| - Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
 
 - Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
 
 - Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
 
 - Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
 
 - Не сдерживайте инициативу.
 
 - Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
 
 - Не раздражайтесь, когда ребенок задает слишком много вопросов.
 
 - Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
 
 - Учите доводить дело до конца.
 
 Литература:
 
 1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - Издательство «Баллас» 2013.
 
 2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
 
 3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
 
 Часть 5. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание
 
 Позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Важным фактором нравственного воспитания младшего школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
 
 Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
 
 Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции.
 
 Традиционные источники нравственности:
 
 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
 
 2. Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
 
 3. Гражданственность: правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
 
 4. Семья, любовь и верность: почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода.
 
 5. Труд и творчество: созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
 
 6. Наука и познание.
 
 7. Религия включает представления о Вере, Духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
 
 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
 
 9. Природа: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
 
 10. Человечество: мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.
 
 Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника через развитие коммуникативных компетенций.
 
 Педагог должен научить младших школьников не только общаться, и находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
 
 По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством. Учитель обязан возвышать новое поколение, воспитывая в них воспитанность и нравственность. Что бы ни давали читать детям, будь то поэзия или проза, это должно придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом вы могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком.
 
 Педагогу необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, уметь выявлять мысли и чувства, сопровождающие акты общения школьников с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими, - это поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения.
 
 Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
 
 Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой:
 
 - умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
 
 - адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
 
 - выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.
 
 Развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования.
 
 Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
 
 Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире необходимо:
 
 
                  развивать личностные качества ребенка;
 
                    формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности;
 
формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого личность ребенка обогащается новым социальным опытом.
 
 Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность следует строить в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходом.
 
 Личностно-ориентированный подход.
 
 - учет индивидуальных и возрастных особенностей;
 
 - опора на положительные качества личности ребенка;
 
 - подкрепление индивидуальных успехов.
 
 Деятельностный подход.
 
 - мотивация деятельности, направленной на сотворчество;
 
 - социальная значимость выполняемой деятельности;
 
 - результаты совместной деятельности.
 
 Для организации деятельности педагогу следует применять совокупность методов:
 
 
                  метод педагогического наблюдения;
 
метод личного примера;
 
метод эмоционального воздействия на учащихся;
 
метод убеждения;
 
метод упражнений;
 
метод диагностики;
 
метод изучения литературы по интересующему вопросу;
 
метод проектов.
 
 Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
 
 
                  Коммуникативные приёмы.
 
Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
 
 Для положительной реализации рекомендаций следует использовать такие формы работы, как
 
 
                  игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);
 
коллективные творческие дела;
 
общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);
 
индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
 
работу с родителями (повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
 
 Для того чтобы понять, каким образом идет формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение года следует организовать проведение исследования:
 
 
                  анкетирование родителей обучающихся (Приложение 1).
 
 Цель: получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.
 
 Так, на основе ранжирования анкет, были получены следующие данные: неполных семей – 40%, семей, где один ребенок –61%; семей, имеющих двоих и более детей – 39%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, неполноценное взаимодействие с другими людьми, что обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания развитию общения.
 
 
                  проведение изучения организованности коллектива (Приложение 2).
 
 Цель: определить сформированность коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
 
 Предложенная карта-схема представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой. С целью наблюдения динамики развития коллектива следует проводить данное наблюдение несколько раз в год.
 
 Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
 
 Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал. Предложенные к данному выступлению материалы помогут педагогу сделать работу по формированию коммуникативных компетенций младших школьников более эффективной.
 
 Приложение 1.
 
 Анкета для родителей первоклассников
 
 Прошу Вас заполнить анкету, что позволит больше узнать о Вашем ребенке и найти к нему индивидуальный подход.
 
 1. ФИО ребенка _____________________________________________
 
 2. Дата рождения ____________________________________________
 
 3. Домашний адрес, телефон ___________________________________
 
 4. Данные о родителях (ФИО, возраст, образование, место работы, должность, раб. телефон):
 
 МАТЬ ______________________________________________________
 
 ОТЕЦ ______________________________________________________
 
 5. Состав семьи (обведите кружком):
 
 а) полная;
 
 б) неполная;
 
 в) малообеспеченная;
 
 г) многодетная;
 
 д) ребенок под опекой;
 
 е) есть у ребенка братья или сестры (указать)
 
 6. Были ли трудности в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, частые заболевания, отставание в физическом развитии)?
 
 _____________________________________________________________________________________
 
 7. Посещал ли ребенок детский сад? ДА НЕТ
 
 С какого возраста? __________________________________________________
 
 Охотно туда ходил? ________________________________________________
 
 8. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (травмы, операции). __________________________
 
 9. Какие формы поощрения применяются дома? _________________________
 
 10. Какие наказания применяют дома? _________________________________
 
 11. Имеются ли у ребенка дома обязанности? Какие? _____________________
 
 12. Как общается с ровесниками?
 
 а) инициативный;
 
 б) ожидает, когда с ним (ней) заговорят;
 
 в) избегает общения.
 
 13. Как реагирует на замечания взрослых?
 
 а) разговаривает;
 
 б) плачет;
 
 в) соглашается, исправляется.
 
 14. Какие игры предпочитает?
 
 а) подвижные;
 
 б) коллективные;
 
 в) индивидуальные, настольные.
 
 15.Как быстро утомляется ребенок в процессе работы?
 
 а) может работать долго (до 30 мин), даже если работа не очень нравится;
 
 б) может долго заниматься только тем, что нравится;
 
 в) нет, даже если дело нравится.
 
 16. Какие кружки и секции посещает ребенок во внеурочное время?
 
 _______________________________________________________________
 
 17. С удовольствием ли идет в школу? ______________________________
 
 Наиболее привлекает ребенка:
 
 
                  школьная атрибутика,
 
звание «школьник»,
 
возможность познать новое.
 
 18. По Вашему мнению (нужное подчеркнуть):
 
 а) ребенок соответствует возрастным особенностям;
 
 б) опережает ровесников;
 
 в) имеет проблемы развития.
 
 19. Есть вопросы и пожелания учителям? ______________________________
 
 __________________________________________________________________
 
 22. Что еще, по вашему мнению, нужно сообщить о Вашем ребенке?
 
 __________________________________________________________________
 
 __________________________________________________________________
 
 Благодарю Вас за откровенные ответы, которые Вы дали на вопросы анкеты. Полученная информация конфиденциальна и нужна для более глубокого изучения    психологических особенностей Вашего ребенка.
 Приложение 2.
 
 Карта-схема изучения организованности коллектива.
 Карта-схема предложенна Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
 
 
                  
                  
                  
                  
                    | Положительные проявления организованности
 
 | Оценочная шкала
 5 4 3 2 1
 
 | Отрицательные проявления организованности
 
 |  
                    | 1. В коллективе имеются органы эффективного самоуправления.
 
 | 
 
 
 | В коллективе нет органов самоуправления.
 
 |  
                    | 2. Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности.
 
 | 
 
 
 | Коллектив не в состоянии без посторонней помощи.
 
 |  
                    | 3. Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом.
 
 | 
 
 
 | Члены коллектива никогда не взаимодействуют друг с другом.
 
 |  
                    | 4. Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе.
 
 | 
 
 
 | Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам.
 
 |  
                    | 5. Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро.
 
 | 
 
 
 | Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается.
 
 |  
                    | 6. Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив.
 
 | 
 
 
 | При возникновении трудностей, ситуаций опасности, коллектив разрушается.
 
 |  
                    | 7. Неудачи в достижении целей коллектива усиливают его стремление к ним.
 
 | 
 
 
 | Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив, ведут к отказу от них.
 
 |  
                    | 8. Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами.
 
 | 
 
 
 | Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них.
 
 |  
                    | 9. Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу.
 
 | 
 
 
 | Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов.
 
 |  
                    | 10.В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу.
 
 | 
 
 
 | Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность.
 
 |  
                    | 11.Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия.
 
 | 
 
 
 | Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий.
 
 |  
                    | 12. Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой.
 
 | 
 
 
 | Имеющиеся в коллективе группировки школьников никогда не взаимодействуют между собой.
 
 |  
                    | 13.Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования.
 
 | 
 
 
 | Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию.
 
 |  
                    | 14.Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях.
 
 | 
 
 
 | Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось.
 
 |  
                    | 15.В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры.
 
 | 
 
 | В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают.
 
 |  
 Приложение 3.
 
 Приёмы работы по формированию коммуникативных навыков
 
 1. Построение рассуждений по схеме.
 2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
 Какая красота!
 
 Как он красив!
 Какое счастье!
 Какая радость!
 3. Продолжите ряд:
 Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
 шумит, бурлит, плещется, …, ….
 Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
 Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
 розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
 4. Языковые игры. «Кто больше?»
 
 Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
 Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
 
 5. Коррекционные речевые упражнения
 
 Упражнение № 1. «Ролевое общение».
 
 Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
 
 Упражнение № 2. «Передача чувств».
 
 Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
 Упражнение № 3. «Сильные стороны».
 
 Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
 Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
 
 Упражнение № 4. «Эмпатия».
 
 Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
 Упражнение №5. «Через стекло».
 
 Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
 
 Ролевая игра «Трудное решение».
 
 Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
 
 Ролевая игра «Карусель».
 
 Назначение:
 - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
 - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
 В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
 Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
 Примеры ситуаций:
 
 - Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
 
 - Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
 - Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
 
 - После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
 Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
 Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.
 Приложение 4
 
 Классный час
 
 «Мир человеческих отношений»
 
 Форму его проведения переняла у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Наш классный час проходил в форме викторины и назывался «Можно – нельзя?».
 
 На классной доске помещен рисунок с изображение совы – символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуации, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости, счастья.
 
 Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержаться задания такого типа:
 
 
                  Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются.
 
 Что вы можете сказать о таких мальчиках?
 
 
                  В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место с улыбкой, смотрит на тех, кто стоит.
 
 Как должна была поступить Оля?
 
 
                  Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька». – «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня.
 
 Как вы думаете, права ли Таня?
 
 
                  Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
 
Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
 
 После того как ребята выскажут свое мнение, проведут свои примеры, берем листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаем «мнение» Совы.
 
 |