|
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Сценарий
литературно-музыкальной композиции,
посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда
«Дети блокадного Ленинграда»
для учащихся 5 – 7 классов
Разработала:
Виноградова Юлия Геннадиевна,
педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2013 год
А.Молчанов
Мы – счастливое поколение
Есть что вспомнить и чем гордиться,
Перед чем преклонить колени,
Что хранить в серебре традиций,
Да, изведали мы сверх меры
Тягот, бедствий, горя-печали,
Но нигде не теряли веры,
Человека в себе не теряли.
Но зато и свершений радость,
И Победы великое счастье.
Были нам такою наградой,
Что никто отобрать не властен.
Вы, кто прошлое мажет дегтем,
Унижает нас сожаленьем,
Так, наверное, и не поймете
Счастья нашего поколенья.
Наше время прошло мгновеньем,
Чтоб в истории утвердиться.
Мы – счастливое поколенье,
Есть что вспомнить и чем гордиться!
Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.
Литературно-музыкальная композиция «Дети блокадного Ленинграда» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к родной стране, городу-герою Ленинграду, его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка. Наиболее действенным является воссоздание обстановки, в которой протекала жизнь ленинградцев в тяжелое блокадное время
Музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации способствует наиболее полному и яркому восприятию звучащих произведений прозы и поэзии известных авторов того времени и наших современников. Поэтические строки Юрия Воронова, юного жителя блокадного Ленинграда, ленинградцев Л. Пожидаевой и А Молчанова, а так же стихи М. Дудина и певца казахского народа Джамбула Джабаева, вносят свои неповторимые мотивы в общий стиль литературно-музыкальной композиции.
Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.
Задачи:
дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
развивать навыки выразительного чтения;
способствовать воспитанию уважительного отношения к
памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.
Реквизит: печка – буржуйка, лампа - коптилка, котелок, миски, кружки, хлебные карточки, кусочки хлеба,
Оформление: действие происходит в зале: на стене - изображение панорамы блокадного Ленинграда; на окнах - имитация маскировки; в центре комнаты - имитация разведенного костра, над ним – кипяток в котелке, рядом - дрова, старые газеты на растопку, брошенная кукла; в углу - детская машинка, лоскутное одеяло.
Особое значение имеет использование музейных экспонатов.
Оборудование:
мебель: стол, стулья, табуреты,
техническое обеспечение: медиапроектор, музыкальный центр, компьютер, колонки.
Электронные образовательные ресурсы:
записи: Георг Фридрих Гендель «Сарабанда», Vangelis mp.3, Д.Д.Шостакович 7 «Ленинградская симфония» 1 часть «эпизод нашествия», 4 часть, В Баснер «Ленинградский метроном» (художественный фильм «Блокада»), В.А.Моцарт «Реквием», «День гнева», Глиэр «Гимн Великому городу»;
презентация «Детям блокадного Ленинграда посвящается».
Действующие лица:
Ведущий (педагог)
Чтецы (учащиеся)
Сценарный ход
Действующее лицо
|
Текст выступления
|
Г.Ф.Гендель «Сарабанда»
|
Вступление: зрители подходят и рассаживаются под музыку
|
Ведущий
|
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для нашего города, но и для всей страны – 65 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.
Но и сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить – взорвать, испоганить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.
|
Г.Ф.Гендель «Сарабанда»
|
1-ый чтец
|
Стоят монументы. Стихами и в прозе
Взывают к потомкам святые слова.
Но память живет не в граните и в бронзе.
А в людях – без нас эта память мертва.
|
|
2-ой чтец
|
Я слышу иногда «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – не права!
|
|
Ведущий
|
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, что бы наши дети,
Об этом помнили, как мы!
|
|
1-ый чтец
|
Был год сорок второй,
Меня шатало
От голода. От горя, от тоски.
Но шла весна, ей было горя мало
До этих бед.
Разбитый на куски, как рафинад,
Сырой и ноздреватый, под голубой
Литейного пролет,
Размеренно раскачивая латы,
Шел по Неве с Дороги Жизни лед.
|
|
2-ой чтец
|
И где-то там
Невы посередине
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся льдине,
Отчетливо – подобие креста.
А льдина подплывала
За быками
Перед мостом замедлила разбег.
Крестообразно в сторону руками,
Был в эту льдину впаян человек.
|
|
3-ий чтец
|
Нет, не солдат, убитый под Дубровкой
На окаянном Невском пятачке,
А мальчик,
По – мальчишески неловкий,
В ремесленном кургузом пиджачке.
Как он погиб на Ладоге, не знаю,
Был пулей сбит или замерз в метель.
…По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная постель.
|
|
Ведущий
|
Я думаю, что уже понятно - мы сегодня будем говорить о том, как жили, боролись и погибали в Ленинграде дети.
Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье - полные электрички везут в ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов-шутих в Петергофе.
Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана - «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»
Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами. Можно очень вкусно и недорого поесть в ресторанах.
|
Vangelis Презентация, слайд 2
|
4-й чтец
|
Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Старшеклассники и учителя разносят родителям повести о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию – 2 комплекта нательного белья, 2 комплекта постельного белья, 1 комплект зимней одежды, одеяло, подушку, пару сапог. Мешок для матраса, мешок для личных вещей, полотенце, мыло, ложку, кружку, зубной порошок и продукты питания на 5 дней, детям нужно было остричь волосы. Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей. Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла и у них 1 сентября начались школьные занятия.
Но уже в конце августа поезда не могут вырваться из города, кочуя со станции на станцию, они через 10-12 дней вынуждены возвратиться назад. Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) - Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада
В городе первое снижение норм хлеба (впервые в Ленинграде вводится карточная система с 3 –го июля 1941г. Сразу же расставляются приоритеты – рабочие – 800 г., служащие – 600г., дети – 400 грамм). По воспоминаниям юных ленинградцев, пайки большие, их даже не полностью выкупают. В сентябре рабочая норма хлеба – 600 гр., для служащих – 400 гр., для иждивенцев и детей -300 гр. Кстати, дети старше 11 лет, будут причисляться к иждивенцам. И, зачастую, нормы этих детей будут отличаться от норм детей до 11 лет. Так, маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом.
|
Презентация, слайд 3
Д.Д.Шостакович 7 симфония часть 1
Презентация, слайд 4
|
Ведущий
|
Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им придется изготовлять снаряды.
Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей – они сами будут строгать планки. Сверлить отверстия, делать подмышечники, нарезать шины и олифить.
Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Но холодной осенью 1941 года они с удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Кроме того, учителей и учеников прикрепят к столовым, и в конце занятий их будут кормить горячим супом.
Но ходить в школу тяжело. Дорога под обстрелом.
В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день.
В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. Человек обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой – маленького летописца большой войны.
В хлеб при 4-ом понижении норм хлеба, когда на детей будет приходиться 150 грамм в день, будут добавлять целлюлозу. В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день.
|
Презентация, слайд 5
Презентация, слайд 6
Презентация, слайд 7,
играет музыка
Презентация, слайд 8
|
3-ий чтец
|
Вместо супа –
Бурда из столярного клея,
Вместо чая –
Заварка сосновой хвои.
Это б все ничего,
Только руки немеют, только ноги
Становятся вдруг не твои.
Только сердце
Внезапно сожмется, как ежик.
И глухие удары
Пойдут невпопад…
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай!
Ведь на наших сердцах –
Ленинград!
|
Презентация,
слайд 8
|
Ведущий
|
Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.
А впереди долгая дорога домой или в очередь за хлебом
|
Презентация, слайд 9
|
4-ый чтец
|
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется
В ночи, ни люди, ни дома,
Не знают,
Кто из них проснется.
И по - утру,
Когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.
|
Презентация, слайд 9
|
Ведущий
|
20 ноября – 5-ое снижение норм хлеба – всего 125 грамм.
Ребята, в одной моей руке буханка хлеба, которая весит 600 грамм и стоит 20 рублей, ее вы не задумываясь несете домой из магазина, а в другой руке - маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим!
|
|
5-й чтец
|
- Кусочек этот бы тогда…
И сына я б не потеряла…
Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда !
Детей голодные глаза,
С застывшим ужасом… в слезах…
Священный Ленинградский Хлеб –
125 бесценных граммов,
Лежит в музее… под стеклом –
Свидетель мужества и славы!
|
В.Баснер «Ленинградский метроном»
Презентация, слайд 10
|
Ведущий
|
И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились.
Скажите мне, ребята, смогли бы вы встать утром в холодной квартире, уйти в школу, ничего не поев, идти темными улицами, что бы учиться в больших, темных, освещенных одной лишь лампадой, школьных классах?
(Следуют ответы из зала).
|
Презентация, слайд 11
|
1-й чтец
|
Кто доживет.
Тот вспомнит в дни побед
Коптилку –
Наш убогий свет.
Не слишком ярок
Тонкий фитилек
И все ж,
К тебе придвинувшись вплотную,
Сумеет школьник
Выучить урок.
Сестра
Больному рану забинтует,
Согреет пальцы
О твои лучи…
Нам
Без тебя был мрак
Казался вечным
Ты –
Как светляк
В безвыходной ночи.
Ты
Как сверчок,
Стрекочущий за печкой.
Хранительница света и огня,
Ты в эту ночь
Опять со мною рядом,
Опять теплом подуло на меня…
Гори. Гори. Гори моя лампада.
|
Презентация, слайд 11
|
Ведущий
|
Они стоили одни других – учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров по пять-шесть в оледеневшие классы,
и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у доски.
|
Презентация, слайд 12
|
2-й чтец
|
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола…
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали,
То росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова
Занятья после похорон.
|
Презентация, слайд 12
|
3- чтец
|
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят…
А в комнате – трое.
Нас в комнате трое,
Но двое не дышат.
Я знаю не встанут,
Я все понимаю…
Зачем же я хлеб
На три части ломаю.
|
Презентация, слайд 12
|
Ведущий
|
Все, что было за кольцом блокады, называли Большой землей.
Ребята, если бы вы оказались в то время на Большой земле, что бы вы написали детям осажденного города, какие бы слова нашли, что бы их поддержать?
(Выдаются ручки и листы бумаги, на которых предстоит написать послание, лучшие письма зачитываются, затем все они прикрепляются на заранее приготовленную ширму).
|
Презентация, слайд 12
|
4-й чтец
|
Многих детей уже не спасет та долгожданная первая прибавка хлеба 25 декабря 1941 года.
Но впереди первый блокадный Новый год. И руководство города понимает, что детям обязательно нужны положительные эмоции, радость – это тоже лекарство. И несмотря на нехватку горючего, в город будет привезено 1000 елок для школ, детских садов, приемников, а по Дороге Жизни – мандарины.
|
Презентация, слайд 13
Презентация, слайд 14
|
5-й чтец
|
Герои, опаленные войною
Построили под грохот канонад
Дорогу Жизни, что со всей страною
Соединяла гордый Ленинград
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли
Он жив еще. Он рядом где-то.
|
|
1-й чтец
|
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне
Со свинцом идет наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед, -
Это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
|
|
Ведущий
|
И что же почувствовали дети, когда из темных, замерзших квартир, они очутились в светлых, теплых залах детских садов Дворца пионеров, где стояла украшенная елка, а на столах стаканы с горячим чаем и маленькими кусочками пирожного. Многие дети понесут выданные на Новый год небольшие подарки домой, своим ослабленным близким.
Ребята, а вы, смогли бы донести до дома кусочек вкусно пахнущей шоколадки, и несмотря на ее близость, даже не облизнуть ее, ведь дома лежит и умирает маленький братик или сестренка?
(Следуют ответы из зала).
|
|
2-й чтец
|
Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Мог ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно, же нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.
- Но в феврале заработает баня – горячая вода для ленинградцев будет чудом.
- А женщины и в войну остаются женщинами. И как только в Ленинграде заработают парикмахерские, они, сбросив тяжесть блокадной зимы, побегут делать завивку.
- Весну 1942 года живым ленинградцам возвестят не птицы, их в городе не было, а трамвай.
|
|
3-й чтец
|
Чтоб знать, кто выжил,
Пишем всем знакомым,
А вот ответы
Редкие идут.
Нам больше отвечают управдомы
«Все умерли…на фронте…не живут»
И вдруг письмо от бывшего соседа
«Хожу с трудом, но это не беда.
На днях пойдет трамвай,
И я приеду…»
Трамвай пойдет опять –
Вот это да!
|
|
4-й чтец
|
Весной ленинградцы сажают огороды, под них будут выделены все парки города и даже Марсово поле.
Здесь князь Таврический когда-то
Встречал июньские закаты.
Теперь
В Таврическом саду
Мы собираем лебеду.
От лебеды навар не густ.
К тому же горьковат на вкус
Не суп, а только супчик.
Щи из крапивы лучше.
И нет, по правде говоря,
Вкуснее
Щей из щавеля.
|
Презентация,
слайд 15
|
Ведущий
|
Но впереди маленьких ленинградцев ждали новые потери близких, и опять голод следующих блокадных зим.
|
Презентация,
слайд 15,16
|
5-ий чтец
|
Горят дома – тушить их больше нечем,
Горят дома – неделями горят.
В пол неба, как расплавленный закат.
И от домов промерзших, от заводов,
На кладбища все новые следы,
Ведь людям без огня и без воды,
Еще трудней, чем сквозь огонь и воду.
Но город жив, он выйдет из бомбежек.
Из города, из горя, из зимы.
И выстоит!...иначе быть не может.
Ведь это говорю не я, а мы!
|
В.А.Моцарт «Реквием»
Презентация, слайд 17
|
Ведущий
|
И город, действительно выжил.
И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана –
«Город Ленина полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов».
26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком.
Скажите, ребята, какими словами можно охарактеризовать подвиг маленьких жителей города, какие слова к ним больше подойдут.
|
Д.Д. Шостакович Симфония 7
часть 4
Презентация,
слайд 18, 19
Презентация,
слайд 20
|
1-й чтец
|
Мой город больше не в бою
Он горд победой и бессмертьем.
Но боль свою и скорбь свою,
Ему не выплакать столетья.
|
Презентация,
слайд 21
|
2-й чтец
|
Землетрясенья встряхивали суши.
Вулканы притормаживали пыл.
Ревели бомбы, и немели души.
А он в хрустальной колыбели плыл.
Моей душе покоя больше нету,
Всегда, везде. Во сне и наяву.
Пока я жив, я с ним плыву по свету,
Сквозь память человечества плыву.
|
Презентация,
слайд 22
Глиэр «Гимн великому городу»
Презентация,
слайд 23
|
Используемая литература
«Венок славы». Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в двенадцати томах. Том 3. «Подвиг Ленинграда». – М.: «Современник», 1987
«Стихи военных лет». Сборник. – Калининградское книжное издательство., - 1974
Барбашин И.П., Кузнецов А.И. Битва за Ленинград. – М.: 1964.
Буров А. «Блокада день за днем» - Л.: Лениздат, 1979
Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. М.: Воениздат, 1970.
Всегда готовы! Рассказы о ленинградских школьниках. – Л., 1962.
Горбачевич К., Хабло Е. Почему так названы?.- СПб.: Норинт, 2002
Дудин М. дальняя дорога. Стихи и поэма. – М.: Современник.,1982
Молчанов А. Мы из блокады, стихотворения. – СПб, 2001
Суслов В. «50 рассказов о блокаде». - СПб.: Нотабене, 1994
|
|
|