|
Путешествие в дальние страны. Австралия
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ОС «Школа 2100»)
Тема урока: Путешествие в дальние страны. Австралия.
Цели урока: 1-я линия развития – знакомство с целостной картиной
мира:
Познакомить детей с природой Австралии, с коренными
жителями Австралии, её достопримечательностями.
Повторить природные зоны и тепловые пояса Земли.
Научить использовать карты для получения информации.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
4) Уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.
5) Беречь богатства природы в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник-тетрадь по окружающему миру «Наша планета Земля» ч. 2
(авт. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан).
Методы обучения: проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, картинки.
Ход урока:
I. Организация класса (самоопределение к деятельности).
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, и начнём урок.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
У детей учебник открыт на с. 96 – 97.
- Посмотрите на карту полушарий и скажите, на каких материках мы уже побывали. (СЛАЙД 1)
(Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия)
- Где мы еще не были? (В Австралии и Антарктиде)
- А куда мы сегодня отправимся в путешествие, догадайтесь? Это самый маленький материк и самая маленькая часть света. (Австралия)
- Тема нашего урока: Путешествие в дальние страны. Австралия. (СЛАЙД 2)
- Какие цели у каждого нашего путешествия?
(Узнаем, как был открыт материк, о географических объектах материка, какой климат, какие животные и растения обитают на этих материках, познакомимся с жителями и достопримечательностями.) (СЛАЙД 3)
- Ребята, а как можно было в те времена попасть в Австралию?
(Только морским путём)
- Мы тоже отправимся в путешествие на корабле. (СЛАЙД 4)
- Итак, представьте, что мы подплываем к берегам Австралии. (СЛАЙД 5)
III. Совместное «открытие» знаний.
Открытие Австралии. Рассказ учителя.
- Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на берег нового материка английский флаг. Материк назвали «Южной землей», или Австралией. Это открытие считается официальным открытием Австралии. Однако, западное побережье Австралии и ранее посещали путешественники. (СЛАЙД 6)
2. Географические объекты Австралии. Работа по учебнику с физической картой Австралии. (с. 96 – 97, с. 101)
А) – Следуя целям нашего путешествия, определите географическое положение Австралии.
(Учебник с 96 – 97. Австралия расположена в Восточном полушарии. Полностью находится в Южном полушарии. Учебник с. 101 Восточные берега Австралии омывает Тихий океан, на севере, западе и юге – Индийский океан. Недалеко от Австралии находятся острова Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания.)
- А какое время суток в Австралии, когда у нас ночь? А какое там сейчас время года?
- Поскольку через Австралию проходят те же меридианы, что и через Россию, то время суток там не отличается от России, а вот время года там противоположное: в июле - разгар зимы, а в январе – лето, потому что Австралия целиком лежит к югу от экватора.
Б) - Что можете сказать о водных системах самой Австралии?
(Здесь протекает река Муррей, соленое озеро Эйр.) (СЛАЙД 7)
- Муррей - единственная большая река Австралии. Общая протяженность Муррея с Дарлингом на двести километров больше, чем у Волги.
- Озеро Эйр - является крупнейшим озером Австралии и самой низкой её точкой — около 15 м ниже уровня моря. В сухой сезон оно практически пересыхает, обнажается дно. Вода в нем появляется только после обильных летних ливней. Постоянных пресных озер в Австралии нет.
В) - Расскажите по карте о рельефе Австралии.
(Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Здесь нет действующих вулканов. На востоке страны находятся горы – Большой Водораздельный хребет.)
- Большой Водораздельный хребет – сильно разрушенные, невысокие горы с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м). Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов. (СЛАЙД 8)
3. Климат и природные зоны Австралии. Работа с картой природных зон. (с.104 – 105)
- В каких тепловых поясах расположена Австралия? (В жарком и умеренном поясах)
- А какой климат в Австралии? (Жаркий и сухой)
- Предположите, почему в Австралии так жарко и сухо?
- Давайте, сравним климатические условия Африки и Австралии.
(Задание в учебнике на с. 76)
- Там, где в Африке проходит северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат там жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю Австралию. Климатические условия на южном и северном тропике похожи. Значит в Австралии тоже много пустынь и саванн. (СЛАЙД 9)
Чтение текста в учебнике на с. 76.
Вывод: - Австралия – самая засушливая часть света.
4. Население и страны Австралии.
А) Рассказ учителя.
- Первоначально Британия использовала Австралию как место ссылки каторжников. А когда здесь были открыты золотые россыпи, и оказалось, что шерсть австралийских овец ничуть не хуже английских, сюда поехали добровольные переселенцы из Европы.
- Поэтому большая часть жителей Австралии – это потомки переселенцев с Британских островов (англичан, ирландцев и шотландцев). Первые европейцы встретили в Австралии коренных жителей – аборигенов. (СЛАЙД 10)
- Почему у них такая темная кожа?
(Темная кожа защищает от палящих лучей солнца.)
- Сейчас в Австралии живет почти 20 миллионов человек. Аборигены сохранились лишь в глубинных местах Австралии.
Б) Знакомство со столицей, флагом и гербом Австралии.
- Посмотрите на карту мира (учебник с. 112 – 113) и скажите, какие государства расположены на материке Австралия? (СЛАЙД 11)
(Только одно государство.)
- Австралия, единственное государство, занимающее целый материк.
- Найдите ее столицу. (Канберра) (СЛАЙД 12)
- Какие символы есть у каждого государства?
- А это флаг и герб Австралии. (СЛАЙД 13) - Какой флаг напоминает флаг Австралии? (Флаг Великобритании) (СЛАЙД 14)
- Чем отличаются эти флаги?
- На австралийском флаге изображены звезды по числу штатов страны, образующие фигуру созвездия Южного Креста. Южный Крест занимает на Южном небе такое же положение, как у нас – Большая Медведица. (СЛАЙД 15)
- Как вы думаете, а что обозначает синий цвет флага? (Синий цвет флага - символ океана, окружающего со всех сторон Австралию.)
- Что находится в центральной части герба? (щит) (СЛАЙД 16)
- На сколько частей разделен герб? Вы догадались почему? (6 штатов)
- Что вы видите в верхней части герба? (звезду)
- Сколько лучей у этой звезды? (семь)
- Вы можете сказать, что обозначают 6 лучей? (6 штатов)
- А 7 луч символизирует федеральный (столичный) округ Канберру.
- Кто поддерживает щит на гербе? (кенгуру и страус эму)
- Они поддерживают щит с обеих сторон в обрамлении цветущих ветвей эвкалипта.
- Выскажите свои предположения, почему на гербе Австралии изображены именно эти животные?
- На гербе Австралии изображены – кенгуру и страус эму. Не потому, что это уникальные животные, обитающие только на австралийском континенте. А потому, что кенгуру и эму оба наделены природой специальным устройством коленей, не позволяющим им ходить назад. Именно поэтому эти животные изображены на гербе Австралии как символ движения вперёд, прогресса.
(- Герб изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон кенгуру и страусом-эму в обрамлении цветущих ветвей эвкалипта. Щит разделен на 6 частей, каждая из которых заключает в себе эмблему соответствующего штата. В верхней части герба помещена семиконечная звезда, шесть лучей которой обозначают 6 штатов, а седьмой луч символизирует федеральный округ Канберру. Герб в настоящем виде существует с 1912 года.)
- А мы переходим к животному и растительному миру Австралии.
Физкультминутка
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)
5. Растительный и животный мир Австралии. (СЛАЙД 17)
А) - А более подробно о кенгуру вы сможете узнать из фильма. Все внимание на экран.
- Что интересного вы узнали из фильма о кенгуру?
Б) - О страусе эму расскажет нам Агаев Дмитрий. (СЛАЙД 18) СТРАУС ЭМУ — нелетающая птица. Эму очень большая птица и может достигать в высоту до 2х метров. Масса Эму до 60 кг. Страус Эму является частью Австралийской культуры и даже представлен на гербе Австралии. Страус Эму быстро бегает и может развивать скорость до 50 км/час. В отличии от других страусов, Эму не купается в песке, а предпочитает воду и довольно неплохо плавает. Питаются ягодами, семенами, плодами и мелкими животными. Самка Эму откладывает тёмно-зелёные яйца (от 5 до 20 яйц), но насиживанием занимается самец. В Австралии помимо диких страусов эму водятся и ручные, которых можно покормить с рук. Ручных эму разводят в специальных заповедниках. Мясо эму пригодно в пищу, также в пищу используются яйца. Также ценится жир эму, он обладает болеутоляющим действием.
- Ребята, откройте карту «Животный мир Австралии» на с. 109 учебника.
- Рассмотрите ее внимательно и скажите, какие еще животные там обитают?
- Предположите, а какая главная особенность животных этого континента?
(Там обитают сумчатые животные и много птиц.)
В) – Ребята, отгадайте такую загадку:
Забавный медвежонок с большою головой.
На вид, словно спросонок, медлительный такой
Питается лишь ночью древесною листвой.
А днём он есть не хочет, и спит в листве густой. (Коала). (СЛАЙД 19)
- Коала – некрупный зверь плотного телосложения. Обликом коала немного напоминает медведя (отсюда его название – сумчатый медведь). Коалы обычно молчаливы и подают голос в случае опасности. Испуганный или раненый коала кричит и «плачет», как ребенок. Движения коалы медленны. Они населяют эвкалиптовые леса и почти всю жизнь проводят в кронах этих деревьев. Днем коала спит, ночью лазает по деревьям, отыскивая корм. В день коале требуется до 1 кг листьев. Обычно у них рождается один детеныш. В возраст 7 – 8 месяцев детеныш покидает материнскую сумку и переселяется на спину матери. Мать терпеливо носит его и охраняет. Лишь в возрасте 1 года детеныш окончательно покидает мать.
Г) - О ЕХИДНЕ нам расскажет Лазаренко Никита. (СЛАЙД 20)
ЕХИДНА ЖИВЁТ в сухих зарослях кустарников. Нор она не роет. Главная её защита – иглы. Потревоженная, ехидна сворачивается в шар, как ёж. Днём она спит, а ночью отправляется на поиски насекомых. У неё очень тонкий слух, но плохое зрение. Ехидна питается муравьями, термитами и другими насекомыми, а иногда и мелкими животными. Она разоряет муравейники, сдвигает тяжёлые камни, толкая их лапами, чтобы найти червей и насекомых. Рассказывают об одном зоологе, который запер на ночь ехидну у себя в доме на кухне. Наутро он был очень удивлён, увидев, что ехидна передвинула в кухне всю мебель. Самка откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке. Интересно, что Австралийская ехидна изображена на 5-центовой монете и на юбилейной монете в 200 долларов, выпущенной в Австралии в 1992 г. А ехидна Милли была одним из талисманов Летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.
Показать слайд 21 – 5-центовая монета, юбилейная монета в 200 долларов.
Показать слайд 22 – талисман Олимпийских игр 2000 г.
- Талисманами Летних Олимпийских игр в Сиднее в 2000г. стали редкие животные кукабурра (австралийский зимородок-хохотун), утконос и ехидна. Причем кукабурру назвали Олли (в честь Олимпиады), утконоса – Сид (от слова Сидней), а ехидну – Милли (от слова "миллениум").
- Латинское слово "миллениум" означает временной период, равный 1000 лет.
- А греческой мифологии Ехидна – это чудовищный демон, наполовину женщина, наполовину змея. Ее лицо было бы красивым, если бы злоба не искажала его черты. Ехидна жила в глубокой пещере в горах, куда заманивала людей и пожирала их. (СЛАЙД 23)
- Конечно, удивителен животный мир Австралии. Это и знаменитое кенгуру, и неотразимо симпатичные коалы, утконосы с ехиднами и настоящее птичье царство. (СЛАЙД 24)
- Растительный мир Австралии не менее удивителен. Сейчас вы в этом убедитесь.
Е) - Жукова Алена подготовила сообщение об эвкалипте. (СЛАЙД 25)
ЭВКАЛИПТ называют “алмазом лесов”, “деревом жизни” и “деревом чудес». Всё удивляет в этих необычных деревьях — и быстрый рост, и гигантские размеры, и гладкие стволы. В дупле старого эвкалипта могут свободно разместиться несколько десятков человек. За год австралийский гигант прибавляет в росте 5 метров! В эвкалиптовом лесу всегда чистейший воздух с особенным ароматом. В таком лесу всегда солнечно, вы не увидите в нем тени. Это из-за того, что листья эвкалипта всегда повернуты ребром к солнцу, и солнечные лучи проскальзывают сквозь них. На одном и том же дереве можно увидеть листья разной формы. Древесина этих деревьев обладает высокой прочностью, а из листьев получают эфирные масла.
Ж) - А Фроликова Анастасия нам расскажет о бутылочном дереве. (СЛАЙД 26)
В Австралии, в самых сухих областях растут БУТЫЛОЧНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Эти деревья достигают 15 м в высоту, а внизу расширяются до 2м. Оно увенчано густой кроной, состоящей из узких листьев длиной 8 см. Бутылочное дерево действительно похоже на бутылку. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников. Кроме того, из бутылочного дерева добывают сладкий сок, очень полезный и питательный.
6. Достопримечательности Австралии.
- Австралия не богата памятниками старины. Наиболее известные архитектурные сооружения Австралии расположены в Сиднее. Это – здание Оперного театра и Сиднейский мост.
А) СИДНЕЙСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. (СЛАЙД 27)
- Что вам напоминает здание оперного театра? (Корабль, плывущий по воде.)
Сиднейский оперный театр - является символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Он признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире.
Б) УЛУРУ или АЙЕРС-РОК. (СЛАЙД 28)
- В центре континента высится громада Айерс-Рок, или Улуру (Священная), как называют ее аборигены. Главная особенность скалы – это игра цветов, зависящая от освещения: на рассвете он черный, утром – багрово-коричневый, в полдень – слепяще-оранжевый, на закате – пламенно красный.
III. Самостоятельное применение знаний.
Выполнение задания 9 в рабочей тетради на с. 68.
- Обведите красным карандашом обитателей Австралии.
- Ребята, а каких животных вы не обвели? (Белых медведей и пингвинов)
- Почему? (Потому что эти животные обитают в Антарктиде)
- А вот с этим материком мы познакомимся на следующем уроке.
IV. Итог работы. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Давайте обобщим все то, о чем сегодня шла речь на уроке.
- А помогут нам в этом Назар, Нина, Никита.
Ученица. Мы в Австралии бывали!
Мы Австралию видали!
А ведь раньше никогда мы не ездили туда?
Ученик.
А со мною так случилось:
Мне Австралия приснилась.
Вот послушайте сейчас
Мой короткий сон – рассказ.
Я летел на вертолете,
А быть может, – самолете.
Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна.
С парашютом я спустился,
И на суше очутился,
Осмотрелся – ни души,
Все дороги хороши.
Чтобы не замерзнуть вдруг,
Я отправился на юг
Только странно, чем южней –
Холодней и холодней.
Я увидел дивный лес:
Там деревья до небес.
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.
Ученица.
Очень странная страна –
Любит пошутить она?
Эти звери погляди,
Носят сумки впереди.
Ну, а этот ради шутки
Нос свой одолжил у утки.
Мишка этот как бандит,
Он на дереве сидит.
Ну, а это, кто такой
Появился предо мной?
Ученик.
Это – местный житель
Страны сей долгожитель.
От него же я узнал,
Что в Австралию попал.
Что ее Тасман открыл,
Кук открытье закрепил.
Австралия – богатая страна
Имеет уголь, нефть и золото она.
Имеет развитое производство,
Большое место занимает овцеводство.
Я мог бы еще что-нибудь узнать,
Но тут будильник зазвенел –
Пора вставать.
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Где пригодятся знания?
- Давайте отметим ребят, которые больше всех помогли в открытии знаний?
Оценки за урок.
- Ребята, удивительный символ Австралии – кенгуру благодарит вас за помощь и работу на уроке, и дарит вам на память о нашем путешествии вот таких кенгурят.
V. Домашнее задание. (СЛАЙД 29)
- Ребята, как вы думаете, а что я вам задам на дом?
Творческое задание: подготовить сообщение о любом животном или растении Австралии.
Если останется время – включить фильм об Австралии.
|
|
|