С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
Строгий режим дня;
Отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
-
Новые требования к поведению;
Постоянный контакт со сверстниками;
Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного;
Другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно значительной. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
-
Творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и ееобстоятельства среды;
Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
-
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодалевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
На основании вышеизложенного выделяются следующие цели в работе, во время адаптационного периода у детей:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
Формирование чувства уверенности в окружающем.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны – добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад малышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые- воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят. Что-то требуют. И ходить по детскому саду немного страшно – что там, за поворотом? – не заблудиться бы.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми с воспитателями. Именно поэтому одной из задач адаптационного периода является – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
Знакомство, сближение детей между собой;
Знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
Знакомство с группой;
Знакомство с детским садом;
Знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выполнение определенных правил. И прежде, чем рассмотреть приемы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами:
Правило №1
Первое и самое важное правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило №2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило №3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило №4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило №5
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «неверно», «не так» или «молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте возможность ребенку проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
«Давайте познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в пересылке на дальние расстояния. Ведущий называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно, и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
«Раздувайся, пузырь!»
Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу, воспитатель говорит: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!». Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (воспитатель) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
«Лови-лови!»
Для проведения этой игры необходима палочка с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой (воспитатель). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке и после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
«Чей голосок?»
Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
«Расскажи стихи руками»
В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками, всем телом» великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем. Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.
Пример стихотворения:
Заинька – зайка, Дети прыгают. Поджав руки, имитируя зайку.
Маленький зайка, Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.
Длинные ушки, Дети приставляют ладошки к голове – «ушки».
Быстрые ножки. Побежали.
Заинька – зайка,
Маленький зайка, Движения повторяются.
Деток боишься, Дети обхватывают себя руками,
Зайка трусишка. Изображая страх, дрожат.
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
«Найди игрушку»
Ведущий (сначала воспитатель, потом – дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего остальным предлагается ее найти.
Например: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке. Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.) Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («моет посуду»), через ее действия («лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.
«Чьи вещи?»
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, повар-половник, музыкальный инструмент – музыкальный работник и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И вместе с ребятами разбираются, где, чья вещь. Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусным обедом и т.д.
«Как пройти?»
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала детям описывается путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть на право, пройти по коридору и т.д. и обратно. После этого дети вместе с воспитателем провожают Степашку к врачу. Вылеченный Степашка (как доказательство – забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Вариантов этой игры может быть много.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида
«Детский сад №38»
Консультация для педагогов по теме:
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Составила и провела: педагог-психолог Николенко Н.В.
2014г
|