Главная страница

Сценарий часа общения в 10 «Б» классе Классный руководитель Стеликова Г. В. Тема занятия: «Я и другие» Тип занятия: психологический практикум


Скачать 55.26 Kb.
Название Сценарий часа общения в 10 «Б» классе Классный руководитель Стеликова Г. В. Тема занятия: «Я и другие» Тип занятия: психологический практикум
Дата 12.03.2016
Размер 55.26 Kb.
Тип Сценарий

Сценарий часа общения в 10 «Б» классе


Классный руководитель Стеликова Г. В.
Тема занятия: « Я и другие»

Тип занятия: психологический практикум

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков учащихся, укрепляющих

социальные связи


Задачи занятия:

  • Развитие навыков общения

  • Построение конструктивных взаимоотношений между учащимися

  • Адаптация учеников вновь созданном коллективе

  • Ознакомление с понятием «эмпатия»

Оформление:

  • отчёты предыдущих занятий (т.е. продукты творчества ребят)

  • оссоциограмма на слово «самовоспитание»

  • художественная выставка: «Высказывания «Великих» людей в рисунках»

  • доска, маркеры (для фиксации обсуждения)


Анонс предыдущих тем:

«Самовоспитание» - составление оссоциограммы,

- определение целей,

- прогнозируемые результаты.

«Жизненная позиция» - знакомство с биографией выдающихся людей,

- «мудрые мысли»,

- художественная выставка «Высказывания

«Великих» в рисунках».

«Самооценка» - правила сравнения себя с другими,

- диагностика «моё состояние».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I. Организационный блок

Вводное слово учителя: На предыдущем занятии мы пришли к выводу, что не всегда нам легко строить отношения с другими людьми. И часто причина непонимания кроится в нас самих. И что общению нужно учиться. Я предлагаю сегодня обсудить тему: «Я и другие».

В жизни нашего класса произошли изменения. Мы теперь учимся не просто в 10 «Б» классе, а в социально-экономическом классе. Из класса ушли 9 человек: 6 – в техникумы и колледжи, 3 – на филологический профиль. Они сегодня пришли к нам на занятие. Из 9 «А» и «Г» к нам в класс перешли 6 ребят. Вот уже 2,5 месяца 10 «Б» существует в измененном составе. Поэтому цель данного занятия не только развитие определённых навыков общения, но и понимание другого + сотрудничество.


Наше занятие будет проходить в форме психологического практикума. И сегодня мы будем играть, осваивать различные социальные роли и модулировать ситуации.

Но сначала давайте подготовимся к занятию.

II. «Разминка»

Цель: Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе,

развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время 10 минут.

Упражнение: «О других с любовью»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу, посередине стоит


стул, на который ведущий сажает первого ученика (важно, чтобы к нему все относились доброжелательно). Участники делают ему комплименты, говорят, что в нём хорошего. Первый участник выводит за руку второго и сажает на стул… Так продолжается пока «хорошо» не скажут о последнем участнике (обычно, это самый замкнутый ученик).

Упражнение: «Ванька-Встанька»

Процедура проведения: Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.


Ведущий задаёт вопросы всем, побывавшим в центре круга:

  • Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям

в кругу?

Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им помешало.

Затем, вопросы задаются всем участникам:

III. Основное содержание занятия

Мотивационный блок

Для дальнейшей работы нужно разделить группу на пары. Желательно, чтобы пары состояли из «новых» и «старых» учеников. Но сделать это нужно

так, чтобы сами участники этого не заметили. Для этого проводим игру «Мы похожи».

Процедура проведения: ведущий вызывает 2 участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Эти участники таким же способом формируют команды. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в командах. Теперь каждый выбирает себе пару из другой команды.

Упражнение “Глаза в глаза”

Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.

Процедура проведения: В течение 3 минут партнёры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

  • Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?

  • Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?

  • Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?

Информационный блок

Слово учителя: Как трудно порою понять себя, а ещё труднее понять другого человека. В общении люди проявляют сочувствие, сострадание.

В психологии есть такое понятие – “эмпатия”, то есть искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения.

Если компания, группа, коллектив формируется на этих принципах, то главными критериями отношений будут:

- равноправие,

  • уважение,

  • сотрудничество и солидарность в решении общих

проблем.

Критериями показателя нетерпимости в коллективе является:

  • раздражительность

  • невежливость

  • пренебрежительное отношение к другим

  • оскорбление

  • насмешки

Обсуждение, на каких принципах строятся отношения в нашем классе.

Проблемный блок.

Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением

поставить себя на место другого.

Представьте себе такую ситуацию: один ученик просит у другого списать домашнее задание. При этом чаще всего получает отказ.

Обсуждение ситуации:

  • Представьте себя на месте того и другого. Какие чувства вы испытываете?

  • Какие действия будете предпринимать?

  • Чем закончится конфликт?

  • Как можно избежать конфликта, выйти достойно из конфликтной ситуации?

Вывод: поставить себя на место другого человека – это и есть эмпатия.

Информационный блок

Слово тренера по толерантности, ученика этого класса: бесконфликтное поведение, точки общения, навешивание ярлыков, заполнение поля общения.
1V. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятие. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия, начиная с фразы: « Мне было интересно, когда…»

Примерный перечень вопросов к группе:

  • Как вы себя чувствуете?

  • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о занятии одним словом, например, интересно, полезно и т.д.

V1. Блок домашнего задания.

Притча «Пятьдесят лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал её руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так её любишь».

Творческое задание:

Проанализировать притчу и дать характеристику героев притчи.

Какое отношение имеет данная притча к нашей теме?

Может быть, кто-нибудь напишет притчу об отношениях в нашем классе.