|
Рассказ по картине. Поэтому мы с вами будем работать над состовлением рассказа по картине. Посмотрите на картину
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №20» «ЗОЛУШКА»
Педагог: Воронина Валентина Филипповна
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Развитие познавательных способностей в совместной деятельности при работе с картиной в старшей группе
с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки»
методика И. Н. Мурашковской, Н. П. Валюмс
Цель работы по картине:
Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.
Задачи:
1.Формировать умение:
а) делить на части и объединять;
б) устанавливать причинно - следственные связи. 2.Развивать воображение и индивидуальные особенности восприятия окружающего мира. 3.Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка.
Ход совместной деятельности
- Здраствуйте ребята! - Ребята, я услушала, что в вашем детском саду объявлен конкурс на лучший рассказ по картине. Поэтому мы с вами будем работать над состовлением рассказа по картине. - Посмотрите на картину Слайд - Кто изображен на картинке?
(Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека.)
-Мальчик, девочка
-Что они делают?
-Лепят снеговика. -Какой-то рассказ у нас с вами получается короткий,
-А, что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый, лучшим для конкурса.
Варианты ответов детей рассмотреть. – Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину!!! Попробуем поделить картину на части. - Как мы это будем делать?
Варианты ответов детей. (Разрезать)
-Если мы разрежем картину, то сможем мы ее подробно рассмотреть.
-Нет.
-Я вам предлагаю поделить картину на части, а научит нас делить картину на части волшебник, которого зовут «Дели».
- «Дели» умеет все на свете делить на части. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела.
- Давайте посмотрим на картину с помощью подзорной трубы, которая поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности на картине.
- Наводим глазок "подзорной трубы" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект.
— Итак, что вы увидели в глазок подзорной трубы, называйте мне, и мы вместе с вами будем зарисовывать.
Теперь картина проясняется: подзорная труба четко помогла нам выделить каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: мальчик, девочка, снег, снеговик, санки, снежинки, ведро, морковка, вороны и т.д.
(Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями.)
2.Связи и взаимодействия между объектами - Как же нам помог волшебник «Дели» подробно рассмотреть картину.
Ответы детей.
Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое, а нам поможет другой волшебник его зовут «Дели - Давай» он может не только делить, но и все на свети объединять искать друзей между частям.
Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давая умение объединять. Вот, например, снежинки можно объединить со снегом, потому что снег состоит из множества снежинок. А с чем, по-вашему, Дели - Давай собрался объединить снеговика?
- Мальчик и девочка: Мальчик дружит с девочкой. - ворона и ветка: ворона сидит на ветке.
- санки и девочка: девочка катит санки.
- снеговик и снег: снеговика слепили из снега.
- Что еще?
-(Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим.)
-Ребята какие мы молодцы, посмотрите, как мы с волшебником «Дели Давай» смогли объединить все части картины.
3.Характеристики объектов и действий
Схема готова (Основу для рассказа мы подготовили), но чего-то не хватает в нем образов, пленяющих воображение.
Воспитатель:
Давайте, ее оживим?
-Чем можно ее оживить?
Ответы детей (звуками, красками).
-Давайте войдем в картину и послушаем звуки картины.
-Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?
— Я слышу, как каркают вороны.
— Я слышу, как скрепит снег.
— Я слышу, как вдалеке разговаривают люди.
— Я слышу, как шумят и сигналят машины.
-Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать. Что можно потрогать в картине?
-снег, снеговика, ворону, и др. (сама трогаешь печку)
Выводы совместно с детьми:
Мы с вами проделали большую работу:
-подробно рассмотрели картину;
-составили схему;
-оживили (послушали, потрогали).
Ребята, сегодня мы сделали первый важный шаг в подготовке к конкурсу на составление лучшего рассказа по картине. Когда вы вернетесь в группу, то можете составить рассказ от имени одного из персонажей, а в составлении рассказа вам поможет схема. Удачи вам и успехов.
|
|
|