- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Не сдерживайте инициативу.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
- Не раздражайтесь, когда ребенок задает слишком много вопросов.
- Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
- Учите доводить дело до конца.
Литература:
1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - Издательство «Баллас» 2013.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Часть 5. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание
Позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Важным фактором нравственного воспитания младшего школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции.
Традиционные источники нравственности:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
3. Гражданственность: правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
4. Семья, любовь и верность: почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода.
5. Труд и творчество: созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
6. Наука и познание.
7. Религия включает представления о Вере, Духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
10. Человечество: мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника через развитие коммуникативных компетенций.
Педагог должен научить младших школьников не только общаться, и находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством. Учитель обязан возвышать новое поколение, воспитывая в них воспитанность и нравственность. Что бы ни давали читать детям, будь то поэзия или проза, это должно придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом вы могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком.
Педагогу необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, уметь выявлять мысли и чувства, сопровождающие акты общения школьников с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими, - это поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения.
Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой:
- умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
- выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.
Развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире необходимо:
развивать личностные качества ребенка;
-
формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности;
формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого личность ребенка обогащается новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность следует строить в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходом.
Личностно-ориентированный подход.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- опора на положительные качества личности ребенка;
- подкрепление индивидуальных успехов.
Деятельностный подход.
- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;
- социальная значимость выполняемой деятельности;
- результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности педагогу следует применять совокупность методов:
метод педагогического наблюдения;
метод личного примера;
метод эмоционального воздействия на учащихся;
метод убеждения;
метод упражнений;
метод диагностики;
метод изучения литературы по интересующему вопросу;
метод проектов.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
Коммуникативные приёмы.
Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций следует использовать такие формы работы, как
игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);
коллективные творческие дела;
общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);
индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
работу с родителями (повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
Для того чтобы понять, каким образом идет формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение года следует организовать проведение исследования:
анкетирование родителей обучающихся (Приложение 1).
Цель: получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.
Так, на основе ранжирования анкет, были получены следующие данные: неполных семей – 40%, семей, где один ребенок –61%; семей, имеющих двоих и более детей – 39%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, неполноценное взаимодействие с другими людьми, что обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания развитию общения.
проведение изучения организованности коллектива (Приложение 2).
Цель: определить сформированность коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
Предложенная карта-схема представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой. С целью наблюдения динамики развития коллектива следует проводить данное наблюдение несколько раз в год.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал. Предложенные к данному выступлению материалы помогут педагогу сделать работу по формированию коммуникативных компетенций младших школьников более эффективной.
Приложение 1.
Анкета для родителей первоклассников
Прошу Вас заполнить анкету, что позволит больше узнать о Вашем ребенке и найти к нему индивидуальный подход.
1. ФИО ребенка _____________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________
3. Домашний адрес, телефон ___________________________________
4. Данные о родителях (ФИО, возраст, образование, место работы, должность, раб. телефон):
МАТЬ ______________________________________________________
ОТЕЦ ______________________________________________________
5. Состав семьи (обведите кружком):
а) полная;
б) неполная;
в) малообеспеченная;
г) многодетная;
д) ребенок под опекой;
е) есть у ребенка братья или сестры (указать)
6. Были ли трудности в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, частые заболевания, отставание в физическом развитии)?
_____________________________________________________________________________________
7. Посещал ли ребенок детский сад? ДА НЕТ
С какого возраста? __________________________________________________
Охотно туда ходил? ________________________________________________
8. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (травмы, операции). __________________________
9. Какие формы поощрения применяются дома? _________________________
10. Какие наказания применяют дома? _________________________________
11. Имеются ли у ребенка дома обязанности? Какие? _____________________
12. Как общается с ровесниками?
а) инициативный;
б) ожидает, когда с ним (ней) заговорят;
в) избегает общения.
13. Как реагирует на замечания взрослых?
а) разговаривает;
б) плачет;
в) соглашается, исправляется.
14. Какие игры предпочитает?
а) подвижные;
б) коллективные;
в) индивидуальные, настольные.
15.Как быстро утомляется ребенок в процессе работы?
а) может работать долго (до 30 мин), даже если работа не очень нравится;
б) может долго заниматься только тем, что нравится;
в) нет, даже если дело нравится.
16. Какие кружки и секции посещает ребенок во внеурочное время?
_______________________________________________________________
17. С удовольствием ли идет в школу? ______________________________
Наиболее привлекает ребенка:
школьная атрибутика,
звание «школьник»,
возможность познать новое.
18. По Вашему мнению (нужное подчеркнуть):
а) ребенок соответствует возрастным особенностям;
б) опережает ровесников;
в) имеет проблемы развития.
19. Есть вопросы и пожелания учителям? ______________________________
__________________________________________________________________
22. Что еще, по вашему мнению, нужно сообщить о Вашем ребенке?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благодарю Вас за откровенные ответы, которые Вы дали на вопросы анкеты. Полученная информация конфиденциальна и нужна для более глубокого изучения психологических особенностей Вашего ребенка.
Приложение 2.
Карта-схема изучения организованности коллектива.
Карта-схема предложенна Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
Положительные проявления организованности
|
Оценочная шкала
5 4 3 2 1
|
Отрицательные проявления организованности
|
1. В коллективе имеются органы эффективного самоуправления.
|
|
В коллективе нет органов самоуправления.
|
2. Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности.
|
|
Коллектив не в состоянии без посторонней помощи.
|
3. Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом.
|
|
Члены коллектива никогда не взаимодействуют друг с другом.
|
4. Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе.
|
|
Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам.
|
5. Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро.
|
|
Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается.
|
6. Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив.
|
|
При возникновении трудностей, ситуаций опасности, коллектив разрушается.
|
7. Неудачи в достижении целей коллектива усиливают его стремление к ним.
|
|
Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив, ведут к отказу от них.
|
8. Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами.
|
|
Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них.
|
9. Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу.
|
|
Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов.
|
10.В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу.
|
|
Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность.
|
11.Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия.
|
|
Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий.
|
12. Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой.
|
|
Имеющиеся в коллективе группировки школьников никогда не взаимодействуют между собой.
|
13.Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования.
|
|
Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию.
|
14.Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях.
|
|
Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось.
|
15.В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры.
|
|
В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают.
|
Приложение 3.
Приёмы работы по формированию коммуникативных навыков
1. Построение рассуждений по схеме. 2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
3. Продолжите ряд: Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
4. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
5. Коррекционные речевые упражнения
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.
Приложение 4
Классный час
«Мир человеческих отношений»
Форму его проведения переняла у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Наш классный час проходил в форме викторины и назывался «Можно – нельзя?».
На классной доске помещен рисунок с изображение совы – символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуации, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости, счастья.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержаться задания такого типа:
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются.
Что вы можете сказать о таких мальчиках?
В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место с улыбкой, смотрит на тех, кто стоит.
Как должна была поступить Оля?
Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька». – «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня.
Как вы думаете, права ли Таня?
Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
После того как ребята выскажут свое мнение, проведут свои примеры, берем листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаем «мнение» Совы.
|