|
Сценарий часа общения в 10 «Б» классе Классный руководитель Стеликова Г. В. Тема занятия: «Я и другие» Тип занятия: психологический практикум
Сценарий часа общения в 10 «Б» классе
Классный руководитель Стеликова Г. В.
Тема занятия: « Я и другие»
Тип занятия: психологический практикум
социальные связи
Задачи занятия:
Развитие навыков общения
Построение конструктивных взаимоотношений между учащимися
Адаптация учеников вновь созданном коллективе
Ознакомление с понятием «эмпатия»
Оформление:
отчёты предыдущих занятий (т.е. продукты творчества ребят)
оссоциограмма на слово «самовоспитание»
художественная выставка: «Высказывания «Великих» людей в рисунках»
доска, маркеры (для фиксации обсуждения)
Анонс предыдущих тем:
«Самовоспитание» - составление оссоциограммы,
- определение целей,
- прогнозируемые результаты.
«Жизненная позиция» - знакомство с биографией выдающихся людей,
- «мудрые мысли»,
- художественная выставка «Высказывания
«Великих» в рисунках».
«Самооценка» - правила сравнения себя с другими,
- диагностика «моё состояние».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационный блок
Вводное слово учителя: На предыдущем занятии мы пришли к выводу, что не всегда нам легко строить отношения с другими людьми. И часто причина непонимания кроится в нас самих. И что общению нужно учиться. Я предлагаю сегодня обсудить тему: «Я и другие».
В жизни нашего класса произошли изменения. Мы теперь учимся не просто в 10 «Б» классе, а в социально-экономическом классе. Из класса ушли 9 человек: 6 – в техникумы и колледжи, 3 – на филологический профиль. Они сегодня пришли к нам на занятие. Из 9 «А» и «Г» к нам в класс перешли 6 ребят. Вот уже 2,5 месяца 10 «Б» существует в измененном составе. Поэтому цель данного занятия не только развитие определённых навыков общения, но и понимание другого + сотрудничество.
Наше занятие будет проходить в форме психологического практикума. И сегодня мы будем играть, осваивать различные социальные роли и модулировать ситуации.
Но сначала давайте подготовимся к занятию.
II. «Разминка»
Цель: Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе,
развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время 10 минут.
Упражнение: «О других с любовью»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу, посередине стоит
стул, на который ведущий сажает первого ученика (важно, чтобы к нему все относились доброжелательно). Участники делают ему комплименты, говорят, что в нём хорошего. Первый участник выводит за руку второго и сажает на стул… Так продолжается пока «хорошо» не скажут о последнем участнике (обычно, это самый замкнутый ученик).
Упражнение: «Ванька-Встанька»
Процедура проведения: Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Ведущий задаёт вопросы всем, побывавшим в центре круга:
Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям
в кругу?
Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им помешало.
Затем, вопросы задаются всем участникам:
III. Основное содержание занятия
Мотивационный блок
Для дальнейшей работы нужно разделить группу на пары. Желательно, чтобы пары состояли из «новых» и «старых» учеников. Но сделать это нужно
так, чтобы сами участники этого не заметили. Для этого проводим игру «Мы похожи».
Процедура проведения: ведущий вызывает 2 участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Эти участники таким же способом формируют команды. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в командах. Теперь каждый выбирает себе пару из другой команды.
Упражнение “Глаза в глаза”
Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.
Процедура проведения: В течение 3 минут партнёры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?
Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?
Информационный блок
Слово учителя: Как трудно порою понять себя, а ещё труднее понять другого человека. В общении люди проявляют сочувствие, сострадание.
В психологии есть такое понятие – “эмпатия”, то есть искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения.
Если компания, группа, коллектив формируется на этих принципах, то главными критериями отношений будут:
- равноправие,
уважение,
сотрудничество и солидарность в решении общих
проблем.
Критериями показателя нетерпимости в коллективе является:
раздражительность
невежливость
пренебрежительное отношение к другим
оскорбление
насмешки
Обсуждение, на каких принципах строятся отношения в нашем классе.
Проблемный блок.
Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением
поставить себя на место другого.
Представьте себе такую ситуацию: один ученик просит у другого списать домашнее задание. При этом чаще всего получает отказ.
Обсуждение ситуации:
Представьте себя на месте того и другого. Какие чувства вы испытываете?
Какие действия будете предпринимать?
Чем закончится конфликт?
Как можно избежать конфликта, выйти достойно из конфликтной ситуации?
Вывод: поставить себя на место другого человека – это и есть эмпатия.
Информационный блок
Слово тренера по толерантности, ученика этого класса: бесконфликтное поведение, точки общения, навешивание ярлыков, заполнение поля общения.
1V. Рефлексия занятия
Учащиеся делятся впечатлениями о занятие. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия, начиная с фразы: « Мне было интересно, когда…»
Примерный перечень вопросов к группе:
Как вы себя чувствуете?
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о занятии одним словом, например, интересно, полезно и т.д.
V1. Блок домашнего задания.
Притча «Пятьдесят лет вежливости».
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал её руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так её любишь».
Творческое задание:
Проанализировать притчу и дать характеристику героев притчи.
Какое отношение имеет данная притча к нашей теме?
Может быть, кто-нибудь напишет притчу об отношениях в нашем классе.
|
|
|