|
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида
«КАТЮША»
(МАДОУ «Катюша»)
Обобщение педагогического опыта работы
Тема:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной»
Воспитатель:
Тихоненко
Наталья Александровна
г. Лабытнанги
2012 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ТИХОНЕНКО НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАТЮША»
Тема опыта: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам организации творческой гостиной.
Идея исследования: Развивать связную речь дошкольников через систему игровых упражнений и заданий по развитию коммуникативных способностей, нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.
ИПМ 1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ф.И.О.: Тихоненко Наталья Александровна.
Образование: средне - специальное, окончила Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Карасукский педагогический колледж» в 2006 году, специальность по диплому «Преподавание в начальных классах».
Место работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Катюша», города Лабытнанги.
Должность: воспитатель;
Педагогический стаж: 5 лет.
Квалификация: 2-я квалификационная категория в должности «воспитатель».
Ведомственные награды: Почетная грамота Управления образования г. Лабытнанги, 2012 г.
ИПМ 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЫТА
Приоритетным направлением МАДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие воспитанников, поэтому особое внимание уделяю образовательной области «Коммуникация», а именно речевому развитию дошкольников, т.к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Всякая задержка, любые нарушения в развитии речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, им трудно общаться со сверстниками и взрослыми. А это в свою очередь отрицательно сказывается на дальнейшем обучении в школе.
Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие (А.В.Запарожец) в процессе общения и взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, при котором ребёнок проявляет природную активность в познании и деятельности; освоении окружающего, а взрослый создаёт условия. Для этого, организуя материальную и языковую среду, вовлекая ребёнка в совместную деятельность.
Понимание системы в обучении связной речи предлагает поиск приемов активизации этой деятельности.
ИПМ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В своей деятельности руководствовалась основными положениями Д.Б.Эльконина о возрастной периодизации. Особую роль он отводил ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста; на закономерностях речевого развития детей Л.С.Выготского, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, А.В. Щерба, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой; на научном положении Ф.А.Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистическом развитии в дошкольном детстве; на теории развития изобретательных задач Г.С.Альтшуллер; Л.Е. Белоусовой, Л.Б. Фесюковой.
ИПМ 4. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Актуальность данной проблемы, развития речи детей дошкольного возраста определяются той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка – дошкольника.
Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и расширению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Понимание выше перечисленного, и дало толчок на поиск наиболее эффективных путей и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В.В. Давыдов).
ИПМ 5. НОВИЗНА ОПЫТА
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, главная его ценность в том, что изменен подход к организации речевой деятельности, в основе которой личностно-ориентированная модель общения взрослого с детьми; используются разнообразные формы организации речевой работы с детьми.
ИПМ 6. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Данный опыт может быть рекомендован для практической работы воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям. Предложенный игровой материал можно использовать в свободной игровой деятельности.
Все методы и приёмы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.
ИПМ 7. ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА
Для проведения непосредственно образовательной деятельности не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и фантазировать, и тогда всё, что вас окружает - превращается в «орудия» творчества. Но конечно, при организации непосредственно образовательной деятельности, очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются и уже знакомы детям, поэтому изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр.
ИПМ 8. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Описание опыта работы по организации полноценной речевой деятельности включает в себя два направления:
1-е направление – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;
2-е направление – нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.
Система игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей состоит из 4 – х блоков:
Блок «Развиваем умение сотрудничать» направлен на обучение детей умению слушать, понимать и подчиняться правилам; контролировать движения и работать по инструкции; воспитание доверия друг другу, чувства ответственности.
Блок «Развиваем умение активно слушать». Цель данного блока заключается:
в обучении детей общаться на вербальных и невербальных уровнях;
в обучении определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства;
в обучении умению задавать открытые и закрытые вопросы, умению перефразировать сказанное, сохраняя главный смысл;
в формировании умения выделять основную идею высказывания, подводить итог;
в обучении использования приёма активного слушания – развитие мыслей собеседника.
Блок «Развиваем умение высказываться». Цель блока:
учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл);
формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог;
учить использовать такой приём слушания, как развитие мыслей собеседника.
Блок «Развиваем умение правильно перерабатывать информацию», цель которого заключается в обучении умению перерабатывать информацию.
При организации речевой деятельности детей использую личностно-ориентированную модель общения взрослого с детьми. Основными признаками, которой являются:
Опора на субъективный опыт ребёнка. Педагог сообщает знания в строгой последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления. В процессе общения ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. При организации занятия позиция педагога состоит в уважительном отношении к любому высказыванию ребёнка по содержанию обсуждаемой темы. Обсуждение «детской версии» проходит в равноправном диалоге, только тогда дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым. Основной смысл состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка.
-
Знание психофизических особенностей. Педагог должен располагать набором дидактического материала, позволяющего ребёнку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, которые передаются при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, изображением и т.д. Ребёнку надо предоставить возможность проявить избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе образовательной деятельности требует особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.
Роль равноправных партнеров. Общение с ребёнком должно быть построено таким образом, чтобы он мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем сам активно проявлять себя. Это требует от воспитателя учёта не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления.
Данный опыт предполагает использование нетрадиционных форм организации речевой деятельности: ситуации общения, творческие мастерские.
Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Типы ситуации общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает эмоциональный настрой.
Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:
Добровольное участие.
Взрослый выступает как партнер по общению, в деятельности.
За счёт изменения обучающей позиции педагога на партнёрскую происходит изменения стиля взаимоотношения педагога и детей. Взрослый – это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает права ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы. Уходить от непринятых ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т.п.).
Ситуация общения планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или на прогулке.
Длительность ситуации общения от 3 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
Участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от желания детей.
Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми.
В младшей группе целесообразней проводить ситуации общения, побуждающие ребёнка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например, что мешает открыть и закрыть дверь, задвинуть ящик с игрушками и т.п. определение причины нарушения привычных явлений уже требует включения логического мышления, хотя и осуществляемого в наглядно-действенной форме. Таким образом, у детей формируются понимание временных и причинно-следственных связей и отношений.
Активизировать речь детей старшего дошкольного возраста помогает организация творческих мастерских. Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
Творческое начало, которое несёт в себе сама идея творческой деятельности.
Импровизационный характер деятельности.
Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
Атмосфера эмоционального подъёма.
Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребёнка.
Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребёнка.
Педагогу нужно уметь:
не мешать ребёнку творить;
быть рядом с ним в этом процессе;
принять и понять его позицию;
довериться ребенку в минуту творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
бережно относиться к результатам творческой деятельности.
Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной игры. Спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности.
Основные виды творческой мастерской.
Игровая творческая мастерская. Данные знания в форме игры, усваиваются детьми дошкольного возраста быстрее, прочнее и легче, т.к. игра – основный вид деятельности дошкольника. Игра стирает грань между иллюзией и действительностью. Это некая «модель», где ребёнок может «принять» на себя любую роль. Именно в игре, он реализует возможность действовать самостоятельно, активно. Игры развивают активный словарь дошкольников, подготавливают почву для формирования монологической речи. Работа со словом формирует интерес к словесному творчеству, в том числе и сочинению рассказов, сказок, к использованию разнообразных средств, для придания повествованию выразительности. К игровым творческим мастерским относятся:
сказочное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»;
речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединённых сюжетом знакомой сказки.
пресс-конференция, где дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и т. д.
конкурс, где дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими.
рисунки-сочинения - сочинение детьми сказок, рассказов по своим собственным рисункам.
Интегрированные творческие мастерские - детям предлагаются разнообразные виды деятельности. Они позволяют значительно освободить время для самостоятельной, познавательной, игровой деятельности детей.
Тематические творческие мастерские - единство темы позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей.
Эффективные методы и приёмы, применяемые в работе с детьми.
Включение диалогов (как с взрослыми, так и с детьми) обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения; вариативность рассказов, взаимодействие детей в развёртывании единого сюжета; даёт возможность реализовать потребность детей в общении с взрослыми; помогает понять педагогу ребёнка, услышать язык эмоционального сообщения.
Создание проблемных ситуаций активизируют творческое воображение ребёнка, любопытство, любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и их воплощение во внешнюю форму: словотворчества, придумывания рифмы, загадок, продолжение стихов, рассказов.
Моделирование - использование схем, моделей, знаков при составлении описательных рассказов детей, придумывании сюжетов сказок, фантастических истории, при пересказе художественного произведения. Они помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определять при рассматривании предмета его свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти последовательность, которая является планом.
Использование элементов ТРИЗ помогает обогащать круг представлений детей, расширяет словарный запас, развивает творческие способности. ТРИЗ помогает формировать логику и диалектику, преодолевать застенчивость, замкнутость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно выходить из трудных положений, находить оригинальные решения, составлять творческие рассказы и сказки.
решение противоречий формирует умение искать и находить своё решение;
метод фокальных объектов – придумывание чего-то нового, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
прием эмпатии – представление себя, на месте какого- либо предмета, объёкта;
синектика (аналогия) - объединение разнородных элементов; выявление сходства объекта с другим: по форме, структуре, функциям, цвету, свойствам;
решение сказочных задач и придумывание новых сказок.
5. Алгоритмизация. Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности. Этот приём используется при решении противоречий и при составлении рассказов и сказок с помощью моделей.
Педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг проводится в два этапа:
1 этап – сентябрь – подготовительный,
2 этап - май – заключительный.
Выявление уровня развития связной речи проводится по следующим критериям:
полнота охвата фактов и наличие связей между этими фактами;
логика изложения;
соблюдение структуры рассказы;
способность точно формулировать мысли.
Уровни развития связной речи детей:
Высокий – правильно формулирует основную мысль рассказа, усваивает все существенные связи; последовательно и точно строит рассказ, соблюдая структуру описания, повествования, рассуждения, самостоятельно подбирает аргументы, владеет логикой изложения материала. Правильно строит предложения, использует в речи сложные предложения, имеет навыки употребления слов в сочетании с другими словами, с учетом контекста, владеет интонационной выразительностью речи.
Средний – затрудняется в формулировке основной мысли, все существующие связи устанавливает частично, пропускает структурные части рассказа, нарушает логику изложения материала, аргументы подбирает при помощи воспитателя. Правильно строит простые предложения, не использует в речи сложные предложения, слабо владеет навыками употребления слов в сочетании с другими словами (с учетом контекста), частично владеет интонационной выразительностью речи.
Низкий - ребенок не формулирует основную мысль рассказа, не устанавливает все существующие связи или устанавливает неверно, структура рассказа нарушена, затрудняется в построении простых предложений, сложные отсутствуют, нет навыков в употреблении слов в сочетании с другими словами, не владеет интонационной выразительностью речи.
Эффективность и результативность работы по развитию связной речи складываются из достижений конкретных детей. Поэтому в методику проведения педагогического мониторинга включена работа по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребёнка. На основании полученных данных определяются перспективы развития связной речи, как каждого ребёнка, так и группы в целом (О. Ушакова).
Результативность:
Уровень речевого развития за три года, %
Таким образом, организация полноценной речевой работы позволила сформировать у детей заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечила разностороннее воспитательное влияние на их развитие, построила воспитательно-образовательный процесс на интересном, понятном, ценном в воспитательном отношении содержании и материале.
Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребёнка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники научились слушать и понимать обращенную речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.
Приложение 1.
Система игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей
Название игр и упражнений
|
Цель
|
Блок №1. «Развиваем умение сотрудничать»
|
«Травинка»
|
Учить выражать собственные эмоции невербальными способами
|
«Менялки»
|
Учить соблюдать право на личное достоинство и уважать его
|
«Холодно-горячо, право-лево»
|
Учить ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, потом по плану-схеме
|
«Обыграй превращение»
|
Учить контролировать движения (действия) и работать по инструкции
|
«Экскурсия в магазин»
|
«Связующая нить»
|
Учить соблюдать права каждого на индивидуальность
|
«Поводырь»
|
Учить ответственно, выполнять порученную роль; воспитываем доверие друг к другу
|
«Волшебный стул»
|
Блок №2. «Развиваем умение активно слушать»
|
«Игра без слов»
|
Учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства
|
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
|
«Спаси птенца»
|
«Зеркало»
|
«Фантазии о ….»
|
«Автобиография»
|
«Кто красивей всех на свете?»
|
«Узнай меня»
|
«Вспомни сказку»
|
«Телефон»
|
Развивать слуховое восприятие
|
«Цепочка слов»
|
«Кто что делает»
|
|
«Подбор объектов к действию»
|
«Эхо»
|
«Какие бывают слова»
|
«Небылицы»
|
«Почему и Потому»
|
Учить детей задавать открытые и закрытые вопросы
|
«Как тебя зовут?»
|
«Сундучок»
|
«Чересчур»
|
«На что это похоже?»
|
«Вопросы и ответы»
|
«Любопытный»
|
«История, рассказанная с окончания»
|
«Картинная галерея»
|
«Пум-пум-пум»
|
«Хитрые вопросы»
|
«Скажи по-другому»
|
Учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл
|
«Узнавание»
|
«Синонимические ряды»
|
«Иносказание»
|
«Пропавшее слово»
|
«Объясни Незнайке»
|
«Тайный смысл»
|
Формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог
|
«Поиск смысла»
|
«Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»
|
«Общее и особенное»
|
«Ресурсный анализ»
|
«Изменение сказочной развязки»
|
«Слова на ладошке»
|
Учить использовать приём активного слушания - развитие мыслей собеседника
|
«Пропущенные слова»
|
«Лавина»
|
«Бесконечное предложение»
|
«Моё начало – твой конец»
|
«Родственники»
|
«Концовка»
|
Блок №3 «Развиваем умение высказываться»
|
«Ролевые диалоги»
|
Учить перефразировать сказанное, использовать приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника; формировать умение выделять основную идею высказывания
|
«Куда пойдёшь, что найдёшь?»
|
«Цепочка ассоциаций»
|
«Неоконченный рассказ»
|
«Карусель»
|
«Волшебные превращения»
|
«Анализ ситуации и ресурсов»
|
«Событийная цепочка»
|
«Сказка на изнанку»
|
«Сказки в заданном ключе»
|
Блок №4. «Развиваем умение правильно перерабатывать информацию»
|
«Интервью»
|
Учить детей перерабатывать полученную информацию
|
«Отгадай загадку»
|
«Что бы это значило?»
|
«Добавление»
|
«Собери чемодан»
|
«Аргументация»
|
«Фантастические гипотезы»
|
«Так бывает или нет?»
|
Приложение 2.
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми
Название игр и упражнений
|
Цель
|
Ситуация общения
|
«Почему так говорят?»
|
Учить понимать значение разных выражений, находить смысловые ошибки
|
«Шуточные вопросы»
|
Активизировать речевую деятельность детей, воспитывать внимательное и бережное отношение к слову
|
«Клубок сказок»
|
Формировать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать внимание и гибкость мышления
|
«Хитрые вопросы»
|
Развивать логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей
|
«Зубастый гребешок»
|
Учить ориентироваться в словах, устойчивых выражениях, понимать смысл фразеологизмов, знакомить с многозначными словами
|
«Лесная зверобика»
|
Развивать воображение, воспитывать внимание и гибкость мышления
|
«Если бы, да кабы…»
|
Учить детей строить логически завершённое высказывание, перевоплощение, вставать на место другого, видеть ситуацию его глазами
|
«Размытое письмо»
|
Воспитывать желание активно участвовать в совместной речевой деятельности, упражнять в составлении распространённых предложений
|
«Сочиняем рифмовки»
|
Активизировать речевую деятельность детей, развивать их «лингвистические способности», упражнять в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных
|
Творческая мастерская
|
«Путешествие в царство Волшебной сказки»
|
Учить отвечать на открытые вопросы, развивать мышление, воображение, тренировать память
|
«Мы – сказочники»
|
Развивать речь детей, обогащать словарный запас; развивать творческую продуктивную деятельность у детей
|
«Сказка на новый лад»
|
Выявить положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации; помочь детям в щадящем режиме освоить этапность разрешения противоречий; развивать творчество, фантазию детей в совместной деятельности
|
«Игра – придумывание по мотивам сказок»
|
Учить детей в совместной деятельности учитывать не только свою, но и чужую точку зрения, ориентироваться в творчестве на своего собеседника; развивать творческие способности в речевой деятельности
|
«Бином фантазии»
|
Развитие речи детей, пополнение словарного запаса; овладение детьми творческой продуктивной речевой деятельностью
|
|
|
|