляемых народных слов;

- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к прошлому нашего народа;

- активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях, в пении.

Оборудование и материалы:

иллюстрации птиц – жаворонка, сороки, скворца, кукушки, ласточки, дятла, маска совы, свистульки, костюмы для детей и ведущего, свистульки, угощение – пирожки – жаворонки, птички – жаворонки сделанные детьми из соленого теста, мультимедийная презентация.

Методические приемы:

вопросы, указания, художественное слово, показ презентации, игры, дыхательные упражнения, отгадывание загадок, пение, исполнение хоровода.

Место проведения: музыкальный зал, оформленный иллюстрациями птиц, баннером с изображением церкви, поделками детей, воздушными шарами.

Предварительная работа и работа с родителями: беседы с детьми о весне, приближающихся православных весенних праздниках, разучивание стихов и песен о птицах, изготовление птиц из соленого теста и раскрашивание, изготовление костюмов, атрибутов (родители и дети), запись голоса, звуков на СD – диск, рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей: Познание, физическая культура, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы.


Ход занятия:

Ведущий: Мы рады приветствовать всех собравшихся гостей в нашем детском саду, и хотим представить вашему вниманию проведение тематического занятия кружка «Православие» «Сорок сороков или прилет птиц».
Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая,

И ручьями слезы льет.

22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме со времен древней Руси повелось лепить из теста птичек – жаворонков, выпекать их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Дети под музыку входят в зал, в руках у них слепленные и раскрашенные птички становятся полукругом, лицом к присутствующим гостям

Дети (хором, поднимая вверх птичек ):

Жаворонки, прилетите,

Весну красну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, броне,

На овсяном снопе.

(Дети дарят гостям сделанных самостоятельно птичек)

Ведущий:

День весеннего равноденствия издревле люди наделяли магическими свойствами: считалось, что в этот день пути Солнца и Луны пересекаются и энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который заложили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром, а истоки зарождения праздника «Прилета птиц», уходят вглубь веков и связаны с христианским праздником «Сорок мучеников Севастийских». Подробно об этом празднике нам расскажет руководитель кружка «Свет православия» Е.В. Долголенко

Рассказ о празднике «Сорока Севастийских мучеников» с показом мультимедийной презентации.

Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам — и в первую очередь это касалось христиан-воинов.

    В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам. За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск. Их осталось тридцать девять. Глубокой ночью Свет Небесный сошел на воду, осиял озеро, черные горы, посинелые лица гибнущих.

    Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду.

    И тогда солдат-язычник по имени Аглай, один из тех, кто охранял место казни, сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича:

    — Я тоже христианин !

Наутро правитель пришел к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу. А души этих несчастных христиан превратились в птиц и в этот день они прилетают к людям, возвещая приход весны, света добра и разума над темными силами.

Ведущий:

В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Хоровод «Травушка – муравушка»

Ваня Посвист: Здравствуйте ребята! Хорошо весну закликаете, да только птицы не летят к вам. Я, Ваня Посвист, помогу вам птиц вернуть в ваши края.

Перво – наперво надо ветры попутные позвать.

Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветры», делая короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы п Мы подуем высоко: с – с – с…

Мы подуем низко: с – с - с…

Мы подуем далеко: с- с –с …

Мы подуем близко: с - с - с..

Встают на носки, поднимая руки.

Приседают, руки вперед.

Вытягивают вперед руки.

Подносят ладони ко рту.

Посвист.

Самыми первыми прилетали жаворонки.
Жаворонушек на проталине распевает,

Он зовет весну красную, вызывает.
Он зовет весну красную, вызывает.
Не летать снегам в чистом поле, растопились,

Буйной реченькой в сине море укатились


Делают массаж биологически активных зон «Жаворонки».

Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз 3 раза.
Кулачками энергично проводят по крыльям носа 3 раза.

Проводят пальцами по лбу 3 раза. Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают точки около ушей.

Ваня Посвист На Сороки сорок птиц прилетают.

Опустилось на землю тихое: «Ау!»

На неведомом суку вздрогнуло: «Ку – ку!»

Застучало по стволам: «Тук – тук!»

Лес встает навстречу нам: «Кто там?»

Ваня Посвист

Вот, ребята, и птички летят, давайте отгадаем, кто к нам в гости пожаловал .

Дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений, отгадывая загадки. В это время появляются отгадки на презентации.

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его… (скворец)
Солнцем залита опушка,

Загорелся только день.

И проказница - кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она? Никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему … (ку- ку!)
Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди – белое

полотенце.

(Ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперед по пашне вскачь,

И зовется птица ….

(грач)
Ваня Посвист

Вот мы и птиц встретили, можно с ними поиграть в птичьи игры.

Игра «Займи гнездо»

Часть детей разбивается на пары, они берутся за руки, образуя «гнезда». Остальные дети – «птички». Их должно быть больше, чем «гнезд». Под музыку птички летают. Музыка меняется – «закапал дождик», птички занимают «гнезда». Дети, которым не хватило «гнезда». Выбывают из игры, а затем меняются с детьми «гнездышками»

Ваня Посвист

Я пришел к вам не с пустыми руками, а принес музыкальные инструменты, которые могут передать птичье пение. Я приглашаю ребят устроить птичий концерт (дети имитируют голоса птиц).

Инструменты: металлофон, колокольчики, музыкальные тарелки, бубенцы, 2 музыкальных молотка с разными тембрами, тон – блок, тон – блок ребристый.

Ваня Посвист

А сейчас слушайте птичий хор.

Игра на музыкальных инструментах.

(Под русскую народную мелодию в зал входит хозяйка. На подносе у нее жаворонки из теста)

Хозяйка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Ах, как звонко и весело поют сегодня птицы. И это не случайно. В этот день птицы приносят весну. Сегодня день равен ночи, и в каждом доме лепят из теста птичек - жаворонков. И я напекла, смазала их сладким душистым медом. А раньше, у кого не было теста, то лепили птиц из глины или мастерили из ткани и бумаги. Ходили по селу с ними и пели песенки – заклички, то есть звали – зазывали Весну – красну, поскорей прийти и принести богатый урожай.

Весна! Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью!

Входи, Весна, в каждый дом!

Тебе, Весна, все рады!
Исполнение песни «Весна – весняночка»
Ваня Посвист

Птицы к нам возвращаются. А до тепла еще далеко – 40 мучеников, 40 утренников, 40 заморозков.

Ну, а вы ребята, просто молодцы! За нами осталось только потанцевать, да гостей угостить чаем из самовара с печеными жаворонушками, накормить морозы хлебными крошками, украсить ветки деревьев веселыми птичками.

Мы на стол накроем к чаю

Мы гостей сегодня ждали.

Самовар давно кипит,

Всех он чаем напоит.

Исполняется танец «У самовара»
Ведущий: Дорогие гости, наше занятие посвященное празднованию православного народного праздника «Сорок сороков или прилет птиц» подошел к концу

Мы рады знакомству с Вами, примите наши угощения (испеченные жаворонки), но пришла пора прощаться. До новых встреч!