Главная страница

«Рождество Христово»


Скачать 152.46 Kb.
Название «Рождество Христово»
Дата 17.02.2016
Размер 152.46 Kb.
Тип Урок

Районный этап Всероссийского конкурса по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк - 2016»
Номинация конкурса для педагогов:

  1. интерактивные сценарии рождественских и новогодних праздников.



Ф.И.О педагога: Швидкая Ирина Александровна

Должность: учитель

МКОУ «Александроневская средняя школа», Убинского района, Новосибирской области

Предмет: ОРКСЭ, модуль ОПК

Тема урока: «Рождество Христово».

Тип урок-мероприятие: изучения нового материала.
Сценарий рождественского праздника "Рождество Христово"
Цель: познакомить с историей, традициями и обычаями празднования Рождества Христова.

Задачи: создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

воспитание видения духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие;

развивать у ребенка чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

показать ценность крещения человека и государства;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; гордость за культуру России
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация, фильмы.

Икона Рождество Христово.

Класс украшен гирляндами, звездами, на окне стоит красная рождественская свеча, елка украшена игрушками. песня«Аvе Маriа» Ф. Шуберта.

Сладости для чаепития.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок-мероприятие:

Учащиеся владеют

- регулятивными УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение (1 уровень);

оценивать результат своей деятельности (2 уровень);

- познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У учащихся недостаточно сформированы

- коммуникативные УУД:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе групп обучающихся;

- личностные УУД:

Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (2 уровень).
Ход урока:

  1. Организационный момент.


Дети входят в зал и встают перед иконой "Рождество Христово". Учитель-ведущий читает тропарь праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!


  1. Мотивационно-целевой этап


Ведущий 1: Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Сегодня мы с вами узнаем о празднике Рождество Христово.
Просмотр фильма «Рождество Христово»
III. Поисково-исследовательский этап (Анализ собранной информации из разных источников и его обработка)
Ведущий 2: Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Ведущий 1: Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника — Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия. Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.
Ведущий 2: Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. Традиционно на Перечислить все обычаи практически невозможно. Каждый из праздничных дней расписан по минутам.
Ведущий 1: Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...
Ведущий 2: В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после — скоромное, начинался великий Мясоед. Рождественским блюдом считают индейку с яблоками. Но это не совсем так. А вы знаете, блюда, которые употребляли на Рождество?
Ведущий 1: Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!
Ведущий 2: Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.
Ведущий 1: Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Ведущий 2: На вершине Рождественской елки и сегодня, как и много лет назад, сверкает Звезда – символ той звезды, которая вела волхвов – мудрецов Востока к яслям родившегося Богомладенца.
Ведущий 1: В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…

Ведущий зажигает на окне свечу, в это время раздается стук в дверь.
IV. Практический этап
Ведущий 2: А еще на Рождество устраивали представления, спектакли. В них принимали участие все домашние. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации. Солоха. И мы предлагаем представленье людям всем на удивленье. Разыгрываются сценки
Инсценирование стихотворения «РАЗГОВОР СО ЗВЕЗДОЧКОЙ» Г. Везикова
Гаснет свет. Дети все выстроены в вереницу со свечами. Входят под музыку изображая «Млечный путь» В конце появляется звезда Вифлеемская.


Мальчик: Ты до утренней зари
В небе, звёздочка, горишь!
А когда ложусь я спать,
Ты мигаешь мне опять.
Слушай, звёздочка, скажи,
Хорошо на небе жить?

Звёздочка: Ты пока совсем малыш:
Днём играешь, ночью спишь
И о Боге знаешь мало –
То, что мама рассказала.
Но тебе отвечу я:
В небе радость вечная.
Счастлив, кто сюда пришёл.
В небе очень хорошо!

Мальчик: Звёздочка, ты много лет
Светишь людям на земле.
Я тебе задам вопрос:
Как родился в мир Христос?

Звёздочка: О, я помню всё отлично!
Та звезда, моя сестричка,
Рассказала людям всем,
Что пришёл Он в Вифлеем.
Это было так давно,
Но я помню эту ночь:
Мы, небесные светила,
Ярче в эту ночь светили
И украдкой, через щели,
На Царя царей смотрели.
Пели ангелы чудесно,
Не забыть мне этой песни,
Неземные голоса...
Если б мог ты слышать сам!

Здесь детям задают вопросы о Рождестве, а они отвечают.

Мальчик: Я не звёздочка, я мальчик
Да ещё и лет мне мало...
Знаешь, звёздочка, обидно –
Ничего-то я не видел:
Ни Спасителя, ни неба,
В Вифлееме тоже не был.
Стал бы звёздочкой, как ты,
Всё б увидел с высоты!

Звёздочка: Выше голову, малыш,
Ведь напрасно ты грустишь.
Ты счастливей многих звёзд:
В жизни ждёт тебя Христос!


Опять можно задать несколько вопросов детям, позволить им рассказать стихи и спеть песни.
Ведущий 1: Ребята, знаете почему на Рождество всегда украшают елку?
 
Ведущий 2: Не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, принимали участие в великом торжестве. Всем хотелось видеть родившегося Спасителя. А счастливее других оказались 3 дерева, стоящие у самого входа в пещеру. Им хорошо были видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка.
Хоровод вокруг ёлки.
Ведущий 1: Послушаем «Предание о первой Рождественской елке»

(Е.Ивановская)
Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

- Тс!.. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...

И она горько заплакала.

Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Просмотр фильма «Ёлка в Рождество»
Ведущий 2: Кто-нибудь из присутствующих тоже может спеть славильные песни или колядки, заклички.

Мы малешеньки ребятешеньки,
Мы пришли прославлять, людей величать!
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле копнами,
На столе пирогами!
Слава, слава, хозяюшке! (Кланяются).



Непоседушки.
У добрых хозяев родись рожь густа,
Колоском хороша, соломкой пуста!
Дак дай еще Бог полтораста коров,
Девяносто быков!
Кто подаст пирога — тому здравие!
(Повторяют по очереди еще раз — кто громче).
Сею, вею, посеваем!
С Рождеством всех поздравляем!
С Рождеством, с богатым столом,
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богачеством!
А-а-а на-а-ам сла-а-а-вцам…
(с убыстрением)



Пива — корзину!
Яиц — коробину!
Бочку — квасу!
Блюдо шанег! Крынку с маслом!
Малым деткам по конфетке!
Со Христовым Рождеством.

Ведущий 2: Хорошо, хорошо славите, громко да звонко! А поете-то как? А пляшете?



Ведущий 1: И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги. Всем присутствующим вручаются небольшие подарки.
Ведущий 2: Угощайтесь, не стесняйтесь, заслужили, получайте! (На подносе — печенье, пряники, бублики,конфеты). Ну вот и заканчиваются наши посиделки. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Поздравляю с Рождеством,
Счастья будет полон дом,
Блюдо на столе стоит,
За окошком снег скрипит.
Вам желаю я веселья
И тепла у очага.
Пусть Ваш дом любовь и счастье
Не покинут никогда.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Ведущий 1: Подведём итог нашего урока. Проведем тест-викторину: “Рождество Христово? ”

1. Сколько лет назад родился Христос?

2. В какой стране?

3. Он родился в том городе, где жили Его мать и приемный отец?

4. В каком городе Он родился? Почему?

5. Кто правил в то время Римской империей?

6. А кто правил страной, где родился Христос?

7. Как звали приемного отца Иисуса Христа?

8. Что такое вертеп?

9. Почему Христос родился там, а не в доме?

10. Кто первый узнал о Рождестве младенца Христа?

11. Кто сообщил им об этом и что сказал?

12. Кто такие волхвы?

13. Как они узнали, что должен родиться Христос'?

14. Что принесли они в дар младенцу Христу?

15. Что означали эти дары?
Ведущий 1: Молодцы! Замечательно провели время. А на память, чтобы вы в рождественский вечер не скучали я подарю Вам кроссворд. (см. приложение)

В работе использованы Интернет-ресурсы:
Источник: «Православный образовательный портал «Слово»//Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics
Источник: Сайт «Рождество Христово»// Режим доступа: http://rojdestvo.paskha.ru

Источник: «Христианский сайт «Копилочка»// Режим доступа: http://www.kopilochka.net.ru
Источник: Сайт «Рождество Христово»// Режим доступа: http://rojdestvo.paskha.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кроссворд





1











































15













2

3

4

5

6

7

8




9

10

11

12

13

14










Р

О

Ж

Д

Е

С

Т

В

О




Х

Р

И

С

Т

О

В

О












































































































































































































































































































































































































































































1. Животное, часто изображаемое рядом с яслями Спасителя.

2. Тук.

3. Безвозмездное приношение.

4. Гора, с которой вознесся Иисус Христос.

5. Старец, встретивший в храме Младенца Христа.

6. Спутник ап. Павла, которому посвящены 2 его послания.

7. Слепой нищий из Иерихона, которому Христос вернул зрение.

8. Что предшествует свадьбе.


9. Ангелы, изображенные на крышке Ковчега Завета.

10. Жена Исаака.

11. Река, в которой крестился Иисус Христос.

12. Гора, на которой Бог дал Израильтянам закон.

13. Еврейское название Пятикнижия Моисея.

14. Постель.

15. Праматерь всех живущих на земле.


Ответы:

1. Вол. 2. Жир. 3. Дары. 4. Елеон. 5. Симеон. 6. Тимофей. 7. Вартимей. 8. Обручение. 9. Херувимы. 10. Ревека. 11. Иордан. 12. Синай. 13. Тора. 14. Одр. 15. Ева.