|
Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям
РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.
ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Основные группы причин неуспеваемости
Педагогические
Психологические
Нейрофизиологические
Педагогические причины
Низкая интенсивность учебной деятельности
Низкая эффективность учебной деятельности
Пропуски занятий
Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя
Недостаток заботы и любви родителей
Психологические причины
Несформированность мотивов учебной деятельности
Недисциплинированность
Нарушения в эмоционально-волевой сфере
Большие пробелы в знаниях
Большие пробелы в учебных умениях и навыках
Низкий уровень познавательных способностей
Нейрофизиологические причины
Общая ослабленность организма
Слабый тип высшей нервной деятельности
Нарушения зрения, слуха, артикуляции
Микропоражения коры головного мозга
Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
-
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
Стимулирование учебной деятельности (поощрение)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
Различные формы взаимопомощи
Дополнительные занятия учителя с учеником
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создать атмосферу доброжелательности при опросе, Снижение темпа опроса
Предложить примерный план ответа
Разрешить пользоваться наглядными пособиями
Стимулировать оценкой, похвалой
При изложении нового материала
Поддерживать интерес при усвоении темы
Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы
Ссылка на аналогичные задания
Напоминание приёма и способа выполнения задания
Ссылка на правила и свойства
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий
Более тщательный контроль за учебной деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимы определенные развивающие упражнения, так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.
Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Всестороннее повышение эффективности каждого урока
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
Индивидуальный подход к учащемуся
Специальная система домашних заданий
Усиление работы с родителями
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников
Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам
Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, с мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении
-
Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с ученическим активом, родителями, общественностью
Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий
Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование
Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению неуспеваемости
Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости
|
|
|